Смерть в первом акте

Первым человеком, с кем я по-настоящему познакомился в театре, была Елена Андреевна. Заслуженная артистка, одна из ведущих актрис театра, член художественного совета и так далее и тому подобное. Несмотря на все свои регалии, в ней абсолютно не было снобизма, она была человеком широкой души и, что действительно большая редкость, была открыта всему новому, необычному и экспериментальному. Вот, казалось бы, у тебя всё хорошо  – так и почивай на лаврах признания и успеха!
Не тут-то было! Она пыталась улавливать и впитывать в себя новые театральные веяния, всегда искала и пробовала по-разному подходить к своим ролям.

Однажды, во время дневного спектакля мы что-то обсуждали в её гримёрке, и случайно услышали разговор двух молодых актрис. Те были заняты в эпизодических ролях в первом акте и решали, стоит ли выходить на общий поклон в конце спектакля, или уйти пораньше (кто там, дескать, о нас вспомнит).
И тут раздался поставленный голос Елены Андреевны:
- Девоньки, вы мне сейчас просто молодость мою напомнили. Я вам кое-что расскажу, а вы послушайте, вдруг поможет.
"Девоньки", то есть, я и две юные актрисы, стали слушать. Какие-то детали уже подзабылись (в рассказе Елены Андреевны назывался и город, где всё это произошло и спектакль, в котором она играла) но суть истории сохранена.

Итак, рассказ актрисы.

Я вот такой же девчонкой, как вы сейчас, оказалась там, сразу после театрального.
Город мне понравился. Театр был небольшой, старенький, но его любили. Была своя постоянная публика, постановки обсуждались и уж, конечно, все актёры были на виду. Меня сразу же ввели в пару спектаклей. Правда, слов у меня там было немного, что-то вроде "кушать подано". Ну да все молодые через это проходили.
И то ли у меня талантливо выходило это самое "кушать подано", то ли по каким-то другим причинам, но меня заметили, и в третьем спектакле я получила уже настоящую роль!
В те годы часто ставили пьесы, которые "ярко отражали героические трудовые будни советской страны", как писали в газетах. Так вот, действие нашего нового спектакля происходило на фоне строительства ГЭС где-то в Сибири.
Условия были суровыми, что сразу проявляло характеры героев. У меня была роль активной комсомолки, которая собственным примером воодушевляла других на трудовые подвиги во имя светлого будущего. В общем, Павка Корчагин в юбке, или Искра Полякова. А я, честно сказать, и сама была такой в жизни, поэтому роль мне далась легко и играла я с удовольствием – горела, можно сказать. Мне потом многие говорили: ну, Ленка, ты такая естественная в этом спектакле. Правда, в конце первого акта я погибала – тонула в водохранилище этой самой ГЭС. Это вносило в спектакль высокую трагическую ноту, зато в конце всё заканчивалось хорошо. Стройку сдавали с опережением срока, герои после суровых испытаний находили своё счастье, и вообще, со сцены в зрительный зал веяло оптимизмом и верой в светлое завтра. На поклон я, улыбающаяся утопленница, выходила вместе со всеми.

И вот как-то раз, сразу после того, как затонула, захожу я в свою гримёрку, и вижу в окно, что погода портится и скоро явно ливанёт дождь!
Вот что мне сидеть до конца, спрашиваю себя, а уеду-ка я хоть разок пораньше. Тем более, общежитие моё находилось далековато от театра, а транспорт ходил не ахти.
И уехала.
И что вы думаете, именно на этот спектакль пришли два необычных зрителя. Ну, то, что они необычные, стало ясно уже потом. Это были молодая мама с маленьким сыном. И этот сын оказался невероятно впечатлительным мальчиком. Моя героиня его так увлекла, что он следил только за ней и абсолютно поверил в её смерть. Он был просто подавлен этим событием!
В антракте мама пыталась его всячески успокоить, но ничего не помогало. Тогда она пустила в ход железобетонный аргумент: вот закончится спектакль, и ты увидишь её на сцене вместе со всеми актёрами. Жива она и здорова, не бойся, это же всё не взаправду, это же придумано, как сказка.
И мальчик, глотая слёзы, стойко досидел до конца спектакля.

Представляете, что с ним произошло, когда он увидел, что на сцену вышли все, кроме меня? Вот где была трагедия! Ой, не могу, сама почти ревела, когда они мне потом это всё рассказывали.
В общем, с мальчиком случилась истерика, и мама полночи с ним промучилась, прежде чем он смог уснуть.
Вот такой у них вышел культпоход!

На следующий день утром они пришли в театр, разыскали меня на репетиции, дождались перерыва, и мы, наконец, встретились.
Пока я слушала эту историю, мальчик сидел и смотрел на меня, почти не мигая!
Я, конечно, извинилась перед ними,  подписала какую-то открытку, поцеловала мальчика на прощание, и они ушли счастливыми.

Помню, подумала тогда: вот если бы все зрители у нас были такими!
Себе-то я долго не могла простить этого ухода. И потом дала зарок на всю жизнь – никаких вольностей, от первой до последней минуты на сцене, это твой долг!

На поклон, девоньки, надо выходить всегда! Потому, что никогда не знаешь – что происходит по другую сторону.


Рецензии
Замечательная история. И, да - АПЛОДИСМЕНТЫ.
И правда, есть артисты - от Бога. И память о таких - на всю жизнь. Даже если случайно, однажды увидишь в спектакле, и больше тебе этот артист никогда не встретится. Всё равно, где-то в душе помнишь...

Мария Купчинова   23.05.2020 20:44     Заявить о нарушении
Да, всё так и есть. О таких актёрах помнишь всю жизнь.
И история эта когда-то меня просто потрясла.
Спасибо за отклик, Мария!
Как бы нам всем тоже заслужить аплодисменты...

Александр Тебеньков   23.05.2020 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.