Три сестры. Гл. 83. Истина

                Глава 83
 
                Истина

                Время небес. Инобытие

       Что есть истина? Сущее, единое и всё. Три структуры многого.

            Море философии окружало Рокотова. Какие – то неведомые силы заставляли его вместе с великим поэтом структурировать мир, собирать его в нечто целое, зачем – то оглядываться в прошлое, черпая из него, то, что смутно определялось тогда и требовало, даже заставляло определять сейчас. Вековечный поиск истины, от которого не уйти и не спрятаться…
- Поговорим об истине, -обратился Тютчев к Рокотову.
-  Что о ней говорить, - усмехнулся Алексей, - у каждого философа своя истина.
-Но ты согласен со мной, что факты чувственного опыта не могут служить истиной?
-Конечно, мы все время обманываемся в чувствах, где уж тут отыскать истину…Реальность данная нам в ощущениях – не истинная реальность.
- Но тогда может быть истина – это сумма самых высоких, отвлеченных понятий?
-Тогда истину можно создать, практикуя свой ум, вряд ли это будет истиной. Трудно найти истину используя форму ощущения или понятия. Ты, сам-то как формулируешь истину?
Я формулирую истину с помощью трех понятий: сущее, единое и всё.
-Ты их как-то связываешь?
- Начну с того, что истина есть сущее или то, что есть!
- Но мы говорим «есть» обо многих вещах.
-И что?
-Многие вещи сами по себе не могут быть истиной, потому что они различаются друг от друга…
-Браво, философ, многие вещи не могут быть самою истиною, но они причастны одному и тому же, которое и есть истина…
- И…
-И это есть сущее!
- И что далее?
-А то, что сущее как истина не есть многое, а есть единое.
-Тогда напрашивается вопрос, а что есть единое?
-Прежде всего оно есть только немногое…
- Но, если оно есть только немногое, то есть отрицание многого, тогда оно имеет многое вне себя, и поэтому единое и многое будут иметь одинаковое притязание на истину. То есть истина распадалась бы и противоречила бы себе.
-Поэтому единое, как истина, не может иметь многое вне себя, оно должно иметь многое в себе, быть единством многого, или существовать как единство всего.
-И какой же вывод можно сделать?
- Да тот с которого мы начали наши рассуждения. Истинно-сущее, будучи единым, вместе с тем есть и всё, или истинно – сущее есть всеединое.
-И ты это отразил в своей поэзии?
- Да, продолжал поэт, - мир для меня существует в виде многого: природы, мира теней, мира звезд. Но все многое объединяется в едином. Единое содержит в себе разнообразные качества многого и многое функционирует только как производное от единого.
- Но у многого должна быть структура, ты выстроил свою структуру мирозданья?! – не то спросил, не то утвердил Рокотов.
- Структура…, да…, структура…. Существуют три структуры многого, они существуют вместе и отделенные друг от друга двумя переходами, являющимися тоже многим.
- Я кажется догадываюсь, куда ты клонишь…
- Итак, первая структура – природа, вторая – тени прошлого, третья - бесконечное пространство космоса… В первую структуру встроен человек, как нечто особое, входящее в структуру и одновременно выходящее за ее пределы. Человек не может быть только многим. С человеком все гораздо сложнее.


Рецензии