В пути

   Монотонно убаюкивающее работал мотор под капотом небольшой иномарки едущей по заснеженной трассе меж невысоких лесистых сопок. Вокруг белая мгла из холодных изящных снежинок падающих с небес, и некоторым из них удавалось прилипнуть к лобовому стеклу довольно урчащей машины. А когда нарушался до критического состояния обзор дороги, шофёр иномарки сладко зевая включал дворники и они недовольно скрипя сметали на обледеневшую трассу предновогодний белый снег. 
 - Как бы не уснуть – равнодушно пробурчал водитель осушая баночку «Ред Булла» – а это на такой заснеженной и промороженной трассе последнее дело. Хорошо хоть встречных машин немного.
 - Да, мало кто захочет выехать в такой снегопад на дорогу – согласился с ним, сидящий в пассажирском кресле крепкий мужчина – слишком это рискованное и опасное занятие. Крутануть машину может на повороте в любую минуту и тогда Новый год придётся встречать в тайге с дедом Морозом под заснеженной ёлкой. 
 - Хорошо если с дедом Морозом – весело хохотнув произнёс шофёр нажимая педаль газа – хуже будет, если с ангелами небесными.
 - Типун тебе на язык – недовольно проворчал пассажир – нельзя такое Фёдор говорить, когда опасность на каждом повороте подстерегает.
 - Это верно – согласился водитель крутя баранку – включи хоть радио Степан. Сейчас город по объездной дороге проезжаем, может скажут что хорошее.
   Пассажир протянул руку к автомагнитоле, нажал блестящую кнопочку и радио дикторша бархатным голоском равнодушно произнесла:
 - Сейчас на улицы нашего города вышло на борьбу со снежной стихией девятьсот дворников.
 - И один пьяный водопроводчик – добавил зевая Степан.
 - А почему водопроводчик? И почему пьяный?
 - Да потому Фёдор, что пока ему не нальют, он ничего тебе делать не будет. А если нальёшь ему сто грамм, то он тебе хоть гору свернёт. Был в нашем ТСЖ один такой здоровенный водопроводчик, плеснут ему дворники водочки в стакан и он за них и тротуары от снега очистит и песком на дороге ледок посыплет. В общем, работал он как трактор, горючку только ему вовремя подливай, что б не буксовал.
 - А почему был? Что он сейчас у вас в ТСЖ не работает?
 - Выгнали его за пьянку. Обычный в таких случаях финал.
 - Грустный финал. А я расскажу тебе Степан сейчас весёлую историю которая приключилась со мной по осени – сказал водитель осторожно притормаживая на крутом повороте машину – люблю я садить на своей даче кабачки. Представляешь, посадишь в травяную копну маленькое зёрнышко весом всего лишь в один грамм, а по осени снимаешь урожай кабачков минимум с центнер. Прямая, так сказать весовая выгода, в сто тысяч раз! И никакого за ними ухода, никакой сорняк им не страшен. Куда там до кабачков по урожайности той же допустим картошке. Но одно плохо, портятся они у меня быстро, вёдрами в мусорный бак приходится их выбрасывать. Думал я думал, экспериментировал по части спасения кабачкового урожая и вот что придумал. Зашёл я как-то раз к дочке в комнату, а она в это время на практике в другом городе была, глянул я на её бесхозное пианино, подошёл к нему по клавишам побренчал, чижика-пыжика сыграл. Настрой думаю не тот. Верхнею крышку у пианино открыл, смотрю а там внутри столько свободного пространства прозябает. А не положить ли думаю в него кабачки, что зря полезной площади пустовать. Наложил я в него кабачков, да и забыл про них. А через месяц дочка приехала домой, за пианино села, по клавишам постучала. Папа! Кричит она мне. Настройщика вызывай! Пианино совсем не звучит! Ладно, говорю, дочка, вызову. И пока она на кухне ужин готовила, я из пианино все кабачки извлёк. И что самое удивительное, все они были чистые свежие, как только что с дачи принёс. Музыка, думаю, творит с моими кабачками настоящие чудеса. Зашёл я на кухню. Дочка, говорю, я твой рояль настроил. Села она за пианино, музыку сыграла. Папа! Кричит удивлённо она, да ты у меня настоящий волшебник! Пианино как новое, и звучит намного лучше прежнего! Я порекомендую тебя своим лучшим подругам. 
 - А у меня тоже – сказал Степан смеясь – произошёл однажды презабавный случай. Поехал я как-то раз со своей женой и дочкой отдохнуть на море, в Таиланд. Приехали, а там в честь какого-то юбилея их аристократы бесплатный ужин туристам организовали. Зашли мы в ресторан. Смотрим, а на раздаточных столах лежат разносы с всевозможными местными деликатесами из жареных тараканов кузнечиков и жирных гусениц. Ворочу я нос от них и думаю, вот это поужинали. А дочка мне, да что ты папа нос воротишь, это же про-те-и-ны. Кушай их и наслаждайся, ничего подобного ты у нас в России не попробуешь. Взял я со стола деревянные щипчики, и троекратно перекрестившись, осторожненько положил себе на блюдечко одного таракана кузнечика и гусеницу. Спаси думаю Господи и сохрани меня от такого ужина. Вдруг входная дверь с грохотом открывается и врывается в ресторан огромная толпа голодных китайских туристов. Меня с женой чуть под стол не запихали. Насекомые мои за рубаху залетели, щекочут там мне пузо. Блюдечко, так то вообще чуть на голове оказалось. А китайцы пихаются, жадно гребут в свои тазики лопатками насекомых и ликуя тащат к своим столам. Кое как мы выбрались в толчее из ресторана, как говорится, не солоно хлебавши. И зарёкся я в будущем посещать такие бесплатные таиландские ужины.
 - А я как-то видел по телевизору дворцы арабских шейхов – сказал Фёдор, усмехаясь рассказу Степана и старательно обруливая стоящую на обочине огромную фуру – всё у них там в золоте. Даже унитазы и ванны из золота. Бедные и несчастные они люди, думаю. Сидят они на своих золотых унитазах, созерцают свои золотые динары и ничего-то в жизни больше не видят. А стены моих гигантских великолепных дворцов из этих величественных заснеженных сопок украшенных могучими кедрами. Потолки, из неба с барашками-облаками с Солнцем, а ночью с Луной со звёздами-изумрудами. Пол моего дворца из этой манящей вдаль, бесконечной дороги.  Куда там нищим духом арабским шейхам до моих чудных дворцов.
 - Да, воистину золото сводит человека с ума – согласился с водителем Степан – есть что-то в нём мистическое неподвластное нашему разуму и мало кто из людей может противостоять его магическому воздействию. Вот к примеру Фёдор, смоделируем такую ситуацию – представь себе, что увидел ты на пустынной дороге гору золота.
 - А откуда бы она взялась на пустынной дороге?
 - Ну, допустим арабский шейх ехал на своём золотом форде к невесте и выбросил, самую малость, килограмм сто золота на дорогу, ибо мешало оно вовремя приехать к возлюбленной и увезти её в свой гарем. Как бы ты поступил Фёдор, увидев эту бесхозную кучу золота у себя на пути?
 - Объехал бы. Да и дальше себе поехал.
 - И ничего бы себе не взял? Даже маленького самородка на память.
 - Ну, маленький самородок может быть и взял.
 - Вот! – Воскликнул Степан – с этой малости всё и начинается Фёдор! И я обрисую дальнейшее развитие твоих событий. Едешь ты значит по дороге дальше и думаешь – эх, а дочке бы надо получить высшее образование.  Она же у меня талант, как на пианино хорошо играет, заслушаешься иногда. А сын, младшенький то мой, кто ему даст достойное будущее. А он растёт у меня математиком, физику обожает. А я со своей мизерной зарплатой разве смогу позволить ему учится в каком-нибудь престижном университете? А жена, моя верная подруга с которой я живу почти тридцать лет и до сих пор я не купил ей даже простенькой недорогой шубки. Всё денег у меня нет на это. Надо было бы взять самородок покрупнее, хотя бы в двести грамм. А то взял крохотный кусочек золота, и на пятьдесят грамм не потянет. Совестливый какой нашёлся. Его не хватит чтоб решить даже малую часть моих проблем. И вот так коря себя и ругая, ты вдруг понимаешь какой же ты был болван, что не взял из той золотой кучи хотя бы килограмм драгоценного металла. А почему только килограмм? Вдруг задумываешься ты. Разве килограмма золота хватит мне, что б решить все насущные мои проблемы? Да здесь и пуда мало. Возьму ка я пуд золота, решаешь ты, а может лучше два. Мало ли что в жизни может приключиться, а лишние деньги мне никогда не помешают. Один пуд оставлю для решения своих насущных проблем, а второй пуд золота зарою у себя в огороде под черёмухой. А почему только один пуд зарою? Вновь неожиданно озадачиваешься ты. Что у меня места в огороде мало? Почему я не могу зарыть у себя в огороде всю кучу золота? Ведь бог не зря мне её подарил, увидев мою беспросветную нищету. Заберу я всё золото, места у меня в машине хватает, да и багажник почти пустой. И тут ты со злостью бьёшь себя ладонью по лбу и яростно кричишь. Какой же я дурак! Ну какой же я болван и осёл! Ведь эту кучу золота вполне возможно сейчас гребёт и трамбует в свою машину кто-то другой! И ты резко разворачиваешь свой автомобиль, чуть не столкнувшись со встречной фурой, и на бешеной скорости сигналя и обгоняя попутные машины, мчишься в обратном направлении к своему золоту. И ты готов убить любого, кто решится покусится на твои большие деньги. Вот так, незаметно золотой телец и сводит многих людей с ума, подчиняя их своей воле и превращая в своих жалких ничтожных рабов.
 - Да, так бы наверное всё и случилось – вздохнув ответил чуть усмехнувшись Фёдор – но если я умею контролировать свою мысль, то я бы задумчиво покрутил этот маленький самородочек у себя в кармане. А затем широко размахнувшись, выбросил бы его в открытое окно моей иномарки, чтоб не смущал он разум мой. А дети мои я думаю, сами всего в жизни добьются. Вдобавок они приобретут бесценный опыт борьбы с трудностями и несгибаемую волю к победе. Жена моя обойдётся и без шубы, ведь обходилась как-то целых тридцать лет и без неё, приобретя закалку своего организма и иммунитет от всех болезней.
   И закадычные друзья, посмеявшись немного над финалом своей дискуссии, притихли слушая по радио рекламу каких-то промышленных товаров.
 - Как надоедает иногда эта реклама – недовольно поморщившись произнёс Степан – мне кажется, что при частом повторении она превращается в антирекламу для своих хозяев.
 - Но если реклама создана с умом и даже с небольшим юморам – сказал Фёдор припарковавшись у небольшого придорожного кафе – то она принесёт хозяину существенную прибыль. Вот к примеру, один мой знакомый подал в газету такую, вроде бы простую бесхитростную коротенькую рекламу: «Устроим Третью мировую войну вашим мышам тараканам клопам». И ты представляешь, народ клюнул. Заказы посыпались на его фирму нескончаемым потоком. Правда и работали его сотрудники на совесть, не покладая рук своих. Что также служило хорошей рекламой. А сейчас зайдём Степан в кафе и поужинаем, ибо ехать нам ещё до дома три с лишним сотни километров.
   И два приятеля зашли в уютное кафе, купили свой ужин и уселись за обеденный стол под большим фикусом у окна.
 - Селёдочки себе на первое взял – похвастался Фёдор – да разве эту кильку можно сравнить с той селёдкой, которую я по молодости кушал? Работал я раньше на грузовом судне. Возили мы по Амуру всевозможные контейнера от Хабаровска до Николаевска не минуя разумеется попутные большие сёла. И как-то раз наш теплоход зашёл в посёлок Маго, что неподалёку от Николаевска находится. Сошли мы на берег в грузовом порту, а рядом морской сейнер под разгрузкой стоял и селёдку в бочках разгружал. Но вот одна из бочек на поддоне не удержалась, грохнулась на пирс и развалилась. Я не поверил своим глазам. Ты представляешь Степан, вывалились из неё отборные жирные маринованные селёдки чуть ли не в полметра длинной, с необыкновенно душистым ароматом. Грузчики подошли к ней, затылки свои почесали, нас увидели и говорят – забирайте ребята на обед селёдку, такой вкусной рыбы вы ещё не ели. Она у нас на экспорт в Японию идёт. Мы в пакеты ту селёдку загрузили и на свой камбуз отнесли, а на обед нам наша повариха тётя Маша картошки отварила и эту селёдку в тарелках подала. И ты не поверишь Степан, вкусней рыбы я не кушал никогда. С ней не идёт ни в какое сравнение, ни горбуша, ни кета, ни любая другая рыба. Вкус и аромат селёдки был просто обалденный.  Схрямкали мы её всю за один присест, всю без остатка, даже косточки сгрызли. Вот такой бывает необыкновенно вкусной наша российская экспортная селёдка Степан.
   И друзья поужинав и поблагодарив поваров за вкусный обед, вышли из кафе в промороженную вечернею мглу. Уселись в свой автомобиль и вновь поехали по извилистой таёжной дороге к пункту своего назначения.
 - Не пойму Степан, что там впереди маячит? – Сказал через некоторое время водитель иномарки, всматриваясь через лобовое стекло в ночной снегопад.
 - Где Фёдор? Ничего я в этой метели не примечаю.
 - Да вон справа! Приглядись хорошенько. Видишь, по обочине дороги в свете фар две чёрные фигуры бредут. Одна повыше, а другая пониже.
 - Ага, вижу. И что это такое может быть Фёдор? Может это медведица с медвежонком?
 - Да какая тебе медведица Степан, в декабре то месяце.
 - Ну, всё может быть. Вдруг шатуны какие-нибудь.
 - Медведи-шатуны вдвоём не ходят Степан. 
   И когда друзья через несколько минут подъехали ближе, то загадка прояснилась сама собой. По обочине дороги шёл высокого роста старик в длинном чёрном тулупе, с большим рюкзаком за спиной. А за ним понуро брела огромная лохматая чёрная собака. Временами она отряхивалась от налипшего на её шерсть снега и беспокойно всматривалась в придорожную ночную тайгу.
 - Здравствуй дедушка! – Крикнул Фёдор, высунувшись из окна автомобиля – может вас подвезти?
   Старик повернул к водителю своё бородатое лицо и остановившись произнёс:
 - А вы меня возьмёте с собакой в свой автомобиль?
 - Да, конечно дедушка. Нечто мы на бояр похожи – весело ответил Фёдор – садитесь со своим чудовищем. Мы вас издали за двух медведей приняли. Что за порода такая у вашей огромной собаки?
 - Сенбернар – произнёс старик отряхивая себя и собаку от снега – дети мне её ещё щенком подарили. Вот с тех пор и живём вместе – сказал дед запихивая сенбернара в салон автомобиля, а после забрался в иномарку и сам – живём на пасеке почитай уже с десяток лет, за пчёлами ухаживаем, мёд по осени собираем. А сегодня в село решили сходить, за продуктами к Новому году.
 - А как зовут собаку?
 - Тарзан – ответил старик поглаживая сенбернара – умный он у меня и всё понимает. Говорить вот только не умеет.
 - И не страшно вам дедушка одному в тайге жить, за много вёрст от жилья? – Сказал Степан погладив Тарзана по большой как у медведя голове.
 - А чего мне боятся, у меня вон какой могучий охранник. Медведя за версту чует. Да и последнее время их в нашей тайге что-то не видать. Ушли они из наших мест.
 - А почему медведи ушли дедушка?
 - Ушли не только они, но и многие другие дикие животные. Может видели огромные площади погибших деревьев неподалеку от наших мест?
 - Да, дедушка – вмешался в разговор Фёдор, осторожно ведя свою иномарку по заснеженной трассе – и мы ещё подивились со Степаном. Что такое, гадаем, со здешней тайгой приключилось? Стоят серые засохшие стволы деревьев вдоль трассы на несколько десятков километров, да и вглубь тайги по всем сопкам высятся высохшие погибшие деревья. Конца им и края не видать. Чёрных подпалин от пожара на их стволах нет. Что думаем, такое с деревьями произошло?
 - Короеды их поели – тяжело вздохнув ответил дед – короед, будь он трижды неладен, пожрал почти всю нашу тайгу. Пожаров почитай два десятка лет в наших краях не было, вот и расплодился он в тайге в невероятных количествах. Почти все звери и птицы покинули эти места и ушли подальше в тайгу.
 - То-то мы столько километров проехали, а даже и вороны не видели – сказал покачав головой Фёдор – куда думаем, вся живность из тайги подевалась?
 - Вот тебе и парадокс – произнёс Степан усмехнувшись – все борются с лесными пожарами как с самым страшным злом на земле, а оказывается от них и польза бывает.
 - Всё должно быть сбалансировано в лесной жизни, и в меру – сказал старик поглаживая собаку – частые пожары несут вред тайге её животным птицам, и расплодившиеся без меры в благоприятных условиях насекомые несут ей не меньший вред.
 - А как вы думаете дедушка, когда в вашу тайгу звери вернутся?
 - Вернутся они тогда, когда новые деревья на сопках вырастут. А высохшие либо сгорят, либо в будущем в торф превратятся.
 - А вы дедушка встречали когда-нибудь в своей тайге снежных людей, медведей?
 - Снежным человеком можете смело называть и меня – усмехнувшись ответил дед – минут десять я от снега отряхивался прежде чем залезть в вашу машину. Ну а других снежных людей я в наших краях не встречал. А с медведями мне часто раньше сталкиваться приходилось, пока идёшь от автомобильной трассы до пасеки не менее двух медведей перебегающих мою дорогу насчитаешь. А однажды забрёл я в тайгу за грибами, дождь тогда сильный шёл. Ну, я в плащ военный закутался и хожу по березняку подосиновики подберёзовики да белые грибы собираю в свою корзину.  Смотрю возле небольшого дубка, свеже сломанные ветки с зелёными желудями разбросаны. Голову свою поднял, а наверху в метре от меня на ветке маленький, чуть больше кошки, медвежонок гималайский стоит. Весь от дождя мокрый, дрожит то ли из-за того что увидел непонятное существо с большой корзиной, то ли от холодного ливня. Улыбнулся я ему и положил медвежонку на землю у дуба свой обед из кусочков хлеба с мёдом.
 - А у меня однажды подобный случай в тайге произошёл – молвил усмехнувшись Степан – только другой противоположности. Приехал я как-то раз по осени в тайгу за кедровыми шишками. По высоким кедрам я лазить не любитель, поэтому бродил по кедрачу и шишки с земли подбирал. Вдруг смотрю у огромного кедра-великана, в три наверное моих обхвата, шишек валяется преогромное количество. Я давай их в свой мешок собирать. Откуда думаю так много шишек возле кедра? Ветра сильного вроде бы сегодня не было. Набил я ими свой мешок, да ещё и в сумку набрал. Осталось у кедра десятка три шишек, пусть думаю лесным жителям достанутся. Слышу, сверху шорох раздаётся, кора кедровая на землю сыпется. Наверх глянул, а это гималайский медведь с кедра спускается. Меня он увидел, да так грозно зарычит. Ну, я мешок свой с шишками схватил и бегом от него. Думаю поймает отберёт, да ещё и подзатыльников по башке надаёт, что бы не повадно было воровать чужое добро.
   И когда все вдоволь посмеялись над рассказом, дед сказал:
 – Фёдор останови машину вон, у того поворота. Там справа, в трёх верстах по лесной дороге, моя пасека. Приезжайте по осени ко мне за мёдом. Ждать буду.
 - Хорошо дедушка – сказал Фёдор останавливая иномарку и пожимая руку старику – время будет, мы обязательно заглянем к вам в гости на огонёк. А может тебя довезти до пасеки?
 - Нет, что вы – ответил старик выбираясь с большим увесистым рюкзаком и Тарзаном из автомобиля – мою лесную дорогу так замело снегом, что по ней и на тракторе наверное не проехать. Это вашу автомобильную трассу бульдозера чистят, а мою таёжную дорожку кто чистить будет. Дойду пешком. Дорогу, как говорится, осилит идущий – молвил дед скрываясь с собакой в снежной метели кромешной ночи.
 - Хороший душевный человек – сказал Фёдор нажимая педаль газа и трогая машину с места – а мы даже и имя его не узнали.
 - Узнаем осенью – ответил Степан – когда за мёдом к нему приедем.
   И вновь полетели километры дорог, и вновь бушевала пурга за стеклом заметая тайгу снежными сугробами, укрывая деревья тёплым зимним одеялом и радуя двух закадычных друзей в иномарке искрящимися предновогодними снежинками.


Рецензии