2. 4. Философия др. Египта и Месопотамии

Философия Древнего Египта и Месопотамии.
Многие историки философии считают, что философия как таковая на Древнем Востоке не сложилась. Например, в Египте потому, что египтяне первостепенное внимание уделяли проблеме жизни после смерти, а в Месопотамии (Двуречье) – проблеме бессмертия в земной жизни.
«Книга мертвых». Погребальный культ в Египте был связан с представлением о том, что со смертью человека умирает только его тело, а имя, душа и двойник человека (Ка) остаются жить, на стенах гробницы или на саркофагах для защиты Ка выбивали магические формулы, а позже их стали писать на папирусах. Так постепенно составились тексты древнейшей в мире «Книги мертвых», состоящей из 180 глав. Это созданный жрецами своеобразный путеводитель для души усопшего на суд Осириса, религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий. В книге содержатся представления о нравственных критериях жизни на  земле.
Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) — фараон Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 (или 1351) — 1336 (1334) годах до н. э., из XVIII династии, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Его недолгое правление часто называется «амарнским периодом». Царствование Эхнатона стало временем масштабной религиозной реформы, которая потрясла устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Решение сделать ранее малоизвестного бога Атона (Йати), олицетворяющего солнечный диск, центром всей религии возникло не позднее 2-го года правления Аменхотепа. Около 12-го года нетерпимость Эхнатона к другим богам дошла до крайности. Атон был провозглашен единственным божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. В пределах всей страны имя Амона и его изображения истреблялись на стенах храмов, на обелисках, на изваяниях, на плитах, в гробницах, на амулетах, даже в письмах иноземных правителей. В тот же период из речи исключили само слово «бог». Тем временем Атону возводились храмы по всему Египту. Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов — служителей культа Атона. Исследователи выдвигают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие гипотетически мешало объединению египетского народа в единое целое. Египтологи также склонны усматривать причины реформ в личности самого Эхнатона. С их точки зрения его действия свидетельствуют о стремлении сосредоточить в своих руках исключительную власть. Центром его религии был он сам. Он проявлял мало интереса к внешней политике. Он больше заботился о себе, чем о государстве. в последние годы правления культ вновь подвергся коррекции. В частности чаще употреблялось божественное имя Ра. Последовательность правителей известна — престол перешёл к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. В его правление происходит отказ от атонизма и растет неприязнь к Эхнатону.
Нефертити «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370—1330 до н. э.) — «главная супруга» древнеегипетского фараона Нового царства Эхнатона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна. Но Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Тутанхамон (Тутанхатон) — фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э. Вступил на престол в возрасте около 10 лет. После него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб.
В детстве был назван Тутанхатон, в честь бога Атона культа его отца Эхнатона. Но после смерти его отца и отмены этого культа, взял имя Тутанхамон. Покинув Ахетатон, двор Тутанхамона не вернулся в Фивы, а обосновался в Мемфисе. Тутанхамон периодически посещал южную столицу. Например, он участвовал там в главном городском празднестве Амона. Восстановив культ Амона и всех прочих старых богов, Тутанхамон не подвергал гонениям культ Атона. Храм Солнца ещё в 9-м году царствования Тутанхамона владел виноградниками. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон величает себя иногда «сыном Атона». После 9-летнего правления, не дожив до 20 лет, Тутанхамон, видимо поражённый неустановленной болезнью, скончался. Есть предположение, что Тутанхамона убили. Также есть версия, что он упал с колесницы и умер от осложнений после полученных травм.

 «Эпос о Гильгамеше». В долине между Тигром и Евфратом (на территории современного Ирака) с 6 тысячелетия до н. э. складывались цивилизации шумеров, халдеев, вавилонян, иудеев. Причем, они молились тем же богам, что и арии. Так, в договоре, который заключили между собой царь Митании и царь хеттов около 1370 г. до н.э., упомянуты арийские боги Митра, Варуна и божества – близнецы Насатья.
Особый интерес представляет эпос о герое Гильгамеше – легендарном правителе г. Урук (27-26 вв. до н. э.). Известно несколько вариантов эпоса о Гильгамеше. Эпос о Ги;ґльгамеше - это,  прежде всего, философские раздумья о проблемах бытия, смерти, добра и зла. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша  меняется. Поначалу  похваляющийся своей силой, под влиянием дружбы с лесным человеком Энкиду, Гильгамеш решает, что «все, что есть злого, уничтожить на свете» и превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие могут принести ему только его добрые дела.


Рецензии