Времена лет сборник миниатюр и трактатов

ВРЕМЕНА ЛЕТ (сборник миниатюр и трактатов)
ЧАСТЬ І. ОСЕННИЕ ПАУТИНКИ
ЧАСТЬ ІІ. ЗИМЫ КРУЖЕВА

Никополь, 2017

УДК: 82: [13+14+159.9+17] (02) (477)
Самойленко Г.И.
ВРЕМЕНА ЛЕТ, сборник миниатюр и трактатов / Оформл. Г.И. Самойленко / Никополь, 2017. – 58 с.

Литературный редактор, бильд-редактор, технический редактор: Г.И. Самойленко
Редактор текста, корректор: В.В. Терзи

 

Часть І. ОСЕННИЕ ПАУТИНКИ


Осень жизни – прекрасная пора, наилучший её период, – период инвентаризации и переоценки ценностей, время первой «жатвы» и отделения зёрен от плевел. Время, когда встаёшь на порог чего-то нового, большого, важного.



Каждая минута общения должна быть продуктивной, каждая высказанная мысль – значимой, важной, актуальной. Затем что весь смысл общения состоит в развитии и совершенствовании, ведь превыше всего – знание.


Гораздо приятнее иметь достойных и сильных врагов, нежели недостойных и незатейливо тривиальных друзей. Пусть же каждый всегда стремится быть моим идеальным врагом, и никогда – безмятежным, заурядным другом.
 


Только то делает человека храбрым, чего он боится больше собственной смерти.



Нет у человека большей и высшей ответственности, чем ответственность за будущее человеческого рода.



Они родились братом и сестрой, но по сути таковыми не были.
 


Среди людей есть такие, у которых есть мозги, но, при этом, у них нет сердца, и такие, у которых есть сердце, но при этом, вот беда (!), нет мозгов. А так, чтобы то и другое имелось в наличии – редкостный дар, уникальность.
 


Часть человечества время от времени снова и снова приходит к выводу, что размножаться следует исключительно научно-селекционным утилитарным методом. Но другая его часть – бесхитростная, своим большинством и бесшабашно безапелляционной решительностью, снова и снова превозмогает подобные умозаключения интенсивной натуженной практикой.
 


Нравственность – это предусмотрительная дальновидность всех личных поступков, и всегда твёрдый ответ на вопрос: «Зачем так поступать, и к чему это приведёт?». Нравственность – это доброе качество, сродни материнской жажде благополучной  жизни для всех будущих поколений; это глаза, которые глубокомысленно присматриваются, бережно вглядываются в Вечность.
 


Новая теософия Христа отсекла многие головы. А многие и насадила на плечи.

Христианская морально-этическая система идей, взглядов, принципов и суждений в силе перекувыркнуть и опрокинуть любое сведущее сознание, вывернув его наизнанку до конца, целиком.



Иегова показал людям через Христа утончённо-изысканную, рафинированную философию высшей истины, которая заключается в двух словах: великое и в простом.
 


Дающий истину никогда не может быть скудо беден познаниями и скарбом, а жаждущий истины  всегда  может брать даром. Кто способен – пускай вознаграждает, а кто слаб – пусть принимает в дар смело.
 


Он поверил в Бога, но Бог в него пока не очень.
 


Ивушки – девчонки с косичками. Свои кудрявые кончики-хвостики в воде бултыхают: бултых… бултых… А ножками камушки под водой толкают: буль-бульк… буль-бульк… И только в;лночки кругами разбегаются: брь-рь-рь-рь-рь-рь-рь-рь- рь-рь-рь … …
 


Тонкости и изящества: вот что меня щекочет!
 


Я устроена не для физической работы. Я устроена для души. Я – птичка.



Разве птицы поют для нас?.. Для того, чтобы нам было хорошо?..

Нет… Птицы поют от того, что им хорошо! Им!



Самое тонкое и самое нежное – то, из чего соткана  моя  душа.  Это, как пар, что говорит «А-а-ах!» над проснувшейся только что травинкой. И от вдоха, от удивления сам растворяется в воздухе.
 


Многие не понимают организации моей души. Но это те, кто не в состоянии уловить, что эта организация божественная. И потому в ней нет места для грубости и насилия.
 


Подними голову. Посмотри на небо. Видишь? Оно есть, оно над тобою, оно смотрит на тебя. На тебя! А ты… А ты ничего не замечаешь.
 


Я – розовый паук, летающий на своей паутинке. А солнечный ветерок – судьба моя.



Хожу, хожу… и швыряю жёлтые листья ногами… А они разлетаются и шуршат. Осень – жёлтая перина, а опавшие листья – её пёрышки.
 


Чтобы замечать прекрасное, нужно уметь его чувствовать. И тогда не придётся терять времени на его поиски в других краях.
 


Смотри! Смотри! Волшебная шкатулочка! Видишь, там, сбоку, у неё маленький ключик? Возьми, поверни его. Да не бойся, это всего лишь цветная коробочка. А теперь посмотри в глазок. Вон в тот, вон в тот, что спереди!

Ну что? Ты видишь?.. Ты видишь те солнечные краски: треугольнички, кружочки, ромбики?..

Ой! Смотри, смотри, а вот из-за кулисы выглянул шут гороховый. Смотри, смотри, он бежит к тебе! О-о-п! Он запрыгнул в твой глаз! Ха-ха-ха!.. Ой, он уже побежал по твоим умным лабиринтикам-извилинкам! Ха-ха-ха!.. А вот он уже выглядывает из твоего уха! Вот плут, он уже бежит обратно. О-о-п! Он опять в своей шкатулке. Смотри, смотри на него! Он дразнит тебя тонкой извилистой ниточкой. Ой!.. Ой!.. Да он что-то украл у тебя!..

К-к-к-рч-ч-ч!!!
Всё! Остановился ключик шкатулочки.
А хочешь посмотреть ещё?            
 


Так приятно быть Богом, когда можешь создать новую концепцию иного Мира. Но быть Богом – вовсе не цель, а всего лишь путь к цели и средство к её достижению. И поверь, в мире нет высшего удовольствия, чем удовольствие быть твоим умом. Не грубо и не явно, а очень тонко, и так, чтобы тебя удивлять, и удивлять приятно. Я чувствую лёгкий свежий вдох, когда ты поднимаешь ресницы и, вдруг, смотришь на мир моими глазами. Это необыкновенные ощущения! Посмотри же – это мой Мир! Мой!.. И все, что ты видишь в нём, придумала я! И  я очень хочу, чтобы твои ресницы порхали, потому что мне нужен следующий, и следующий, и следующий вдох.

Но быть Богом вечно – мне скучно. И потому я и сама иногда (лишь немножечко!) люблю созерцать чужие обители. И скажу тебе честно, мне редко что нравится, и меня редко что удивляет, потому что мой вкус – вкус изысканный.

Так признайся и ты мне. Кто ты есть? Бог? бог? божок? Или так, просто смотрящий?



Василёк, василёк – полевой цветочек. А вот я! Вот я! Ветерок вольный, степной, солнечный. Балуюсь и играю, куда хочу, туда и летаю. Вот возьму и пригну тебя. Легко! Легко! И не увидишь меня! И не поймаешь меня!

Ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ш-ш-ш-ш-ш--ш-шь-шь… Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха…
 


Жаба-жабой. Но весёленькая такая. И даже обаятельная. И даже прелесть. Но вот так вот взглянешь на неё вдруг, невзначай так, или внезапно – ну, ужас! Ну, жаба-жабой!



Всё пахнет! Всё пахнет! И даже времена года пахнут!

Вот весна, чем отличается от осени?.. Весна пахнет свежестью. И… такой… утончённо-неуловимой сладостью. Такой… нежной сладостью, такой… легкой сладостью, такой… высокой-высокой… Такой!.. Что только самые верхние корочки мозга, если встанут балеринкой на пальчики, то смогут лишь едва-едва поймать… лишь едва уловить вверху этот запах своим утончённым носиком.

А осень… Вот она настоящая! Она густая в запахах. Она чувствуется полно, всеми нижними отделами легких. И даже всеми легкими, полными-полными. Осень, вообще, не бегает в своих запахах, она ими стоит. Она, как картина: навсегда. Вся голая и честная, как мадонна, прямая и задумчиво-серьёзная. Это не весна – птичка проснувшаяся, всё порхает, играет, играет, капризными запахами дразнится, балуется…

Зима?.. Зима пахнет просто необыкновенно. Не-ве-ро-ятно! Она – самая чистая. Она – самая желанная и самая ожидаемая. Этот невероятный морозный холод… Он  так очищает кровь и мозг!

И кажется… будто в церкви покаялся, будто в святой воде начисто искупался и семь раз причастился. Зима просто прекрасно пахнет в крещенские морозы. Люблю, люблю, люблю дышать ею! Какой запах у неё? Он… колючий, он… резкий. Он такой,.. что даже лёгким больно. Вот вдохнешь… и… будто колючки-стрелки побежали по крови. По всем сосудикам, по всем закоулочкам, аж до самого сердца, аж до самого мозга. И… так побежали-пробежали… так,.. что сперва аж зажмурился… а потом аж в глазах всё прояснилось. И… вдруг… сам весь лучиками засиял. Вот как зима пахнет!

А лето?.. А лето - фу! Фу!



Мне так часто есть что сказать. Мне так часто приходят в голову разные интересные мысли. Так часто, так часто, что я даже не успеваю их и сказать.
 


Ветер воздух колышет… Ветер воздух колышет… Сильно. Резко. Рывками. Как заревёт, как завьюжит и… борзым вихрем влетает мне в ноздри, и глубоко-глубоко забегает мне в лёгкие. И я дышу!.. Я дышу!.. Дышу!..

Фу! Фу! Это ж насилие какое-то. Возьму и закутаюсь в тёплый шарф.
 


– Ой! Ой! Что это?.. – серая мышь вышмыгнула из-под ворот и понеслась прямо мне навстречу.

 – Ай! Ай!

А-а, это мал-Малыш – пятинедельный пёсик-сторож. Похож на крыску: серенький, маленький, с миниатюрненькими лапками, хвостиком и тельцем. А из-под листьев-рёбрышек – барабанчик-пузо.

Вышмыгнул и айда-ка танцевать на спичках-лапках и коготках-иголочках: Тра-та-та! Тра-та-та! И кружит, кружит вьюжкой: Ж-ж-ж! Ж-ж-ж! А хвостик дрожит птенчиком: Дрь-рь-рь! Дрь-рь-рь!

– Малыш! Хороший! – тянусь рукой погладить. А у него ушки к шейке прилипли и шелестят дрожью, а острые зубки-компостеры, ласково так ням-ням-ням, ням-ням-ням мне ладонь в чайное ситечко.

– На, Малыш! – даю свежее печенье. Понюхал – не нравиться.

– Да ну тебя, пёс! Иди отсюда!

А он схватил печенюшку, поднял морду вверх и айда её жевать-разжёвывать. А в глазах выражение: смотри, как ем! Смотри, как ем! И снова затанцевал: Тра-та-та! Тра-та-та! Ж-ж-ж! И хвостик «птенчиком»: дрь-рь-рь!
 


КОШКА
 
Сидит вот кошка,
На шейке брошка,
Прикрыла глазки,
А в глазках – сказки.

Сложила лапки –
Снежинки-тапки,
Вольна и горда,
Строптива морда.

А чья же кошка?..
То чья сторожка?..
 
Вон, видишь, лавка в зеленой травке?..
На ней дежурит старушка-мамка.
Мамули Зошки красавка-кошка.
И к той сторожке вам нет дорожки!
 


– Что это? Что это?.. Что это щекочет мои щёчки и мои ручки мелкими забияками-мурашками?.. Ой! Что это?.. Что это? Что так щекотно?!

– Ц-ц-ц-ц… Тиш-ш-ше… Это осенние паутинки нежно колышутся последними вздохами бабьего лета. Слышиш-шь?.. Ты слышиш-шь, это тяжёлое дыхание осеннего ветра?..

– О-о-ох!.. (вдох) Хо-о-ох!.. (выдох) О-о-ох!.. (вдох) Хо-о-ох!.. (выдох) О-офьшь-шь-шь… (тяжёлый выдох)

– Да!.. Ну, ай!.. Ай!.. Как же это щекотно!.. Ха-ха!.. Ха-ха-ха!.. Ха-ха-ха-ха!..

– Ц-ц-ц-ц… Ты слышиш-шь?.. Это последнее… это  последнее дыхание осени!..

–  О-офьшь-шь-шь… О-офьшь-шь-шь…

– Так смотри же: это дряхлая старуха-осень, путаясь и шатаясь, навсегда (!) навсегда прощается со своей юностью – летом: «прощ-щ-щай… прощ-щ-щай…», шуршит она ему листвою вслед.

– Гм!?.. Ха-ха-ха!..

– Ц-ц-ц-ц… Слышиш-шь?.. Это она! Это она – старуха-старость тихонько крадётся к тебе, опираясь на кривую свою клюку, и щекочет тебя мурашками-морщинками! Это она – чёрная паучиха, забрасывает на тебя свои длинные осенние паутинки-сети!

– ?! … … … Хм!?

– Так смотри же! Смотри!.. Это последние деньки!.. Это последние деньки твоего девичьего лета… …
 
– ?! … … …

– Ты слышишь-шь?.. Слышишь-шь?..

– ДИНЬ!.. ДИНЬ!.. ДИНЬ!..

– Ну, вот и всё… Прозвенел последний колокольчик… Всё!
 ( умолкло)



И что?.. Теперь вы подумаете, что проникли мне в душу?..

Ха! Смешные!.. Я сама никогда не знаю, сколько у этой актрисы граней.



Диалектика человека – это метод:

1) изучения своего Я через вскрытие внутренних противоречий между чувственным материали-стическим и чувственным идеалистическим, т. е. через борьбу этих противоположностей за то, что считать источником эмпиризма: объективно существующий внешний или субъективный внутренний мир;

2) вскрытия в своём Я логических признаков достоверного знания (т.е. рационализма), абсолютно независящего от чувственного опыта и его обобщений. 



ВРЕМЕНА ЛЕТ (сборник миниатюр и трактатов)
Часть ІІ. ЗИМЫ КРУЖЕВА



– Не может СЧАСТЬЕ  жить  в пределах!.. Э-эй!.. Немедля отоприте клетку!..



Нежность с небес тихо спадает – снежинки. С  неженки.



Щекочут прохладой снежинки-пушинки, касаясь моих ресничек, – это небо со мною так робко целуется и в любви мне признается. Но взглянуть на него невозможно.



Мысли – они драгоценные камушки, жемчужинки, бусинки. Сплету из них девичьи украшения: сережки, брошки, браслетики и заколочки. И пусть зазвенят бубенчики хрустальные, пусть задрожат, как нежнейшие ландыши, и засверкают, как льдинки в серебряных лучиках… и… ах!.. растают… растают…



Многие отчаянно задумываются над смыслом своей жизни и, никак не находят, что уже бытием своим очень радуют других. Но, к сожалению, для них, чужая счастливая радость проходит мимо совсем незамеченой. Ну, посмотри же, посмотри же вокруг, ты  сам и есть счастье! И в этом смысл.



Женщина… Никогда ОНА не воюет. Всегда играет лишь. И потому финал ни когда она выиграет, а когда ей игра надоест.

Непредсказуемость ожидаемого обескураживает внезапно.



Вот так вот сидеть бы и сидеть на берегу хрустального залива и смотреть… смотреть в лучезарную даль… И словно все небесные краски во льду на мгновение застывают. И будто бы сама Царица-Вечность перед тобою на миг останавливается и, обернувшись, легонько касается тебя прохладной рукою и, подталкивая, говорит так ласково:

– Ну?.. Чего ты?.. Зачем сидишь на краешке моего шлейфа?.. Ну?.. Вставай!.. Иди, слышишь!.. Ну, иди же, иди!..

И ты встаешь, и идешь…  идёшь…

А когда лунный месяц серебрит снежные глади, и звёзды сияют, как рассыпанный жемчуг, то сквозь сладостный сон вновь ощущаешь манящую мысль: вот так сидеть бы и сидеть на берегу хрустального залива и смотреть… смотреть в лучезарную даль…



Многие стесняются своего возраста, особенно женщины. Стыдятся и считают неуместным его упоминание. А я, на вопрос «Сколько вам лет?», хочу удовольствовано отвечать:

– Мил-ли-о-ны!..

Миллионы… … Сколько же это знаний, накопленного практикой опыта, аналитических исследований об устройстве Мира… Жить долго может позволить себе только Бог. Ведь долго – это грандиозно, это величественно. Жить долго – особая, уникальная привилегия.

Но многие готовы отдать всё, лишь за одну возможность   вернуть   молодость.   А   я  всегда мечтаю о зрелой, скопленной во времени  мудрости, позволяющей держать Мир на ладони.

 


Любовь… Это выгода?.. Прецедент?..
Любовь – удивительный случай, служащий примером и оправданием для второго случая подобного рода.



Мало родиться в мире человеков. Важно, чтобы и мир человеков родился в тебе. И когда будешь уходить из него, чтобы не только ты, но и он в тебе нацарапал, прощаясь: «Здесь был Я!».

Всё должно быть по любви.



Не разумею я слов «так надо», разумею лишь «я так хочу» – вот в них и есть моя свобода духа личности. Чего я хочу – то мне и надо, а чего не хочу – того не надо. Всё остальное – выдумки.



Всё в человеческой жизни – зависимость и рабство: и дружба, и работа, и брак… В чувстве долга и компромиссах мнений затирается личное Я. Свобода, – она лишь в отсутствии привязанностей и контрактов найма.   



Деньги не делают человека счастливее. Но если бы мне подарили миллион, то я нисколечко и ничуточки не омрачилась бы, и даже ни капельки не пригорюнилась.



Высший пик наслаждения – он не от всплеска эмоций и не от возбуждения чувств, а от постижения сути вещей фундаментальных.



Из моего диалога с хасидской учительницей в Днепропетровской синагоге «Золотая Роза»:

– В отличие от евреев, украинский народ не является потомком какого-то одного рода и не имел единого родоначальника. Киевская Русь, например, была конгломератом двадцати различных племён и народностей. Родогенез украинцев – это смесь различных кровей и генов племён, народов, народностей, наций, представители которых в ходе истории человечества волнами, одна за другой, накатывались на эту территорию со всех сторон света, уничтожая и вытесняя один одного и, ассимилируясь с определённой частью: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, славяне, уличи, печенеги, кипчаки Белой Орды, татары, прочие. Все они в большей или меньшей мере постепенно формировали этнические и антропологические черты украинского народа. Так что на сегодня украинцы – это исключительно политическая, а не генетическая (кровная) нация.

Но и евреи сегодня уж давно не те кровные потомки рода Якова. Сколько геров было с момента выхода еврейского народа из Египта? А за  тысячи  лет евреи разбрелись по всем странам и континентам и, благодаря герам, добавили себе различных кровей от народов всего мира. И потому современные евреи имеют различные антропологические черты: в Европе, Африке, Азии есть различные этнолингвистические группы и общины, которые называют себя евреями и исповедуют иудаизм: ашкенази, фалаша, чёрные евреи, мизрахим. Так что сегодня понятие «еврей» имеет исключительно метафизическое, а не генетическое (кровное) истолкование.

Так что же тогда, кровь больше уже не имеет значения?
 
Хасидская учительница:

– Кровь имеет значение, и… главное: важно, которая кровь заговорит в тебе громче других кровей. 





Одуванчик – голова мудреца, а солнечный ветерок  – любимая подружка его.




Что я люблю?..

Я люблю, когда горят свечи и тихо звучит молитва. Люблю, когда душа покоится в своей стихии.


КРОВЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ДУША: СЕКРЕТНЫЕ КОДЫ УНИКАЛЬНОСТИ
(трактат)

Древнегреческий философ Аристотель и итальянский теолог Фома Аквинский полагали, что интеллект человека – это potentia (способность, степень силы) его души, а не телесного органа мозга. А Тора, Танах и Новый завет совершенно конкретно заявляют, что вместилищем человеческой души является кровь. Следовательно, кровь как физическая и биохимическая компонента души представляет собой плацдарм для проявления и осуществления душевного потенциала. А значит, кровь, душа и её potentia – интеллект, несут в себе особые коды уникальности человеческой личности и имеют судьбоносное, предопределяющее значение.

Анатомия человеческой души лучше всего представлена в  еврейской концепции,  предполагающей наличие у человека сразу нескольких душ. Синтетической, которая есть производной от душ отца и матери и некой уникальной, которой наделяется каждый рождённый человек. И дополнительной божественной души, представляющей собою духовный объект или сосуд, создающий возможность осознавать Мудрость Творца (Его Тору) и реализовывать ее в практической жизни. Но божественной душой наделяются не все люди, а исключительно евреи по крови матери и геры, прошедшие гиюр, то есть представители других народов, обращённые в иудаизм.

Бесспорно, больше – это всегда лучше, чем меньше. Но и с единственной синтетической душой человек может быть добрым, умным и даже гениальным. За исключением лишь одного: божественной мудрости, раскрывающей в своих учениях тайну анатомического устройства человеческих душ, а, следовательно, и их потенциала, который Аристотель и Аквинский называли интеллектом. Так заглянем же в «совершенно секретно», ведь мы любопытные.

В еврейской концепции синтетическая душа человека состоит из пяти частей (этажей):

1) нэфеш – это нижний «этаж», он ближе всех к центрам управления органами тела и проявляется в динамике установления гормонального равновесия;

2) руах –  второй «этаж», это уровень управления эмоциями и частично – интуицией;

3) нэшама – третий «этаж», он определяет уровень и качество мышления, проявляется в процессе формирования мысли и речи, оказывает влияние на руах и управляет выражением эмоций, а руах, получив сигналы от нэшамы, воздействует на нэфеш, приводя в движения органы человеческого тела, и человек совершает действия и поступки;

4) хая – четвёртый «этаж», определяющий энергетику личности человека, отсюда непрерывно подкачивается энергия на «этажи» нэшама, руах и нэфеш;

5) йехида – пятый «этаж», определяющий самосознание человека, здесь проходит процесс вычленения индивидуума из остального мира, формирование уникальности личности.

Проявления процессов, протекающих на 4-5 «этажах» хая и йехида легко заметить на поведении младенцев в течение первых 2-3 лет их жизни.

В идеале все пять уровней «этажей» души должны безупречно и гармонично взаимодействовать друг с другом, то есть впитывать извне информацию, «регистрировать» события, общий настрой, идеи внешнего мира, формировать мысли и эмоциональное состояние человека, «руководить» его действиями. В соответствии с этим на уровне йехида должно поддерживаться самосознание, а с «этажа» хая подкачиваться в необходимом объёме энергия (не больше и не меньше). Нэшама должна формировать мысли – «на перспективу», руах — интуитивные реакции (настроения, ощущения), а нэфеш, в результате деятельности остальных четырёх «этажей», определять поступки человека. Таков идеал.

Но наш мир не идеален, это очевидно. И души спускают с неба с целью, чтобы они улучшили себя и окружающую действительность. Поэтому в каком-то смысле (пусть это не пугает читателя) все люди больны. 

Но   грубая   дисгармония    в    координировании

действий между «этажами» синтетической души приводит уже к серьёзным изменениям в составах мозговых и биохимических клеток организма человека, нарушая их взаимодействие. И следствие этого – расстройства личности в различных формах: шизофрения, циклофрения, олигофрения, и т.п.

К примеру, патология функций йехиды увеличивает склонность к шизофрении и во многих случаях способствует «формированию» человеческой гениальности. Ослабления йехиды позволяет видеть разные и весьма неожиданные грани бытия и порождать «неожиданные», а точнее – гениальные идеи.

А патология функций хая увеличивает склонность к циклофрении, признаки которой типичны для многих людей искусства – художников, поэтов и т.п. «Несогласованность» на этом уровне провоцирует либо прилив творческой энергии (состояние эйфории), либо внутренний душевный «голод» (стадия депрессии) и – стремление выразить свое состояние. Таким образом, картины, стихи  и  т.п. – это своеобразный «крик о помощи».

Но всё же, официальная наука о психическом здоровье   человека  разграничивает   «норматив-

ные» и «ненормативные» психические состояния. В науке понятие «душа» понимается как внутренний, психический мир человека, совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. И если психические отклонения в пределах нормы, то это не требует специальной и медикаментозной коррекции.

То есть до определённого развития шизофрении и циклофрении не считаются болезнями и, соответственно, не требуют специального вмешательства – лечения. Наоборот, наукой принято полагать, что небольшие отклонения психики в пределах «нормативного состояния», границы которого условны, это, то самое что ни на есть здоровье.

Вот что говорил Илья Плужников, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научного центра психического здоровья РАН по теме «Критерии психического здоровья» (здесь приведены некоторые важные фрагменты его лекции).

Здоровье – это не столько отсутствие симптомов, то есть это не столько норма, сколько и ещё что-то. Если выделить главный критерий здоровья,   то   это  норма,   где   есть   какая-то

добавка – добавка в виде, условно говоря, позитива: творческое отношение к действительности, трансформация действительности, активная жизненная позиция и активное действование в реальности.

В разных психологических концепциях эта добавка трактуется по-разному.

1) С точки зрения психоанализа природа психического расстройства пациента кроется в подавленных бессознательных влечениях, ранних детских травмах, подавленных переживаниях, фрустрациях. Фрейд говорит, что психическое здоровье – это любить и работать (это  его  знаменитая  идиома), любить и работать – это та добавка, которую он выделяет.

2) Крупное направление, которое сейчас называется когнитивно-поведенческая психо-терапия, является второй колонной в мировой научной психологии, которая противостоит психоанализу. Идея заключается в том, что природа психического расстройства связана с неправильной переработкой информации, то есть это когнитивные ошибки в трактовке реальности, искаженные восприятия реальности и дисфункциональное   поведение.   Какое    может

быть дисфункциональное поведение? Например, избегающее: в ответ на стресс человек от него уходит. Или агрессивное: он нападает и тем самым нарушает какие-то нормы. Если болезнь представляется как нарушение переработки информации и нарушение поведения, то здоровье – это адекватное, эвристическое поведение: переработка информации от окружающей среды в целях адаптации человека наиболее компактным и быстрым способом и некое функциональное поведение. Но функциональное поведение, когда мы говорим о какой-то созидательной добавке, – это не избегание, не агрессия, а нечто посередине. Это не просто игнорирование конфликта, а это определённое взаимодействие со стрессовой ситуацией. То есть спокойное реагирование и доведение информации до разжигателя конфликта с помощью слов.

3) Третий подход – это экзистенциально-гуманистическая психология, которая тоже противостоит психоанализу, и обычно ассоциируется с именем психолога Карла Роджерса. Здоровье здесь понимается не просто как отсутствие симптомов, а как постоянное развитие, постоянное проектирование своего бытия, постоянное осознавание себя в мире, осознавание экзистенциальных конфликтов (конфликтов  одиночества,   конечности   жизни).

Патология связывается с тем, что какие-то факторы фрустрируют это развитие. 

«Я бы хотел подчеркнуть», говорит Илья Плужников, «что когда мы говорим о психическом здоровье, мы всегда должны понимать, что это не только норма, но и ещё какая-то добавка, которая говорит о созидании и творческом начале в человеке».

Значит, подведём итоги лекции учёного, чтобы человеку называться психически здоровым, он должен иметь некие отклонения в форме «творческой добавки». Так считает официальная наука. Но ведь это вполне согласуется с еврейской концепцией о душе, утверждающей, что неидеальные души для того и явлены в мир, чтобы посредствам творческой работы над собой улучшить и себя, и окружающую действительность.

А это значит, что душа и её potentia (способность, степень силы) – интеллект являются уникальными и исключительно феноменальными кодами каждого индивидуума.

Ну, а какую же роль в определении человеческой уникальности играет кровь? Имеет ли она вообще значение?

Как говорилось выше, дополнительной божественной душой наделяются исключительно евреи через кровь матери и геры, прошедшие гиюр, то есть представители других народов, обращённые в иудаизм. А значит, получить дополнительную душу можно только двумя способами: физическим и метафизическим.

В еврейской концепции дополнительная душа – это не метафора, а конкретный духовный объект, выделяемый из сефирот (оболочек сефира), то есть из световых потоков мира Ацилут – духовного этажа на котором происходит процесс исправления Мира. Она представляет собою особый духовный потенциал и уникальный индивидуальный духовный код, объект, сосуд, создающий возможность осознавать Мудрость Творца (Его Тору) и реализовывать ее в практической жизни. А задача по исправлению «поломки» этого Мира возложена именно на еврейский народ. Потому евреи (в физическом и метафизическом смыслах) являются в нашем Мире родом царей и Священников.

Высшая дополнительная душа еврея связана с телом, но больше она связана с высшими духовными объектами и проявляет себя, как порождение чего-либо ощутимого и заметного в разуме  человека  (Мегила 3а: «Хотя он не видит,

его мазаль видит»), что значит: некая информация уже достигла  высшей души, но от нее к мысли и разуму передался не цельный образ, а небольшое возбуждение.

Значит, из вышеизложенного следует: кровь имеет важное значение, являя собой особый код уникальности как вместилище, как плацдарм для душ. Через кровь можно оказаться причастным к специализированному роду Священников, получив душу божественную, высшую.

А больше – это всегда лучше, чем меньше.
Мазаль тов!



Воскреснуть – тоже, что вернуться к работе после ротации кадров, когда тебя в рамках одной организации переместили из одного кабинета в другой. Мы – лишь функции, интуитивно исполняющие свои роли и предназначение. И возникаем там, где в нас есть необходимость. Мы – совершенный искусственный интеллект "ЛЮБОМУДРЫ", идеально устроенный, и созданный с целью решать множественные задачи Мироздания. А бесполезные, безрезультатные из нас исчезают навсегда.



У берега речки вьюжка колючая. Носится, кружится, поёт мяукая. Ущипнёт меня ворохом колких снежинок и отлетит озорно в сторонку. Притаится тихонько в ветках деревьев и выжидает… ждёт… плутовато выглядывает… Это Бог так со мною играет.

Но я играть в игры уже устала. И размышляю теперь о вечном. 



Мусульмане… Сыны Сима и Исмаила, община КРОВЕЙ Авраама. На вас все обеты Аллаха.

Но до вас, до первых самых, как до последних всё доходит. Будто бы эхом доносит, и фискалит лишь крайние звуки слова. А ещё и ругаетесь: «Те, кому дано было нести Тору, но они её не понесли, подобны ослу, который несёт книги» (Сура 62, Коран). Как удивительна и специфична ваша культура: с магической и чарующей силой слова и звука!.. Но, не буквы. Увы, увы.

Устный народный фольклор о сути монологов Мухаммеда лишь спустя двадцать лет после смерти пророка (571-632 гг.) обуквили! И лишь в 651 году, сложившийся из 114-ти глав-сур в порядке: от больших до малых (кроме суры первой) Коран, стал самым ранним литературным произведением. Самым первым религиозно-философским, историко-культурным и законодательным памятником Аравии, самым ранним памятником прозы на арабском языке.
 
В VII веке нашей эры!.. Аж!..

Коран, возникший вначале, как устная речь в изустной передаче Мухаммеда с 610 по 632 гг., и после смерти пророка продолжал существовать в первоначальной форме – на то время ещё примитивная арабская письменность использовалась, главным образом, для торговых и политических документов. И лишь спустя десятилетия, в 651 г., сохранившиеся в памяти слушателей откровения Мухаммеда, были собраны и сведены в едином списке. Но вследствие того, что письменный Коран учреждался, как собрание пересказов текстов пророка, произнесенных в разное время, изрядные части которых были забыты и переданы с искажениями, он предстал творением несколько хаотичным, неоднородным, непоследовательным и противоречивым. С того времени Священное писание, признанное единственно полным и подлинным словом Аллаха, содержит лирические исповеди Мухаммеда, его страстные реплики и многоплановые монологи о всемогуществе единого Бога и неминуемом воздаянии в Судный день. То есть, ту изустную словесность с типичными приёмами словесного искусства: фольклорными сюжетами, образами, мотивами, которые были свойственны родовому обществу Аравии и составляли её специфику и культуру, обладающую магической силой слова и звука. Не буквы!



И не нужно обманывать себя. Невозможно стать иудеем, если честно влюблён в философию Христа, и тяготение к Богу возникло с первого взгляда в Новый Завет. Путь к Абсолюту у каждого субъективен, индивидуален, интимен. Но, если приблизившись тесно к истокам Торы, ты вдруг, наконец-то, достиг давно влекущей тебя цели и выявил искомое, то как же скажешь: «Соглашаюсь, мой путь вначале был ошибкой»? Ведь самое первое – это и было суть настоящее, главное. И вот, обнаружив искомое усилием изучений,     обретённый    итог    вдруг    чудным образом объединился с началом, и в нём открылись вся полнота и смысл исходной цели, да и всего жизненного пути искомого субъекта. Ну, как же скажешь: «Ах, это, может быть, случайность»? Разве результат хаотичен и был получен без осознанного смысла и выбора? Ну, а иначе, – всё просто обман ради выгоды.

В общем, если честно влюблён в философию Христа, ты, конечно же, можешь обмануть иудеев и пройти гиюр. Но вот себя-то обманывать не стоит.



Новичкам сложны глубины авраамических религий. Они жаждут понять сущность Бога рационально и быстро: ну-ка, давай-ка, набросай им математическую формулу Божественной любви, вот так вот чернилами и прямо на бумаге…

Но если ты, с детства привыкший к чтению текстов, то ты же знаешь, что есть нечто неуловимое, тонкое – ощущение присутствия высшего Духа, возвышающего и обогащающего смысл бытия. Это словно бы взгляд свысока, когда глядишь на Мир не только своими глазами, но и глазком внешней Мудрости, и видишь всё изнутри,  и  снаружи одновременно. Но это лишь ощущаемая энергетика – внешнее экзо… и внутреннее экзистенциальное, над рациональное.

А в нерафинированном, чистом виде Бог и Его истина слишком опасны, они разрушающие, как взрывчатое вещество, и доводят до приговора над миром, и к концу мира. И потому ежедневно Бога должно быть лишь немножко, лишь чуть-чуть, где-то там, рядышком, слегка осязаемо, но невидимо. И вот тогда это работает оживляюще.



Если я «поломаю» тебя, значит, важно мне знать, как ты устроен. Ведь я – учёный. Я исследую Мир. И любопытство исследователя есть моим оправданием. Разбирая объекты на части, я изучаю внутри каждый винтик, и собираю опять всё обратно, – мне важно узнать, как это работает в сборке. Но я никогда не ломаю «игрушек» понятных. Я – созидатель.



Слова… Слова… Постижение их смыслов и значений обостряет все органы чувств. Слова возбуждают шторм эмоций, электризуют вихри внутренних ощущений, они воспламеняют кровь. Словами я прикасаюсь к Миру и трогаю его. И ты предо мною тем больше уязвим и заметнее беззащитен, чем глубже и основательнее овладел смыслами слов. Я – ловец душ человеков.



Фокусы… Как много я знаю о них. Я магистр фокусов – словесный жонглёр. Я кувыркаю и перевёртываю слова, подбрасывая их в небо. Дую на них, и они летят голубка;ми. Достаю их из рукава, и они тают, как льдинки на моих ладонях. 
 


Мне  не  нужны ватаги эмоциональных. Фанатизм – он от безумья. Я точу стрелы на аудиторию диалектиков, борзых мастеров конструктивного спора, искателей истины.

Лук согнут… Стрела выпущена…



Если людям не нравится, значит нужно сменить сценические подмостки, или сюжет игры. Но человеческие мозги и чувства должны всецело принадлежать только нам. Потому что мы – боги. А боги всегда требуют к себе внимания. Боги – они капризные.



Ой!.. А вот и снежок пошёл!..
Ну, всё...  Баловаться теперь хочу! Играть хочу!..



Дурному "ваньке" работа завсегда сыщется.



Женщины… Они ведь не для работы?.. А для души лишь?.. И для песен?.. Ну, так:
– Фью-фью-фью… фиу-фиу… ифь-ифь-ифь…

Птица так запела, запела… и забыла, что от пения птенчики не родятся.



Ах, лето!.. Лето!.. … … Мухи…
Фу!.. Зачем вспомнилось?



Не ловите птичек. Не нужно. Пусть вечно свободные щебечут на воле.



Нет в мире женщины, солнечнее любимой бабушки. Бабушки, которая заплетает утром внучкам  косички  и  кормит на завтрак кашей. А-а!.. 



Непревзойдённая лень и глубочайшее безразличие к ремеслу кулинарному – вот она, моя эксклюзивнейшая диета! Но, как всегда… как всегда заботливая мама всё портит.



Лёд на Днепре ещё не застыл, а рыбаки с табуретками уже несутся.



Рассказывал мне мастер порядок работы: «Ты ото это, а я – ото так».

Спасибо большое.



ОН БУДЕТ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ТОБОЮ

Чудно, как много можно найти интересного, если рассматривать Тору и Танах (они же Ветхий Завет) в качестве бестселлера по философии диалектики. Как оригинально проклинает Бог женщину за слабость её воли: «… и к мужу влечение твоё, и он будет господствовать над тобою».
 
Разве не унизительно, когда женщина страстно увлечена   противоположным   полом?   Конечно, унизительно. И неприлично. Прав был Ницше, когда сказал: «Конец мужчины – женщина, а конец женщины – ребёнок». Быть мамой и смотреть  в будущее – главная её роль. А будущее – это дети, женщине пристойней быть учителем, и учить.

Но сейчас вспоминается случай в библиотеке: на одном из стеллажей приделали надпись пурпурными буквами «Книги для Женщин». А содержание шкафа – такие жанры: любовный роман, эротика, контркультура, любовное фэнтези. Изощрённый сарказм работников, конечно… Но по наблюдениям, его не все поняли. Одна дамочка с пятью детьми, на заданный ей вопрос «Зачем вы "это" читаете?», ответила очень просто: «Чтобы забыться». Но зачем "это" читает строгая пани Кошкина, «железная» леди, учительница информатики, – вот загадка?

Думаю, не стоит обижаться на правду, если скажу, что в жизни у женщины должен быть только один мужчина (по её воле), а если было больше одного, то она уже «фу», ну, а если больше двух, то она и не женщина вовсе.

В новой, христианской философии, евреев уже учит  Апостол  Павел,  говоря  им, что их чувства навыком должны быть приучены к различению хорошего и плохого. Думаю, вот это точно в стиле диалектики, ядро которой есть закон единства и борьбы противоположностей: материальных объектов и духовных сущностей и непрерывное их развитие в ходе такой борьбы.

В общем, дамочкам нужно уметь контролировать свои чувства. Им всегда приличней оставаться в гордом одиночестве, посвящая свои мысли Богу и своему народу, как Юдифь.



И об эстетике слова девичьего: хамство, – то для девицы тема запретная. Хамство, оно свойственно только девкам. Только девки в словах могут быть не изящными.



Новый год ещё не настал, а мешки с подарками мы уже разодрали.



ОТВЕРГНУТ ЗА ГЛУПОСТЬ

Затёртая история: Каин убивает Авеля. Но если вчитаться в Тору, то причина выявляется вовсе не та, что обычно озвучивают.

А всё дело в земле, как оказывается.

Сотворил, значит, Бог животных и скот и благословил, сказав: «размножайтесь». А землю проклял за Адама, сказав: «произрастит сорняки». И вот, Авель стал скотоводом, а Каин земледельцем, и ел от проклятого. Ну, сам-то ты ешь что хочешь – выбор твой. Но дарить "это" Богу… Это же как мокрое полотенце в лицо. Неприятно.

Так вот я и думаю: ну, зачем мне цветы, когда я хочу живого сфинкса?



Дети… Как часто они – сорняки вашей жизни. А впрочем… вашего ума дело.



Ходит по снежку голубка белая. Вся чистая-чистая, светлая, нежная. И вот у неё каждое пёрышко к пёрышку, как причёсано. Лишь одно только выбилось и торчит из крылышка, и вот-вот выпадет. Увидела голубка крошку и захотела клюнуть. Но налетел бурый голубь и отогнал её, задев непослушное торчащее перышко. И выпало оно.

Вот спасибо!   



А жить-то совершенно некогда. Только и замечаешь главное: нет солнца!.. НЕТ СОЛНЦА!..

Ну, значит, снова осень. Осень…



Да, я женщина. Я и слушаю, и смотрю, как женщина. А иногда даже думаю, как женщина. Когда-то, давно, мои уши были излишне избалованы и потому теперь мои глаза слишком циничны  ко  всему прекрасному. Прежде я сверх меры привыкла к изяществам, и потому не выношу ныне тяжести простоты. Но это не значит, что я не люблю вообще ничего, – лишь только самое изысканное и самое тонкое. И мне удивительно, что даже и сейчас мои мысли еще немного чувствительны. Но это лишь к вещам искусным и изысканно эстетическим. 



ОБРАЗ РОЗАНОВА

Сам о себе Василий Розанов в «Опавших листьях» так пишет: «С выпученными глазами и облизывающийся – вот я. Некрасиво? Что делать». А Николай Бердяев о нём в «Самопознание»: «Розанов – вечно плюющийся при разговоре, на каждую «п»».

Ну, а читаешь Розанова, так прямо: «слёзка души и птичка дрожащая», «грусть трогательная и нежность тончайшая», «паутинка осенняя», – вот такой образ рисуется.

Что ж, а ведь человеку ничего и не остаётся, как только писать, писать, когда все вокруг видят в тебе не того, кем ты есть в действительности. 



Не важно, сколько ты прочтёшь книг. Важно, сколько сможешь осмыслить прочитанного, отсеять из него главного и обогатить мозаику своего мировоззрения. Но я не сторонник фолиантов с множеством слов и мизером сути. Я никогда не ищу иглу в стоге сена. Для чего мне словеса лопатить? В искусном произведении есть и стиль, и фигура, и глубина содержания, ну, а краткость – сестра таланта.



Проверьте, учёный – это не наличие диплома о присвоении степени. Учёный – это уникальный стиль видения, неординарная модель мировоззрения, это непреходящая  жажда: «хочу понять», это вечная готовность перевернуть всё вверх дном лишь для одного только: чтобы отыскать изюминку истины; а главное – это вечно «беременные», всегда готовые и способные рождать часто, мозги.



Но ты  – гад! Ты – ненормальное и неадекватное ничтожество, если твоя научная работа оказалась лучше, чем у твоего «непосредственного» начальника, над тобой вышестоящего! Увы. Увы.



Зависть – это значит «не люблю», это значит «ненавижу», это значит «желаю, чтобы и у тебя никогда не было».



Эмоции и чувства людей – они, как бушующие ветры моря. Ну, а я, словно парусник, – пытаюсь удержаться и укрываюсь в гребнях волн.



Люди – смешные. Судят меня в воображении собственных чувств, эмоций и наборов ценностей. Но плоды их фантазий – несуществующее: домыслы, ошибочные догадки, пустые предположения… Вся палитра их дум и чувств – игрушка-калейдоскоп, – не я.



Ветер с Днепра дует. Так сильно. Так крепко. Обнимается он…

Меня обнимает.



Когда настанет время, и я взгляну в глаза Богу… Что я скажу Ему?..

Я скажу:
– Земля и природа её прекрасны… Птицы, небо и звёзды – они прекрасны. Но мир людей… фу!.. Как же он мерзок и как безобразен. И в частностях, и в совокупности.

Я скажу Ему:
– Вот видишь, я вон оттуда…



Всё проходит. Всё непременно проходит. Но это надолго останется: стоять на берегу Днепра и смотреть вдаль, – на восходящее в небо Солнце.




 
ВРЕМЕНА ЛЕТ
(сборник миниатюр и трактатов)


САМОЙЛЕНКО
ГАЛИНА ИВАНОВНА

ВРЕМЕНА ЛЕТ
(сборник миниатюр и трактатов)
ЧАСТЬ І. ОСЕННИЕ ПАУТИНКИ
ЧАСТЬ ІІ. ЗИМЫ КРУЖЕВА


Литературный редактор,
бильд-редактор,
технический редактор: Г.И. Самойленко

Редактор текста, корректор: В.В. Терзи

Самойленко Г.И.
ВРЕМЕНА ЛЕТ, сборник миниатюр и трактатов / Оформл. Г.И. Самойленко / Никополь, 2017. – 58 с.


Рецензии
Объять необъятное - охватить в миниатюрах мир вокруг, да что там мир, вселенной мало. А кто же я? Изящество и идеал или посредственность и изгой (недостойный находится среди равных)? Вопросы, вопросы, вопросы и часто ни одного ответа...

Виктор Колбасин   11.07.2019 11:54     Заявить о нарушении
Совокупно ухватили настроение. Спасибо моим внимательным читателям!

Самойленко Галина Ивановна   24.07.2019 17:17   Заявить о нарушении