Как умирают пароходы...

На снимке:  "Иван Кулибин" у своего последнего причала. Содержать дорого - стал не нужен.


    Совершенно случайно в интернете мне попался снимок горящего судна и короткая заметка, из которой следовало, что  в  2016 году на отстойном причале Астраханского судоремонтного завода полностью выгорела жилая надстройка бесхозного теплохода «Иван Кулибин».

    Вглядываюсь в снимок и не хочу верить, что это догорает судно, которое в мае 1982 года было закончено строительством и передано  верфью «Лайватеолиссиус», что находится в финском городе Турку, под флаг СССР.  В приёмо-передающих документах этого "новостроя" стояла моя подпись, подпись капитана. Было мне тогда 45 лет, я с удовольствием отдавался своим многочисленным служебным обязанностям, жизнь была прекрасна и казалась бесконечной, что подтверждалось переданным под моё командование новым необычным судном.

    «Иван Кулибин» был последним в серии из пяти учебно-производственных судов, которые были построены в Финляндии по заказу СССР. Они предназначались для групповой практики курсантов морской штурманской специальности, принимая на борт 50 практикантов и 5 преподавателей. Штатный экипаж 30 человек, включая доктора. Эти «учебники» имели большую надстройку, где были оборудованы жилые, служебные и учебные помещения. Особенностью являлось наличие двух ходовых рубок, расположенных одна под другой и полностью дублирующих друг друга. Кроме того учебная рубка была дополнена просторным классом, где располагались 6 штурманских столов, оборудованных репитерами навигационных приборов.  На этих столах практиканты имели возможность вести на  картах прокладку пути судна.

    В составе флота пароходства было три «учебника» и содержать их стоило дорого. Груза эти суда брали мало и окупить свои эксплуатационные расхода они не могли. Требовалась постоянная дотация, а потому в 1987 году два из них были переданы новым владельцам: «Иван Кулибин» -  Волго-Донскому пароходству, а «Александр Попов» - Ленинградскому институту водного транспорта. На балансе пароходства остался только «Павел Яблочков». От него избавились в начале 90-х годов, тем более этого требовало наступившее новое время, когда главным в жизни стал РУБЛЬ.

    Было жаль расставаться с «Иваном Кулибиным», но жизнь продолжалась, я получил новое судно и следить за дальнейшей судьбой своего бывшего «учебника» возможности не представлялось.  Только изредка доходили слухи о новой смене его хозяев.  А потом след «Кулибина» совсем затерялся, да и я сам в 2003 году был вынужден распрощаться с флотом и уйти на пенсию.

    Совсем недавно я увидел два снимка того, что осталось от «Ивана Кулибина». На первом снимке стоял у заброшенного причала беспризорный и неухоженный пароход. Короткий текст пояснял, что учебно-производственное судно «Иван Кулибин» уже 10 лет стоит у причала Астраханского судоремзавода и денег на его возрождение у владельцев нет. Грустно, но судно, как и человек, стареет и становится никому не нужным. Такова реальность.

    На втором снимке «Иван Кулибин» охвачен пламенем, а пожарные что-то пытаются тушить. Это в 2016 году кто-то совершил его поджог, вся надстройка  полностью выгорела. Короток оказался век судна, которое добросовестно служило людям. Осталось разрезать корпус на металлом и всё. Был и нету.

    Но для меня «Иван Кулибин» остался любимым судном, которому мы в своё время добросовестно служили, а он в ответ на заботу безукоризненно выполнял команды, неся нас на своих палубах. Добрые слова посвящены ему в моих рассказах, с которыми при желании можно ознакомиться.


«Неуходящие заботы»  http://www.proza.ru/2014/05/29/1809
«Прикосновение к тени Архимеда»
http://www.proza.ru/2014/05/13/1317
«Человек за бортом»  http://www.proza.ru/2014/05/10/1821
«Рейс на родину мафии»  http://www.proza.ru/2014/05/17/1201
«Нерядовая ситуация»  http://www.proza.ru/2014/05/11/1065


Рецензии
Вот и интересно, как же так в СССР на всё про всё хватало. И флот , и авиация, и
медицина, и образование, и фабрики, и заводы...и т.д, и т.п.? У меня крёстный умер
узнав, что хрущ Октябрину приговорил на переплав. Чем дальше, тем страшней...

Елена Шихова-Карпова   17.09.2024 14:51     Заявить о нарушении
Вы не обиделись на моё замечание и это хорошо. Я много раз, начиная с 1964 года, ходил в разводку, потому и резко отреагировал на того "юркого сигнальщика с флажками". Ещё раз извините.

Стас Литвинов   17.09.2024 23:21   Заявить о нарушении
Стас, какие обиды могут быть. Я на реке выросла. Мама связист на морзянке каждую весну открывала навигацию: река зпт река - Подпорожье доложите ледовую обстановку.
Река зпт река отвечает Подпорожье чисто зпт можно. Навигация открывается... и т.д.
Это из моей детской памяти. А Вы знаете какая в Финском заливе вода: пресная или солёная? По Вашему фото - Вы моряк. В моей семье мужики тоже все моряки кроме отца. Во разболталась... Елена.

Елена Шихова-Карпова   17.09.2024 23:41   Заявить о нарушении
на берегу , возле форта "Красная горка", что напротив Кронштадта, вода в 1969 году была пресная. Я призывался, и первое море увиденное мной - Финский залив, сразу же помчался распробовать на солёность.

Владимир Рысинов   07.10.2024 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.