Закон Авогадро

- Кто желает рассказать нам о законе Авогадро?
Учительница химии Раиса Ильинична оглядела притихший 9-й класс. Она недавно пришла в эту школу, присматривалась к старшеклассникам, еще не знала всех по фамилиям.
- Смелее, смелее, кто хочет заработать четверку?
Четверка была мечтой всех мальчиков и девочек, пятерок новая учительница не ставила совсем.
Валентин Гусев, сидевший на первой парте напротив учительского стола, поднял руку.
- Очень хорошо, иди к доске. Итак, что ты знаешь о законе Авогадро? Пожалуйста, назови свою фамилию.
- Гусев. Авогадро был итальянский химик. Он открыл, что равные объемы любых газов  содержат равное число молекул. Поэтому, когда газы занимают одинаковый объем,  молекулы одного газа и молекулы другого реагируют между собой без остатка.
Дальше Валентин немного рассказал о молекулярном весе и еще кое-что, что успел вчера вечером прочитать в учебнике, после просмотра по телевизору очередной серии фильма «Следствие ведут знатоки». Учительница осталась довольна.
- Получаешь четверку.
Это была большая удача. Теперь до конца четверти можно не учить уроков, пока она не спросит всех остальных. Учительница раскрыла журнал и Валентин увидел, как немного поблуждав пером по списку учеников и, перепутав фамилию, она остановилась на фамилии Гусин, где и поставила жирную четверку.
- Раиса Ильинична, - встал Валентин, - вы ошиблись…
Он не договорил, чья-то сильная рука надавила его плечо и заставила сесть. Он оглянулся. Сидевший позади него на второй парте Федор делал ему отчаянные знаки глазами. 
- Что, - спросила учительница, - четверки тебе мало? На пять химию знает только бог.
На перемене Федор подошел к Валентину.
- Валя, - ты ведь знаешь, мне не дается химия. А ты – лучший ученик. Ответишь в другой раз, она пока нас путает. Пойдем в буфет, я угощу тебя мороженым. У тебя кто родители – врачи, а у меня папа – маляр, мама – уборщица. Ты ведь знаешь что такое наследственность. Тебя мне сам бог послал. Мама сказала, ты - мой ангел-хранитель.

После этого случая «ангел-хранитель» должен был делать для Федора домашние задания по математике, проверять его ошибки в сочинениях и рисовать вместо него контурные карты. Вскоре Федор к этому так привык, что стал воспринимать эту дружескую помощь как должное и даже попросил Валю при поступлении в институт придти вместо него на экзамен по химии.
Когда они разъезжались по разным городам, Федор подарил ему авторучку, и сказал, что он Валин должник и дружескую помощь Вали не забудет никогда…

Через несколько лет Валентин вернулся в родной город, где его ждала девушка с которой он дружил. После того, как они в ЗАГСе получили свидетельство о браке, заведующая сказала:
- Ребята, пожалуйста, не уходите. Пройдите на второй этаж, у нас новый мэр, он лично поздравляет каждую молодую пару.
В кабинете мэра Валентин не поверил своим глазам. Из-за большого стола с протянутой для поздравления рукой и широкой улыбкой на лице вышел Федор Гусин.
- Дорогие друзья, примите мои поздравления, - энергично сказал Федор, - и наилучшие пожелания успехов в работе и счастья в личной жизни.
- Федя, -  воскликнул Валентин, - ты меня не узнал?
- Как же, конечно, узнал старого друга и одноклассника. Значит ты вернулся?
- Я вернулся. За поздравление спасибо! А где же ключи от квартиры? Я недавно видел в кино: мэр поздравляет новобрачных и вручает им ключи от квартиры!
- Ключи, - засмеялся Федор, - от квартиры где деньги лежат? Помню, помню, это ты мне давал почитать «12 стульев».
- Лиза, - попросил Валентин жену, - мы с Федором учились вместе. Ты подожди меня внизу. Федя, я рад тебя видеть. У тебя роскошный кабинет, и ты отлично выглядишь. Только, пожалуй, немного потолстел.
- Да, потолстел. Сидячая работа, понимаешь, из кабинета в машину, из машины в кабинет.
- Интересно, а как люди становятся мэрами?
- Я закончил институт народного хозяйства.
- А кого…, - Валентин хотел спросить: а кого ты за себя посылал сдавать экзамены, но передумал, - а кого… ты видел из наших одноклассников?
- Да все как-то разъехались… А как ты?
- Вот - женился. Федя, помоги мне, пожалуйста. Нам с Лизой жить негде. Ты ведь можешь выделить молодоженам квартиру. Так делают многие мэры. Тем более, что я давно стою на очереди.
- Да, я помню, вы с Лизой дружили. А я, понимаешь, развелся. Не сошлись характерами.
- Федя, я прошу тебя мне помочь. Я ведь тебе помогал. Помнишь закон Авогадро?
- Да, закон Авогадро, кислоты и щелочи. Конечно, помню. Разве можно забыть школьные годы. «Промчались зимы с веснами, давно мы стали взрослыми...» А с женитьбой ты поспешил, если бы ты пришел ко мне раньше, я бы тебя познакомил с вдовушкой с хорошей квартирой.
- Федя, помнишь, что ты сказал мне, когда мы разъезжались?
- Конечно. «Не боимся мы распределения и готовы ехать далеко…» Как мы были молоды!
На столе громко зазвонил телефон.
- Извини, - сказал Федор и взял трубку. - Да, я, сейчас же еду. Да сейчас же.
Он нажал кнопку звонка, вошла секретарша.
- Танечка, быстро мою машину к подъезду, меня вызывают наверх. Валя, прости ради бога. Сам понимаешь, там не любят ждать. А квартирами я не занимаюсь, это к моему заместителю.
С этими словами Федор схватил свой портфель и, похлопав Валентина по спине, исчез.

Лиза сидела на скамеечке в скверике напротив.
- Ну что?
- Я тебе не рассказывал, Федор мне многим обязан. Я попросил у него квартиру.
- И?
- Он отправил меня к своему заместителю. Жалко, что его куда-то вызвали, а то я бы сказал ему, что я о нем думаю.
- Валя, ссориться с начальством, все равно, что плевать против ветра. И никуда его не вызвали. Этот старый трюк. Когда руководящее лицо хочет избавиться от нежелательного посетителя, он нажимает внизу незаметную кнопку, секретарша ему звонит и сообщает что его срочно куда-то вызывают.
- Правда? А ведь я столько для него сделал. Без моей помощи он бы и школу вряд ли окончил.
- Валя, ты слышал историю как Иисус исцелил десять прокаженных?
- Что-то слышал. А причем тут это?
- А притом, что поблагодарил его только один. Остальные девять и не подумали. Человеческой природе свойственна неблагодарность. Чем ты лучше Иисуса? Поживем пока у моей мамы.


Рецензии