Двести лет спустя

                Короткая повесть с прологом и эпилогом            

Пролог
Ранним утром в государеву палатку вошел секретарь Макаров и доложил:
- Ваше Величество, просит аудиенцию итальянский архитектор Доменико Трезини. Он  приглашен Андреем Измайловым, нашим послом в Дании. Господин Трезини только что приехал. Он хочет представиться и получить ваши указания.
- Знаю, - сказал Петр, - проси гостя и позови толмача.
Только что Петром были захвачены шведские крепости Нотебург и Ниеншанц, что дало возможность России укрепиться в устье Невы и получить выход к Балтийскому морю. Для защиты этих завоеваний Петр решил построить современные фортификационные сооружения и приказал вербовать за границей опытных архитекторов для работы в России. В палатку вошел одетый по-западному молодой мужчина с папкой в руке. Его вытянутое неулыбающееся лицо украшал традиционный парик.
- Добро пожаловать в Россию, - сказал Петр, - сядьте. Как вы доехали?
- Спасибо, хорошо.
- Вы знаете, мы пригласили вас для строительства фортификационных сооружений. У вас есть в этом деле опыт?
- Да, Ваше Величество, - вот мои проекты. Я учился архитектуре в Италии.
Трезини открыл свою папку.
- Подождите, ваше первое задание будет другим. Вам приходилось строить церкви?
- Увы, не приходилось.
- А придется. Я решил построить здесь город, а какой город без церкви? Справитесь?
- Надеюсь справиться.
- Это будет ваша первая работа. Только наша православная церковь выглядит скромнее вашей католической. Вот здесь чертежи и рисунок одной московской церкви. Сделаете пока небольшое здание с местом для прихожан, амвоном, клиросом для певчих и колокольней. Колокол привезут из Москвы, я уже распорядился. Место вам покажут.
- А какой, Ваше величество, будет строительный материал? Кирпич, мрамор, гранит?
- Эк, куда вы замахнулись. Гранит! Нет, это будет деревянная церковь, вы обратили внимание какие у нас леса? Бревна будут доставлены в ближайшие дни. Надеюсь, через неделю увидеть ваш проект. Дольше никак нельзя. Выделю вам палатку, видите, я и сам так живу. Пищу будете получать с моего стола. Вы женаты?
- Женат, Ваше Величество, но семью не привез.
- Ничего, здесь скучать не будете, я об этом позабочусь. Вы увидите, что русские Венеры не хуже заграничных. Держите связь с генерал-губернатором Александром Даниловичем Меньшиковым, а в случае разногласий я вас рассужу…
Этот разговор состоялся 4 июня 1703 года, а к концу октября была сооружена первая церковь Санкт-Петербурга. Церковь назвали Свято-Троицкой, а площадь, на которой она была расположена - Троицкой площадью.
Если бы церковь могла рассказать о своей судьбе, она бы начала с этих счастливых лет своей юности. Рядом с ней располагались Сенат и Коллегии. На площади были построены первый Гостиный двор и первый петербургский трактир "Аустерия четырех фрегатов". Перед церковью проводились военные парады, и к звучанию колоколов присоединялись звуки маршей военных оркестров. Царь Петр часто приходил к обедням и пел вместе с певчими духовные гимны. В ней торжественно отмечались военные победы русской армии и состоялось присвоение Петру титула Императора, а Россия была провозглашена империей…

Шутовы
Жизненный путь другого героя этого повествования Петра Васильевича Шутова начался 200 лет спустя, а точнее с года основания церкви прошло 230 лет. Он родился в Петербурге в 1933 году. Умный и замкнутый мальчик рос без отца. В шесть лет освоил грамоту, и в день его рождения мама привела его в книжный магазин. Напрасно мама убеждала Петеньку взять книгу «Доктор Айболит», он выбрал себе в подарок «Историю гражданской войны». Читая ее, он осторожно отгибал листки прозрачной бумаги, прикрывающие иллюстрации, и рассматривал фотографии вождей революции, схваток с белыми красной кавалерии и митингов, где провозглашалась Советская власть.
- Мама, мама, посмотри, здесь есть наша фамилия!
Петр принес на кухню книгу и прочитал: «Большую помощь оказала С. М. Кирову в укреплении советской власти в Ленинграде местная интеллигенция, в том числе преподаватель технологического института Василий Иванович Шутов».
- Мама, мы ведь Шутовы, а мое отчество - Васильевич. Это что, мой папа?
Мама прочитала заметку и кивнула головой.
- Да, это твой отец.
- А ты мне о нем не рассказывала. Так что же случилось с папой?
- Он умер.
- Где, когда?
- Я не знаю. Извини, кажется пирожки уже подгорели…
Детство и юность Петра ничем не отличалась от других советских детей. Он был пионером, комсомольцем и даже думал вступить в партию, но рекомендаций получить не смог. Кто-то сказал, что его папа был троцкист. Закончив ленинградский Технологический институт, Петр начал работать в небольшой проектной организации.
Здесь к нему пришла первая любовь. Черноглазая смешливая сотрудница Катя сразу поняла что она ему нравится и часто подходила к его кульману, хотя была уже замужем.
- Петенька, а как правильно обозначить здесь допуски и посадки? А сварочный шов?
Она наклоняла к нему кудрявую головку и забавлялась его смущением, а когда в день восьмого марта он вручил ей дорогой букет и проводил домой, поцеловала его в губы. Потом он положил ей на стол конверт, в котором было трогательное объяснение в любви. Катя поняла, что их роман зашел слишком далеко и решила отделаться шуткой. Она положила ему записку:
«Петенька, ты проходил в школе «Евгения Онегина»? Посмотри главу 83, строфа 47-я.»
Петр нашел текст: «Я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана и буду век ему верна.»
Вскоре любовное письмо нашел ее муж и потребовал чтобы она сменила работу.
А Петр так и просидел бы до пенсии за кульманом в этой фирме, если бы не смерть матери. Мать была его единственным убежищем в этом сложном и малопонятном мире. С ее уходом в его душе осталась незаживающая рана. После Кати ему редко нравились девушки, а их отпугивал его отсутствующий взгляд, боязнь грозы и сквозняков. Летом он кутал горло шарфом. Не от мира сего. Он еще больше замкнулся и окружил себя книгами. Теперь его уже знали во всех крупных магазинах Ленинграда, он приобретал все новинки, особенно по истории города, на них уходила большая часть его скромной зарплаты. Добывал книги за макулатуру и скоро все полки заполнились альбомами Ленинграда, потом книги пришлось класть на пол, и в один из вечеров Петр зашел в спальню матери и стал разбирать ее вещи. Отложил в сторону коробку с обувью, но она показалась ему тяжелой, и он ее открыл. В коробке лежала связка бумаг. Разные записки, счета, письма матери от подруг и воздыхателей. Взгляд задержался на листке, вырванном из тетради.
«Дорогая Лидочка! Эту записку согласился передать мой старый товарищ по подполью. Я пытался остановить разрушение Троицкой церкви. Ты знаешь, как я дрожу перед предметами старины. Это ведь не просто культовое здание, его построил Петр Первый, в честь которого я назвал нашего сына, это первая церковь Петербурга, ее ломать нельзя.
Когда я не смог убедить товарища Маслова остановить это варварство, я совершил ужасную глупость - улегся перед входом и сказал: только через мой труп. У меня была надежда встретиться с товарищем Кировым, ты знаешь, мы были почти друзья. Я уверен, что смог бы убедить его сохранить этот памятник старины. А дальше меня отвезли в психбольницу, потом заочно приговорили к пяти годам поселения на Севере за нарушение общественного порядка. Пишу в дороге, куда нас везут пока не знаю, ночи здесь очень холодные, а спим мы в поле, прямо на земле. Я сильно простыл и кашляю кровью, может быть, нам встретиться больше не суждено. Береги Петра, надеюсь у него будет лучшая жизнь. Твой Василий.»
Петр прочитал письмо три раза. Вот и открылась тайна смерти отца. Разве его отец был религиозным человеком? Про Троицкую церковь Петр слышал на уроке истории и прочитал в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Завтра же поеду на эту площадь и постараюсь там узнать все что могу, решил он.

Троицкая площадь
Вернувшись с работы и наскоро перекусив Петр поехал на Троицкую площадь. В центре площади был большой сквер, обсаженный деревьями. По периметру располагались жилые дома. На одном из домов он увидел мемориальную надпись: «Дом политкаторжан, построен в 1931-1933 годах для общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев».  Конечно, никаких следов снесенной церкви в сквере не было, да и не могло быть. Он подошел к скамейке, на которой сидел старичок с палкой.
- Товарищ, вы случайно не знаете, здесь где-то стояла церковь, построенная Петром Первым.
- А вам зачем, - спросил старичок.
- Интересуюсь стариной. Так вы знаете?
- Знаю и не случайно. Я ведь был тогда комсомольцем. Вызвали меня и сказали, Иван, для тебя есть ответственное поручение. В 7 вечера ты должен быть на площади Революции. Там будут сносить старую церковь, нужна будет помощь, поступишь в распоряжение товарища Маслова.
Я и поехал. На месте уже стояло много техники. Рабочие заводили кран. Я спросил у Маслова, что мне делать. Он сказал, полезешь на колокольню, поможешь снять  колокол. Кто-то уже пустил слух о том, что будут ломать церковь, и ее прихожане стали по очереди охранять здание. Люди приносили с собой матрасы и одеяла и, несмотря на осень, ночевали прямо на улице. Вечером прибыл отряд милиционеров и оттеснил верующих от здания. Много людей видели, как разбирали забор, крышу, купол и пристройки церкви и плакали. Потом бульдозер подошел. От церкви к тому времени только одни стены оставались. Как только бульдозер ударил по церкви, так эти стены сразу и повалились. За одну ночь храм разломали.
Да, еще был курьезный случай. Один мужик интеллигентного вида в шляпе и пенсне подошел к Маслову, я стоял рядом и слышал их разговор. Он спросил:
- Кто приказал ломать храм?
- Есть решение Леноблсовета, - сказал Маслов и показал мужику какую-то бумагу.
- Это неверное решение, - сказал мужик, выхватил эту бумагу и порвал ее на части, - вы не должны его выполнять. Видите, сколько народу против. Остановите все работы. Я лично знаком с Сергеем Мироновичем Кировым. Завтра я с ним встречусь и добьюсь отмены этого решения. Это первая церковь Петербурга, построенная еще Петром Первым.
- Я не могу остановить работы, - сказал Маслов, - гражданин, отойдите в сторону. А вы, батюшка, покажите, что надо выносить.
- А что было дальше?
- Он лег на пол перед входом и сказал, только через мой труп.
- Кто, батюшка?
- Нет, этот мужик в шляпе. Представляешь, мил человек, он лег в грязь в своем светлом плаще. Потом приехала машина из психбольницы Кащенко, вышли с носилками два дюжих санитара, затащили его в машину и уехали.
- И Киров ему не помог?
- А что Киров, его самого через год застрелили в Смольном. Никто бы ему не помог. Тогда уже снесли даже Московский Храм Христа Спасителя. Жалко мужика, говорили, какой-то троцкист, никто не знает кто он.
- Я знаю кто он, - твердо сказал Петр, - это был мой отец.

Протокол № 217
Петр мало интересовался церквами: Марксистско-Ленинское учение о вреде религии для народа было им впитано, что называется, с молоком матери. Но раз судьба отца оказалась так тесно связана с церковью, надо сходить в публичную библиотеку. Наверняка там удастся что-то найти.
- В библиотеку? - сделал удивленный вид его начальник, - у нас есть своя библиотека. Скажите честно, куда вы пойдете? Если бы вы, Петр Васильевич, попросили разрешения сходить в магазин за бутылкой, разве я бы вам отказал? Но, в библиотеку... И, увидев растерянное лицо Петра, поспешно добавил, - я шучу, это просто шутка, конечно, идите.
В библиотеке ему показали дореволюционные журналы, издававшиеся в Санкт-Петербурге. В журнале «Русский паломник» за 1913 год он нашел фотографию церкви, построенной Петром Первым, и ее краткое описание. Церковь имела каменный фундамент и стены, сложенные из сосновых бревен. Внутри она была оштукатурена и окрашена масляной краской. Стены украшали иконы, написанные на досках. Купола были покрыты листовым железом и покрашены в голубой цвет, а кресты были сделаны из позолоченной бронзы.
Трезини получил хороший подарок: шубу с царского плеча и начал заниматься своим  прямым делом - строительством Петропавловской крепости. Дальнейшая судьба церкви была непростой. Она дважды горела и трижды отстраивалась. Возрождалась из пепла как птица  Феникс.
Библиотекарь посоветовал Петру сходить еще в ВООПИК - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Это было чем-то вроде народного Министерства культуры, задачей которого была охрана культурного наследия страны. Петр записался в это общество и с его помощью сумел найти следующий документ:

Выписка
из протокола № 217 заседания Комитета по архитектуре и строительству Облисполкома Ленинградской области от 4 Августа 1933 года
Слушали: О сносе Троице-Петровской церкви г. Ленинграда
Заслушав сообщение инспекции по зданиям религиозного культа г. Ленинграда о целесообразности сноса расположенного на площади Революции здания Троице-Петровской церкви, и, принимая во внимание, что:
1. Здание церкви не вписывается в генеральный план реконструкции Ленинграда, которым предусмотрено строительство многоэтажных жилых зданий по периметру площади Революции,
2. Эта церковь не может считаться исторической ценностью, так как постройка петровских времен не сохранилась, а само здание многократно перестраивалось,
3. В настоящее время здание запущено и находится в аварийном состоянии.
4. Церковь редко посещается и большую часть времени пустует,
5. Вокруг церкви собираются нищие, бродяги и юродивые, создающие антисанитарную обстановку,
6. В Ленинграде достаточно зданий религиозного культа, где верующие граждане могут отправлять религиозные обряды,
                Постановили: 
1. Просить исполком Ленинградского областного совета принять решение о сносе Троице-Петровской церкви.
2. Поручить эту работу 3-му строительному управлению и выделить необходимые денежные средства.
3. Просить обком комсомола привлечь для уборки площади наиболее сознательную часть комсомольцев и молодежи Петроградской стороны.
4. Поручить управлению милиции Петроградской стороны обеспечить порядок во время проведения работ.
5. Довести это решение до сведения канцелярии Митрополита Санкт-Петербургской епархии, выделить кран для демонтажа колокола и транспорт для вывоза представляющих ценность предметов культа и внутреннего убранства церкви.

Председатель Комитета по архитектуре и строительству
                Подпись.
                Печать.
               
Выписка верна: секретарь

В память об отце
Близилось празднование 300-летия Петербурга, в городе реставрировались старинные здания и Петр решил, что сейчас самое подходящее время поднять вопрос о восстановлении Троице-Петровской церкви. Он этого добьется в память об отце. Петр пришел на Исаакиевскую площадь и попросился на прием к мэру. Мэр был занят, но помощник мэра согласился его принять.
- Петр Васильевич Шутов? Присаживайтесь. С чем пришли?
Помощник мэра открыл тетрадь регистрации посетителей и сделал соответствующую запись.
- Скоро наш город будет праздновать свое трехсотлетие, - волнуясь сказал Петр, - я пришел с предложением восстановить к этой дате Троице-Петровскую церковь, что стояла на Троицкой площади.
- Петр Васильевич, вы духовная особа?
- Нет, я член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
- Петр Васильевич, вы знаете, сколько сейчас церквей в Петербурге? Верующим есть куда пойти.
- Но эту церковь построил Петр Первый. Ей тоже исполнится 300 лет!
- А вы знаете сколько блокадников еще живут в коммунальных квартирах? Сколько ветеранов войны и труда стоят в очереди на получение жилья! Все деньги идут на жилищное строительство.
- Но в Москве уже восстановили Храм Христа Спасителя.
- Москва - столица, а мы - областной центр. И потом, я не вижу особенно много сторонников этой идеи.
- Я соберу подписи, - закричал Петр, - тысячу подписей, десять тысяч подписей!
Помощник мэра встал, подошел к столику, на котором стоял графин с водой и налил стакан.
- Выпейте воды и успокойтесь. Я чувствую, у вас есть в этом какой-то личный интерес.
- Да, когда разрушали эту церковь, защищая ее, погиб мой отец.
- Понимаю. Вы говорите десять тысяч подписей? Если вы принесете десять тысяч подписей, ваше предложение будет обсуждено на заседании Исполкома. Вы знаете как собирать подписи? Каждый подписавшийся должен указать свое имя, отчество, фамилию, адрес и телефон. Мы будем проверять. Что ж, желаю удачи.
Помощник встал и подал руку.

Катя
Сгоряча пообещав собрать десять тысяч подписей, Петр не предполагал насколько это непростая задача, однако ему удалось собрать группу единомышленников. Они разбили Петроградскую сторону на участки и дело пошло. Сам Петр отдавал этому все свое свободное время, это стало главным делом его жизни. Когда частые отлучки с работы вызвали напряженные отношения с начальником, он уволился и закончил курсы машинистов котельных. Теперь у него стало намного больше свободного времени: сутки он работал и двое отдыхал.
В тот день к вечеру погода испортилась. Еще вот этот новый девятиэтажный дом, решил он, и на сегодня - всё. Четыре подъезда, по 36 квартир в каждом. Не менее сотни подписей, если, конечно, повезет. После третьего звонка одна дверь приоткрылась и в образованную цепочкой щель женский голос спросил:
- Кто?
- Меня зовут Петр Шутов, - я принес…
- Петенька?
Кроме мамы только одна женщина называла его Петенькой.
Дверь закрылась, звякнула цепочка, и в проеме показалось такое знакомое лицо.
- Катя?
Сколько они не виделись? Шесть лет? Или семь? После ее увольнения Петр долго надеялся, что она позвонит или напишет.
- Я могу зайти?
- Конечно, зайди. Почему ты так слабо одет? И весь мокрый, сейчас согрею чай, или чего-нибудь выпьешь? Да заходи, не бойся, я живу одна. Что это у тебя в руках?
- Я собираю подписи под обращением в мэрию. Получу твою подпись и сразу уйду.
- Нет, разденься, я рада тебя видеть. А ты похудел, что мама перестала тебя кормить?
- Мамы уже нет.
- Прости, я не знала. Ты не изменился. Все также боишься кого-то побеспокоить. Нет, я тебя не отпущу. Ты мне расскажешь обо всем. Сейчас мы поужинаем вместе. Что слышно в нашей конторе? Она еще жива? Ты смотришь, нет ли у меня на пальце кольца? Нет. Мы давно разошлись. А ты женат?
За ужином Петр оттаял, и они разговорились. Она тоже не изменилась, подумал он, а ведь они могли быть вместе и вся его жизнь была бы другой. Только сейчас он понял, как ему нужна женщина, которая бы заботилась о нем, ждала его к ужину и… родила бы ему сына? 
- Ты спешишь, тебя кто-то дома ждет?
- Никто меня не ждет, просто я хочу собрать подписи в твоем доме. Почитай это обращение.
- Я тебе помогу, только не совсем понимаю, зачем ты это делаешь?
- В память об отце.
Катю в доме знали и доверчиво ставили подписи. Когда они вернулись в ее квартиру было уже одиннадцатый час. Петр подошел к окну. Дождь по-прежнему заливал стекла, при вспышках молний с трудом угадывались контуры домов, расплывшиеся огни фонарей и редкие машины.
- Катя, ты мне очень помогла. Теперь одолжи мне зонтик, и я пойду.
- Куда ты пойдешь? Ты же боишься грозы. Не хочешь остаться?
Она подошла, положила ему руки на плечи и посмотрела в глаза. Так могут смотреть только женщины.
И он остался.

Эпилог
Через полгода Петр получил письмо из мэрии. В нем сообщалось, что идея восстановления Троице-Петровской церкви обсуждалась на заседании отделения строительства и архитектуры исполкома. В связи с тем, что на месте, где стояла церковь уже построен жилой дом, принято решение увековечить этот памятник старины возведением по соседству памятной часовни, которую к празднованию трехсотлетия Петербурга в дар городу обязалась построить Балтийская строительная компания. Мэр поблагодарил Петра за важную инициативу и поздравил с удачным ее  решением.
- Катя, - позвал жену Петр, - вот их ответ. А я хотел завтра еще идти на прием к Митрополиту. Теперь мне нечем больше заниматься. Вот и все.
- Не беспокойся, скоро тебе будет чем заняться, ты ведь хотел сына?
В день трехсотлетия Петербурга Петр пришел посмотреть на часовню. С ним была Катя с коляской, в которой лежал их малыш. Петр вынул сына из коляски и показал ему часовню. Позолоченный купол сверкал на солнце. Сын улыбнулся, протянул ручки и первый раз сказал:
- Дай!


Рецензии