Куба любовь моя!

Кто из советских людей в начале 60-х годов не слышал о Кубе? Известие о том, что на американском континенте маленькая страна под боком у США решила построить социализм потрясло весь мир! Кто не слышал о ее лидере - знаменитом Фиделе Кастро, который не испугавшись американских угроз завязал тесные отношения с Советским Союзом? Мы все с волнением слушали по радио и читали в газетах о решительных шагах Кастро: он национализировал американские компании и попросил у Советского Союза защиту. И эта защита была дана: на Кубе были установлены советские ракеты, нацеленные на США. Теперь пусть только сунутся!
Композитор Пахмутова написала песню: 
Куба - любовь моя!
Остров зари багровой…
Песня летит, над планетой звеня:
Куба - любовь моя!
Наверное «багровая заря» символизировала опасность. Песня была очень популярной, ее исполняли самые известные певцы Советского Союза.
Я был захвачен всеобщим порывом, спрашивал в магазинах кубинский сахар и даже к удивлению жены купил пачку кубинских сигар, хотя я не курю. А моя восьмидесятилетняя тетушка, не писательница и не поэтесса, захваченная общим восторгом советского народа перед Фиделем Кастро, написала о нем целую поэму, послала ее на Остров Свободы и даже получила ответ! Фидель Кастро поблагодарил ее за добрые слова. Внизу была, конечно, не настоящая его подпись, а ее оттиск – факсимиле. Но письмо от самого команданте! Я рассказывал об этом всем моим знакомым. Как я ей завидовал! Как я мечтал когда-нибудь своими глазами увидеть вождя кубинской революции, а тем более самому побывать на Кубе.

Оказывается, иногда самые невероятные мечты сбываются! 
Увидеть Фиделя Кастро мне довелось лично в Ленинграде. Кортеж, в котором он ехал, стоя в открытой машине, следовал по 1-й Красноармейской улице. Народ занял все окрестные  тротуары, вдоль них были натянуты белые канаты и расставлены милиционеры. Фидель приветливо улыбался и махал рукой. Многие пришли с цветами.
Милиционеры кричали:
  - Не бросайте букетов! Не бросайте букетов!..

В конце 90-х годов я пришел домой и сообщил жене:
- Мы едем отдыхать на Кубу. В турфирме были две горящие путевки, и я их взял. Купи себе красивый купальник, наш самолет вылетает через три дня. Я давно хотел увидеть своими глазами чего достигла страна, построившая социализм!
           И вот мы на Кубе.
Аккуратные коттеджи, идеально чистые асфальтированные дорожки, пальмы и незнакомые цветы. Живем в роскошной гостинице на берегу Атлантического океана. Я впервые в жизни попал в  такое место. Декабрь, а тут лето, жарко. Теплое море. Отличный номер с кондиционером. Бесплатные рестораны, кафе и развлечения. Ешь и пей, что угодно и сколько хочешь, включая любые спиртные напитки. Все бесплатно.
- Видишь, - говорю я жене, - мы ехали в социализм, а попали в коммунизм. 
- Вы всем довольны? - любезно спрашивает дежурная гостиницы.
- Конечно! Просто не ожидали. Значит Куба построила коммунизм! И давно это у вас?
- Мистер, здесь не территория Кубы. Это побережье арендует испанская туристическая фирма, называется RIU. Видите мой значок? У вас есть какие-то просьбы?
- А я думал, что увидел Кубу, - разочарованно сказал я. - Мы ведь приехали не просто покупаться в море, а увидеть Кубу. Здесь есть поблизости какой-нибудь город?
- Есть Ольгин. Это четвертый по величине город Кубы, до него 70 километров.
- А как туда попасть?
- Я могу для вас заказать такси. Вы говорите по-испански?
- Нет.
- Тогда вам одним ехать нельзя, опасно. А какой ваш родной язык?
- Русский.
- У нас работает русский официант. Он живет в Ольгине. Когда пойдете на обед, спросите Алексея и поговорите с ним.
В ресторане мы без труда наши Алексея. Он сказал, что его мама, Наташа, - русская, вышедшая замуж во время учебы в институте более 25-ти лет назад за кубинца. Тогда много кубинцев учились в России. Мы напросились в гости, и Алексей, посоветовавшись с мамой,  пригласил нас к себе домой.
Я спросил, какой гостинец можно привезти его маме и был немало удивлен, когда он попросил привезти побольше еды. Оказалось, что официантам брать с собой домой еду было строго запрещено. Для этого за день мы стали носить из столовой к себе в номер мясо, колбасу, рыбу, сыр, чай, черный хлеб и другую снедь – для нас в столовой все было бесплатно. Официанты на нас оглядывались: мы вели себя как будто приехали из голодного края, но замечаний не делали и в такси была погружена приличная сумка с едой.
- Зачем ей столько еды, - спросила меня жена.
- Она, наверное, пригласит гостей.
Я узнал, что работа официантом здесь является престижной, так как чаевые, которые получают официанты значительно больше, чем их зарплата. Мама Алексея работает в школе, где преподает английский язык, она предлагала ему пойти учиться в университет, но он решительно отказался.
- Ты хочешь чтобы я получал как ты 12 долларов в месяц, - спросил он и решил стать официантом.
В нашей гостинице Алексей был еще стажер, поэтому носил черные брюки, в отличие от постоянных официантов, у которых брюки бежевого цвета.
Он дал нам адрес своего дома, и мы поехали.

По дороге жена восхищалась пальмами и кактусами, а я вспомнил мексиканскую песню про кукарачу. Шофер такси тоже знал эту песню, и мы дружно спели втроем, каждый на своем языке.
Я с досады чуть не плачу,
У меня в груди вулкан.
Он сказал: ты кукарача -
Это значит таракан.
                За кукарачу, за кукарачу
                Я отомщу.
                Я не заплачу, нет, не заплачу,
                Но обиды не прощу.
             Дорога к Ольгину оказалась довольно живописной. Мы перегоняли конные тележки и одиночных всадников - лошади играют в Кубе немаловажную роль. Впрочем, в Ольгине основным видом транспорта являются велосипеды, на которых ездит на работу большая часть населения, в том числе и Наташа - мама Алексея. Ехали мы примерно час, мимо проносились поселки, уставленные плакатами на испанском языке, пасущийся скот и поля сахарного тростника, из которого делали сахар, в свое время закупавшийся Советским Союзом. На контрольно-пропускных пунктах нашего шофера все знали и пропускали без препятствий.
Ольгин состоит в основном из одно- и двухэтажных домов довольно примитивной архитектуры. Между домами - траншеи и кучи свежей земли – жители строят бомбоубежища, на случай если США объявит Кубе войну. Политическая ситуация на Острове Свободы напряженная, поэтому всякая информация извне не допускается. Зарубежные радиостанции глушатся, телевидение передает обращения руководителей страны. Когда Алексей увидел у нас привезенные с собой газеты на русском языке, он попросил их для мамы, которая давно не читала газет на русском языке. При этом он сообщил, что сначала газеты должен просмотреть правительственный чиновник, потом, если он разрешит, Алексей отвезет их домой. Русских газет в продаже нет, о России только слухи.
Небольшая квартира, в которой живет мама Алексея с двумя сыновьями (младший брат Алексея еще учится в школе, окончив которую мечтает пойти учиться на официанта, как старший брат) находится на втором этаже, куда ведет лестница прямо с улицы. Когда кому-то из нас понадобилось сходить в туалет, Наташа для слива принесла с улицы ведро воды: водопровод в квартире не работал.
- Однако, пить эту воду нельзя - объяснила она, - для питья мы покупаем воду у соседа, который привозит ее из дальнего колодца.
Наташа поблагодарила за продукты и спросила:
- А мыло вы не привезли?
Отдав привезенное угощение, мы пошли смотреть город. Узкие улочки с односторонним движением переполнены велосипедистами. Живут кубинцы открыто, двери и окна квартир настежь и можно увидеть, чем занимается семья: ест, пьет, читает, смотрит телевизор или просто люди беседуют. Кубинцы любят пиво - в нашей гостинице они убирают пляж, выдают лодки, шезлонги, и постоянно выпрашивают у отдыхающих пиво, которое отдыхающим бесплатно, а им - нет. В благодарность они приносят и дарят разные раковины, которые океан в изобилии выносит на берег.
В Ольгине есть магазины, где по карточкам отпускают продукты: растительное масло, рис, сою, горох, мыло. Есть магазины где можно покупать без карточек, но за доллары. Несмотря на бытовые трудности, кубинцы очень веселы и жизнерадостны, поют, танцуют, часто слышен смех. Мы зашли в кафе и купили кофе и мороженое. Расплатились долларами. Видел я несколько старинных зданий, весьма скромный музей и картинную галерею, заглянул в библиотеку с большим отделом литературы на русском языке. Эти книги оставили русские, которые жили и работали на Кубе, но после того как развалился Советский Союз, связи с Кубой практически были разорваны и большинство уехало домой.
Кубинцы гордятся своей историей - на улицах много бюстов кубинских деятелей, а стены музея увешаны портретами их военачальников. Во время прогулки мы встретили несколько человек, говорящих по-русски - одни учились в СССР, другие вышли замуж за кубинцев. Возвращались, когда было уже темно. Улицы были еле-еле освещены, но движение транспорта, особенно велосипедов, не прекращалось. Пока я шел по тротуару, с трудом избежал столкновения с двумя велосипедистами, которые неслись с большой скоростью в полной темноте. 

Я спросил Наташу:
- А можно узнать, как вы попали на Кубу?
- Как многие другие русские девчонки. Влюбилась в Хозе, он в Москве учился, в инязе. Как и я. Только я на испанском отделении, а он на славянском. Он так интересно рассказывал о Кубе, лето круглый год, теплое море. И так красиво объяснялся в любви и звал на Кубу, что я, дурочка, согласилась. Теперь я жалею. Хотя его матери я понравилась, все вокруг было чужое. Когда Советский Союз перестал покупать у Кубы сахар, сигары и еще что-то, в Кубе почти начался голод. Хозе стал ругать Советский Союз, начал выпивать и переехал к родителям, оставив мне сыновей. Но он их очень любит и заботится о них.
- Вы не хотите вернуться в Россию?
- Кому я там нужна? Здесь у меня есть работа, квартира, сыновья. Алексей скоро женится, он встречается с очень красивой чернокожей девушкой. Появятся внуки. В России у меня уже никого нет.
Мы выпили по стакану чая, есть ничего не стали и, не дождавшись гостей, распрощались.
Я пообещал прислать несколько видеофильмов на русском языке - она посетовала, что у них есть только «Волга-Волга».
- Я его кручу бесконечное число раз, смотрю и плачу, - сказала она.
Обратно нас вез тот же шофер. Ехали молча, обдумывали увиденное.
- Как вам понравилась Куба? - спросил шофер.
- У вас варят отличный кофе, - сказал я.
- И делают вкусное мороженое, - добавили жена. 
Так мы познакомились с Кубой.
На территории нашей гостиницы было несколько памятников непонятного содержания. Один из них представлял собой кучу металлолома: ржавые шестерни, обломки труб и куски швеллеров. Я решил, что это памятник несбывшемуся кубинскому социализму и сфотографировался у него со скорбно опущенной головой.
Из дома я послал Наташе несколько русских видеофильмов. Она ответила письмом с благодарностью. Алексея на должность официанта не утвердили, писала она, ему придется искать другую работу.


Рецензии