Как спасали Аральское море

Ведущий. Дорогие телезрители, сегодня в цикле передач «Сохраним землю для наших потомков» мы обсудим ситуацию, сложившуюся вокруг одного из замечательных уголков природы - Аральского моря. Это море, бывшее долгое время четвертым в мире по величине внутренним водоемом, сегодня пересыхает и виновата в этом, увы, деятельность человека. Наша с вами деятельность, дорогие телезрители.  Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил земли, окружающие это озеро-море, прежде богатые жизнью, в бесплодную пустыню. То, что происходит с Аральским морем - серьезная экологическая катастрофа. В настоящий момент высыхающее море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии, и уровень воды упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал и южный Большой Арал.
Сегодня гость нашей передачи Член-корреспондент Академии наук, профессор, руководитель научной секции спелеологов, доктор физико-математических наук, председатель ученого совета по присуждению научных степеней, член комиссии по спасению Аральского моря, президент уфологической ассоциации господин Новозаведенный. Добрый вечер, господин профессор! Вы только что вернулись с научной конференции, посвященной спасению Аральского моря, и телезрители хотят услышать от вас самые последние новости. Где проходила эта конференция? Как много было делегатов?

Профессор. Конференция проходила в Крыму, в Ялте.

Ведущий. Это несколько далековато от Аральского моря. Чем вызван выбор такого места?

Профессор. Да, вы правы. Я настаивал, чтобы эта конференция проходила в Сочи, что было бы намного ближе, но там уже шла конференция по проекту поворота северных рек. Тем не менее, я считаю, выбор места удачным и со мной согласны все 99 участников этого важного форума. А вы не согласны?

Ведущий. Почему же, я бы тоже принял участие в этой конференции, но меня не пригласили. Расскажите нам, как проходила конференция? Какие обсуждались вопросы? Ведь Аральское море почти не получает воды из-за оросительных каналов, которые забирают воду из Амударьи и Сырдарьи на протяжении сотен километров их течения по территории нескольких республик. В числе последствий, засуха, исчезновение многих видов животных, рыб и растений. Конференция сумела привлечь к этому внимание общественности? Сколько дней длился этот форум?

Профессор. Конференция длилась три дня. Первый день, как водится, делегаты устраивались. Проводилась регистрация, выдача направлений в гостиницу. Я бы не сказал, что нам дали лучшую гостиницу. Комнаты на двоих, телефоны подключили только на второй день. Моя жена с ума сходила, я ей всегда звоню в первый день после приезда. Лифт не работал и, вдобавок, вечером я не мог принять душ, так как исчезла горячая вода.

Ведущий. Но эти мелочи ведь не помешали вам обсудить ситуацию в Аральском море, где сильные бури разносят ядовитые вещества, а также огромное количество песка и соли по всему региону, уничтожая сельхозкультуры, и нанося ущерб здоровью людей. Когда состоялось открытие конференции, и началась ваша интенсивная работа? Какова была повестка дня? Кто выступал? Мы ждем от вас откровенного разговора о работе конференции.

Профессор. Да, началась наша интенсивная работа. Мы собрались в ресторане гостиницы, где нас приветствовало руководство Каракалпакии. Чтобы лучше погрузиться в атмосферу Аральского моря, из Каракалпакии привезли копченую камбалу, которая отлично подошла к местному пиву. На столах были представлены закуски, характерные для тех мест. Оказывается, Каракалпакская кухня представляет собой интересное смешение кулинарного искусства многих среднеазиатских народов: узбеков, туркмен, казахов. Как и многие другие народы Центральной Азии, каракалпаки готовят бешбармак, плов, шурпу, манты и многие другие восточные блюда. Конечно же, каракалпакская кухня имеет свои особенности. Я впервые попробовал жареную верблюжатину. Знаете, недурно. Все это свидетельствовало о важности проблемы, для обсуждения которой мы собрались. Откровенно говоря, я лично не употребляю крепленые вина, поэтому попросил тамаду налить мне Каракалпакской водки...

Ведущий. Мы уже знаем, что Аральское море пересыхает, и нужны срочные меры, препятствующие его дальнейшему высыханию. Единственным возможным средством могло бы стать сокращение орошения полей, на что уходит 92% забора воды. Однако республики в бассейне Аральского моря намерены увеличить объемы полива сельхозугодий - в основном, чтобы прокормить растущее население. Какие меры обсуждались по спасению Аральского моря?

Профессор. Для этого мы и собрались во второй день. Тут у меня был небольшой конфликт с учредителями. Вы понимаете, что мой авторитет, как специалиста по Аральскому морю, требовал моего присутствия в президиуме, а обо мне они забыли. Ничего, я им вправил мозги. Принесли еще один стул, и я занял достойное место.

Ведущий. В зале было много народа?

Профессор. Полный зал. Они сняли с занятий три техникума.

Ведущий. Вы тоже выступили с докладом? Вероятно, в данной ситуации помог бы переход на менее влаголюбивые культуры, например замена хлопчатника озимой пшеницей, однако две главные водопотребляющие республики региона - Узбекистан и Туркменистан - намерены продолжать выращивать именно хлопок для продажи за рубеж. Можно было бы также значительно усовершенствовать существующие оросительные каналы: многие из них представляют собой обыкновенные траншеи, через стенки которых просачивается и уходит в песок огромное количество воды.

Профессор. К сожалению, мой доклад остался дома: вещи в дорогу складывала жена, и он не поместился в чемодан. Поэтому, я рассказал, что печальную судьбу Арала начинают повторять другие крупные водоемы мира - в первую очередь озеро Чад в Центральной Африке. Мертвая рыба тилапия устилает берега, а из-за неумеренного забора воды для орошения полей вода в нем становится все солонее. В результате бурного развития орошения озеро Чад уменьшилось до 1/10 своих прежних размеров. Фермеры, пастухи и местные жители из четырех прилегающих к озеру стран нередко яростно сражаются между собой за остатки воды, а глубина озера составляет сегодня всего лишь 1,5 м. Опыт, связанный с потерей, а затем с частичным восстановлением Аральского моря, может пойти всем на пользу.

Ведущий. Конференция наметила план действий по спасению Аральского моря? Она ведь приняла проект "Регулирование русел рек Сырдарьи и Амударьи для пополнения запасов воды в Аральском море".  Вы могли бы нас познакомить с его основными положениями.

Профессор. Да, конечно. (Шарит по карманам). Ага, вот этот проект. Так, для спасения Колымского водохранилища предлагается..

Ведущий. Господин профессор!

Профессор. Простите, я захватил не тот документ. Завтра я лечу в Ленинград на конференцию по спасению Колымского водохранилища. Там, знаете ли, похожая ситуация. Я буду закругляться. На третий день была интересная экскурсия по Крымскому полуострову. Мы побывали в замке "Ласточкино гнездо", видели дворец бухарского эмира, посмотрели Дом-музей Чехова, посетили дегустационный зал и несколько магазинов. Я купил жене недорогие модные туфли, чтобы ходить в театр. Кремового цвета на высоком каблуке. А впереди, знаете, такие блестящие штучки, в общем, ей они понравились. Но теща обиделась, она у меня тоже театралка. Вечером по случаю закрытия конференции был банкет. Тут местные власти не ударили в грязь лицом. Выступил секретарь обкома. Такой приятный мужик, говорит почти без акцента, подходил к каждому и спрашивал как дела.  Из вин я бы назвал...

Ведущий. Но у вас есть собственное мнение, как спасти Аральское море?

Профессор. Есть собственное мнение, но я не буду о нем рассказывать, так как я с ним не согласен.

Ведущий. И вы утверждаете, что привезли с конференции новые идеи?

Профессор. Не только идеи. Каждому делегату дали на дорогу корзинку фруктов и бутылку вина.

Ведущий. (Смотрит на часы). Увы, наше эфирное время истекло. Большое спасибо, господин профессор, за интересный рассказ. Наши телезрители узнали много нового об Аральском море. На этом передача "Сохраним землю для наших потомков" окончена.
 


Рецензии
Потрясающий рассказ, все в точку: по содержанию проблемы, методам решения...сатире и юмору. А проблема огромная - решить ее и решился бы вопрос устойчивости евразийского союза. Вот куда нас забросило!Хотелось бы увидеть Ваш сборник на полках книжного магазина

Каким Бейсембаев   03.08.2018 16:08     Заявить о нарушении