Голубая Надежда. На грани Добра и Зла ч. 1

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
На грани Добра и Зла

Храни его, талисман!

Порой мне снятся города чужие,
Которые становятся родными....
Брожу по улицам, по мокрому асфальту,
И возвращаться нереально жаль мне.
...Мне часто снятся сны цветные,
Такие яркие, живые!
На пальцах  кольца - талисманы
Залечивают  сердца раны.
В них бриллианты, сердолики и сапфиры -
Живые драгоценные кумиры!
А изумруда зелень вдохновляет,
Надеждой, верой воодушевляет!
(стихи автора)

  Мир сновидения -  это всегда волшебное преображение действительности, особенно в цвете. Внешние обстоятельства, всё, что происходит днём, воспринимается рассудком,  а ночью попадает во власть бессознательного.
  Возможно, что сны - это часто нереализованные мечты в иносказательном плане...если хорошие, исполнятся ли? Неизвестно...
"Жизнь тем и интересна, что в ней сны могут стать явью"
(Пауло Коэльо "Алхимик")
  Психологи расходятся во мнениях по поводу роли сновидений в жизни человека, однако единодушны в том, что во сне перерабатываются  дневные впечатления, происходит их осознание. Можно увидеть, в чём допущена ошибка или, наоборот, порадоваться удаче.
"Сон словно сортирует свалку для разума, он отметает всякий накопившийся хлам и случайный мусор, выявляя главное. Для того и предназначен человеческий сон. И ещё для исполнения желаний. Для пробуждения подавленного чувства вины. Вот почему людей с совестью мучают кошмары".
(Брайан Ламли "Тварь внутри тебя. Некроскоп V")
  Мучают кошмары,
  Мучают сомненья,
  Ждёшь от жизни славы
  С великим самомненьем.
  А ночами страхи
  Волною  накрывают,
  То, что не бывало,
  То, что не бывает....
  (стихи автора)
  Хорошо, если кошмары не переходят в жизнь, как  в  сны переходят все важные, неразрешённые за день вопросы. Незавершённые ситуации  проигрываются во сне. Это необходимая "гигиена" сознания, которой занимается наш мозг, и без которой наша жизнь не могла быть не  только счастливой, но и эмоционально богатой.(1) А  эмоций во сне хватает с избытком! Погони, скандалы, расставания, - это с одной стороны. С другой -
 встречи, влюблённости, примирения.
   Американские учёные выяснили, что нервные импульсы, которые наблюдались у человека во время бодрствования, во время сна воспроизводятся мозгом в семикратно ускоренном темпе.
 "Такое воспроизведение дневных впечатлений, -  предположили учёные, - необходимо для формирования воспоминаний. Этот процесс  как - бы переписывает информацию из кратковременной памяти, в долговременную память". (2)
    Получается, что  сны очень важны в  жизни человека. Не будь их, возможно, многое бы забывалось, не помнилось. Из Фомы неверующего некоторые превратились бы в Фому непомнящего.
" В жизни каждого человека, наверное, найдутся минуты, с воспоминаниями о которых он не захочет расстаться"
(Уилки Коллинз "Лунный камень")
  В снах происходит закладка главных событий в жизни человека в своеобразные ячейки памяти, как в компьютерную матрицу. Некоторые воспоминания остаются там до поры до времени, а что-то остаётся. И хорошее, и плохое.
  Во сне включается глубинная память, ведь помнить всё невозможно. В мозг, как в компьютер поступает сигнал, только кто его посылает? Подсознание? Или ангел-хранитель? После сигнала происходит разблокировка и человек видит сны - ответы о прошлом, настоящем и будущем.
"Память сердца уничтожает дурные воспоминания и возвеличивает добрые, и именно благодаря этой уловке нам удаётся вынести груз  прошлого"
 (Габриэль Гарсиа Маркес)
 Груз прошлого лёгким не бывает,
 О прошлом кто-то быстро
  забывает,
 И превращается в Непомнящего  Фому,
 Который не поверит никому.
(стихи автора)
   В тайной комнате сновидений много тайн. Несколько тайн приоткрылись ювелиру Ивану Тимофеевичу Хлебникову. Путешествие по Европе вызвало такой всплеск эмоций, а прогулка по бриллиантовому кварталу Антверпена всколыхнули воспоминания юности, когда он  только начал работать с камнями.
  Любимым писателем Ивана Тимофеевича со школы был Александр Сергеевич Пушкин. "Капитанскую дочку" он потом часто перечитывал, а некоторые главы из "Евгения Онегина" цитировал наизусть. Хотя Евгения Онегина  недолюбливал, считал избалованным, скучающим франтом, хотя душевно не пустым. Ему импонировало, внушало уважение, что на протяжении романа Онегин развивается, меняется его мировоззрение, происходит переоценка жизни и жизненных обстоятельств.
  У каждого из нас бывают моменты равнодушия. Когда перестаёшь принимать что-либо близко к сердцу, будто лишаешься чувств. Тогда абсолютно неинтересно всё, что происходит вокруг. Взираешь на окружающее снисходительно,  с долей высокомерия.  Но такие моменты - лишь затишье перед действием,  бурей или циклоном, сметающим на своём пути плохое, наносное, преграждающее  и высвобождающее чувства. Потом  начинаешь воспринимать всё с ещё большей силой и остротой, любить безумно, а радоваться - от души.
"Может быть, настоящее царство Пушкина ещё впереди, может быть, истинный пушкинский день ещё придет. Это очень большой вопрос и для всей русской культуры очень важный"
(Георгий Адамович из статьи "Пушкин"1962 г.)
   Пушкин верил в сны и приметы. Эмоционально насыщенные сны видят многие  герои его произведений: Татьяна Ларина и Борис Годунов, Руслан ("Руслан и Людмила"), Пётр Гринёв ("Капитанская дочка"), Марья Гавриловна ("Метель").
  Перечислять и разбирать придётся долго. Остановимся на одном. "Евгений Онегин".
"И снится чудный сон Татьяне..."
   Татьяна, воспитанная на нянюшкиных сказках, видит сон. Она оказывается в зимнем лесу. Появляется  медведь - прообраз её будущего жениха. Медведь в русских сказках всегда положительный герой. Он преследует Татьяну, чтобы предупредить её, спасти от того, что может произойти.
 Татьяна в страхе убегает и попадает в избушку, где творится невообразимая вакханалия:
"Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке"...
"Копыта, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки"...
"Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ..."
  И среди всего этого шума и нечеловеческого веселья Онегин убивает Ленского ножом...
Страшный сон сбывается. Ленский погибает на дуэли с Онегиным. Татьяна выходит замуж. Но тяжелые воспоминания остаются. И встреча Татьяны с Онегиным  не приносит им  радости.
   Такой же пророческий сон снится и Петру Гринёву  в повести “Капитанская дочка”. Сон имеет важное значение. Он связывает воедино судьбы Гринёва, Маши Мироновой и Емельяна Пугачёва. Гринёву снится, что его отец  при смерти. Когда он подходит к постели за благословением, то вместо отца видит мужика с чёрной бородой.
- Петруша! Это твой посажённый отец, - говорит мать.
- Я не буду просить у него благословения! - отказывается Пётр.
  Мужик во сне - в будущем Емельян Пугачёв -  предводитель казачьего войска, самозваный царь, "отец народов". Вот вам и посажённый отец...
  Сон Гринёва в общей форме предсказывает  события, которые развернутся позднее: казнь защитников Белогорской крепости, помилование  Пугачёвым Гринёва и дальнейшее ему покровительство.
 Сон не только опережает исторические события, но и показывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем: ровные и доброжелательные. Гринёв не переходит на сторону  пугачёвцев, как с легкостью это делает  Швабрин, офицер, с которым он проходил службу в крепости под Оренбургом. Проявляет смелость и самоотверженность, тем самым заслуживает уважение Пугачёва и помощь в освобождении Маши из рук подлого предателя.
  Но особенно удивительно, что сне Гринёв видит и восстание крестьян, и его кровавое подавление.
"После вещих снов...происходят реальные вещи"
(Сергей Федоров)
  Интересно, а что снилось самому Александру Сергеевичу Пушкину? Страшные сказки с хорошим концом? Скорее, справедливым! Как не вспомнить "Сказку о золотом петушке".
...А на сердце поэта незаживающие раны...
"Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман..."
(А.С.Пушкин 1825)
  Александр Сергеевич Пушкин,  невероятно суеверный человек, поверил в предсказание,  что ему суждено умереть от руки блондина. Поэтому он постоянно ходил с тяжёлой железной палкой.
Друзья спрашивали, некоторые даже с опаской:
- Зачем  тебе эта палка?
  Александр Сергеевич, да Александр Сергеевич, ведь в то время все обращались к друг другу на Вы, неизменно, несколько с апломбом, отвечал, слегка приподняв палку от земли:
- Для того, чтобы рука была твёрже: если придётся стреляться, чтоб не дрогнула. (3)
  А дуэлей в его жизни было достаточно. Да и время такое. Век дуэлей, ничего не скажешь.
  Пушкин внимательно следил, чтобы противник не был белокурым. Он был полон предрассудков,  верил в приметы, например,  боялся одновременно зажечь три свечи.
-  Разлитое прованское масло не к добру, -  говорил он. -  Всё это глупости, но...
  Возможно, именно поэтому Михаил Булгаков в свой мистический роман "Мастер и Маргарита" включил эпизод с разлитым  Аннушкой маслом.(4)
 Это значительно позже. А Пушкин на все вопросы о приметах отвечал одинаково:
- Приметы, предсказания...они как сказки старой няни, сознаёшь, что пустяки, выдумки, но так занимательны! И притягивают...
  И притягивали! Александр Сергеевич  верил, что кристаллы - посланники, "персты Божьи". С 25 лет поэт  носил  на большом пальце перстень  с плоским сердоликом и выгравированным на нём таинственным текстом.
Это магическое кольцо-печатка, талисман от насильственной смерти,  при расставании  был подарен ему графиней Воронцовой. (5)
  Елизавета Ксаверьевна Воронцова, в которую был влюблён  25-летний Пушкин подарила ему перстень на прощание при его отъезде из Одессы 1 августа 1824 года.
  Кольцо было особенным.  Это  тонкое золотое кольцо со слабоокрашенным сердоликом,  с вырезанными на камне тремя амурами, садящимися в ладью.
   Парные кольца с сердоликом и с загадочными надписями были дипломатическим подарком караимского хана мужу графини, генералу Воронцову.
   Второе, парное кольцо осталось у самой графини. Поэтому Пушкин, не снимавший с тех пор кольца, скрывал камень, старался никому не показывать.
   Кроме  перстня с сердоликом, у Пушкина также было кольцо с изумрудом квадратной формы, которое он также называл талисманом. Дата его появления у поэта неизвестна. Возможно, что  именно ему было посвящено стихотворение "Храни меня, мой талисман".
"Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило..."
  Поэт, отправляясь к роковому месту дуэли с Дантесом на Чёрную речку, почему-то забыл надеть его на палец.
 Чем объяснить эту забывчивость? Ведь отправлялся Пушкин не на прогулку, а на дуэль... Много странного в этих событиях. Человек, который верил в предсказания, вовремя не остановился. Или не хотел...
  Видимо, это судьба - погибнуть в 38 - летнем возрасте...
Погиб поэт! - невольник чести, -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
(М.В.Лермонтов, 1937)
Одиночество поэта...а перед глазами - события декабря 1825 года. Столько лет прошло, но не забылось и не забывается.
"Повешенные повешены. Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей -  ужасна".
(Из письма Пушкина П. Вяземскому)
  Пушкин обращается  к декабристам стихотворением:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье!
(А.С.Пушкин)
  На что В.Ф.Одоевский отвечает стихотворными строками, которые возьмут на вооружение большевики:
"Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя!"
  Участь декабристов будет волновать Пушкина-поэта долгие годы.
"Мой верный друг, мой друг бесценный!" - так он обращается к своему лицейскому другу И.Пущину.(6)
  Дружба всегда у Пушкина на первом месте. На смертном одре он передаёт перстень  с изумрудом Владимиру Ивановичу Далю, автору орфрографического словаря русского языка,  со словами:
"Даль, возьми на память".
А когда Даль отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил:
" Бери, друг, мне уж больше не писать".
  Впоследствии по поводу этого  подарка  5 апреля 1837 года Даль писал поэту В. Одоевскому:
"Перстень Пушкина, который звал он  - не знаю почему -  талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймёте. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное". 
  Даль пытался вернуть кольцо вдове Пушкина, но та  запротестовала:
"Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память".
В 1880 году  кольцо  на юбилейную выставку доставила дочь Даля О. В. Демидова.
    В 1915 году кольцо с сердоликом внук княгини Волконской Сергей передал, как  реликвию в Пушкинский дом. К кольцу прилагалась записка внучки Волконской: "Прошу Вас принять и передать в дар Пушкинскому Дому Императорской Академии Наук прилагаемое кольцо, принадлежавшее А. С. Пушкину. Оно было положено в лотерею, розыгранную в доме Н. Н. Раевского и выиграно бабушкой моей - Марией Николаевной - женой декабриста и подарено мне моим отцом Князем Сергеем Волконским, когда я окончила гимназию… в 1880 году".
  Перед революцией кольцо хранилось  в Пушкинском музее Царскосельского лицея.  В настоящее время находится в фондах Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке, 12.
  По-видимому, и вправду кольцо было магическим,  или повинен злой рок и  алчность коллекционеров бесценных реликвий, но в марте 1917 года пушкинский талисман загадочно исчез.
  Теме мистики и провидения отведено большое значение  в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Но больше всего легенд  вокруг его знаменитых колец. Одна из легенд гласит, что Пушкин стал владельцем 7 колец, которые замкнули магический круг и принесли бессмертную славу.
На руке его много блестящих колец -
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
"Сохрани этот дар, будь мечтою горда!"
Я кольца не отдам никому, никогда.
(Анна Ахматова, 1907)
 Иван Тимофеевич верил в мистику драноценных камней и их влияние на судьбу их обладателей, очень  заинтересовался историями с кольцами Пушкина.
-  Пушкин перед дуэлью перепутал кольца, - считал ювелир, - что и стало причиной трагедии.
   Перед тем, как отправиться на дуэль, поэт снял с руки перстень с бирюзой и надел сердоликовый перстень-талисман Воронцовой.
  Перстень с бирюзой, защищавший от насильственной смерти, был незадолго до этого подарен Пушкину другом Нащокиным. Этот перстень Пушкин перед дуэлью отдал товарищу по лицею и своему секунданту Данзасу.
     Кольцо с изумрудом поэт носил всю жизнь. Одна из легенд связывала его с перстнем Поликрата, воспетым Шиллером. Легенда гласила, что чем больше оно приносит счастья, тем ужаснее будет расплата. Так Поликрат был предательски убит.
   Перстень с сердоликом, подаренный Воронцовой, защищал от предательства. Возможно, об этом думал Пушкин в последние часы перед роковой дуэлью и он перебирал перстни в момент, когда за ним заехал Данзас.
  Больше всего легенд окутывают происхождение изумрудного перстня. По одной из них кольцо подарил поэту перед ссылкой в Бессарабию "в день печали"  дядя, Василий Львович.
 Кольцо считалось фамильным, ранее принадлежало Ксении, дочери Бориса Годунова. Среди его владельцев был царь Иван III. Перстень был царским подарком одному из предков Пушкина, скорее всего Абраму Ганнибалу.(7)
   Ещё одно предание гласит, что это было чуть ли не кольцо Поликрата. Этому тирану (8) настолько везло, что  однажды выбросив кольцо в море,  оно к нему вернулось. Повар приготовил блюдо из рыбы, в которой  оказалось то самое кольцо.
Шиллеровская баллада придавала этой версии особую романтичность, а выгравированная лира с пчёлами символизировала божественный поэтический дар.
   Следующая легенда сообщает, что это перстень самого царя Соломона, который он подарил царице Савской. По этому кольцу он узнал своего сына Менелика. Царь Соломон также был признанным литератором.
  Как видно, ни одно из самых легендарных колец не было обойдено вниманием и все легенды неизменно подчеркивали связь с литературным талантом, судьбой и провидением.
   В соответствии с еще одной легендой, кольцо было прощальным подарком жены богатого польского графа Екатерины Стройновской,  а изумруд был среди бриллиантов ожерелья Марии-Антуанетты. Кстати, один из брилиантов - осколок голубого бриллианта - Око   Бхайравы. Ожерелье было  похищено Жанной де Ламотт и продано мужу графини Стройновской.
  Граф тайно занимался торговлей раритетами. Но к моменту встречи Пушкина с графиней Жанна де Ламотт была мертва уже почти 20 лет. Эта версия появилась с легкой руки Пыляева, писателя и знатока драгоценностей. (9)
  Графиню Стройновскую современники называют одной из женщин, ставшей прототипом Татьяны в "Евгении Онегине".
  Изумруд Пушкина  связывали с ожерельем Марии-Антуанетты недаром. Ведь изумруд, как и бриллианты, тоже вдохновлял писателей. Хотя сам бриллиант Око Бхайравы оставался в стороне.
  Изумруды королевы появились в  романах.  Александр Дюма-отец  написал "Ожерелье королевы", а Стефан Цвейг - "Мария-Антуанетта". (10) Жюльетта Бенцони, известная своими любовно-детективными романами о знаменитых украшениях, рассказывает о изумруде во 2 и 3 частях серии "Кречет"- "Ожерелье для дьявола", "Сокровищше".  Делу об ожерелье посвящена одна из глав романа Е.Парнова "Ларец Марии Медичи". (11)
  В США в  2001 году вышел  фильм "The Affair of the Necklace"/ "Дело об ожерелье". (12)
   Пушкин относился к кольцу с изумрудом как к талисману - он верил, что изумруд приносит творческое вдохновение и раскрывает тайну слова. Отношение поэта к изумруду, возможно, проясняют эти строчки из Евгения Онегина:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.
   Есть предположение, что подлинный изумрудный перстень Пушкина был похищен и в музее Пушкина на Мойке хранится его копия.
  Появилось довольно интересное предположение на сайте "Крамола": "Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин на самом деле не погиб на дуэли. Он инсценировал собственную смерть, после чего отправился в Париж и стал прославленным писателем Александром Дюма". Звучит абсурдно, не правда ли?(13)
Сергей Горосов приводит интересные факты. Пушкин выжил и после его появления в Париже уже как Александра Дюма у последнего начинается творческий подъём. Но не будем на этом останавливаться подробно.
Вернемся к кольцам Пушкина.
Не блеском мил мне сердолик!
Один лишь раз сверкал он, ярок,
И рдеет скромно, словно лик
Того, кто мне вручил подарок.
Но пусть смеются надо мной,
За дружбу подчинюсь злословью:
Люблю я всё же дар простой
За то, что он вручён  с любовью!..
(Байрон перевод В. Брюсова)
Описание сердоликового перстня было опубликовано в каталоге первой пушкинской выставки 1880 года в Москве и  в "Лодзинском Листке" в 1889 году:
"Крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красного цвета с восточной надписью".
 Сохранилось много свидетельств, что камень был 8-угольным. Оттиск этого кольца-печатки сохранился на многих письмах Пушкина, а на  черновике стихотворения "Талисман" Пушкин оставил целых 5 оттисков.
   В творческой поэтической среде начала XX века легенда о воронцовском кольце Пушкина была хорошо известна.
Сердолик с древности считали камнем вдохновения, камнем поэтов.
Максимилиан Волошин, художник и поэт, страстный собиратель камней,  юношеским увлечением которого был Пушкин, рассказывает  истории о сердоликовом пляже в Коктебеле. (14)
 Обладателями  сердоликов, агатов, халцедонов и других "ферлямпиксов", как их здесь называли,  стали все гости великолепного Макса. А кто только ни приезжал в легендарный дом поэта!  Художники, музыканты, искусствоведы, писатели, священнослужители, инженеры, ученые, конструкторы, летчики, скульпторы, певцы, артисты балета...
   Даже беглое перечисление имен искателей чудесных коктебельских камней внушает трепет.  Прежде  всего, цвет поэтов и писателей Серебряного века: Андрей Белый, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Валерий Брюсов, Алексей Толстой, Мариэтта Шагинян, Леонид Леонов, Михаил Булгаков, Александр Грин, Михаил Слонимский, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Марина и Анастасия Цветаевы, художник-пейзажист Константин Богаевский,  авиаконструкторы Сергей Королев, Олег Антонов и многие, многие... (15)
   В 1911 году в гости к Волошину впервые приехала молодая начинающая поэтесса Марина Цветаева.
"Пребывание в  Коктебеле, - вспоминала Цветаева позже,   -  счастливейшее время в моей жизни".(16)
 Собирая на пляже камешки, она загадала:
"Тот, кто подарит мне любимый сердолик, станет моим мужем".
Желание Марины исполнилось. Уже зимой она обвечалась  с Сергеем Эфроном.
    Серебро было страстью Марины Цветаевой. Она любила носить и дарить серебряные украшения - кольца, перстни-печатки, браслеты -запястья. Серебряные. К  золоту и драгоценным камням была равнодушна. Не было страсти  к роскоши. В 1906 году  у Марины умерла мать, Мария Мейн - пианистка, до замужества ученица композитора и дирижера Антона Рубинштейна. Драгоценности матери  Марина и Анастасия поделили поровну в прямом смысле: каждой сестре по бриллиантовой серьге!  А когда поссорились, то в одно и то же время понесли серьги  продавать.
  "Я с вызовом ношу кольцо его"...
Роскошный сердолик, подаренный Эфроном, Цветаева вставила в кольцо, с которым не расставалась до конца своей жизни.
  Сердолик - символ русской поэзии "Серебряного века". Даже у Сергея Есенина после вращения из поездки в Баку  на большом пальце появился перстень с сердоликом. На него обратили внимание во время выступления поэта незадолго до гибели в здании нынешнего Литературного института. Возникла даже легенда о том, что это то самое пушкинское кольцо, но и оно бесследно исчезло.
   В сборнике "Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников" под редакцией Е.Гуслярова упоминается фрагмент из воспоминаний В.И.Эрлиха, где автор описывает, как Есенин приходил к нему на Бассейную и показывал крупный медный перстень, надетый на большой палец правой руки.
"Этот старинный перстень царя Алексея Михайловича, - рассказывал Есенин,  - подарил мне Клюев".
А на замечание поэта Вольфа Эрлиха:
"Как у Пушкина".
Есенин ответил:
"...Только знаешь что? Никому не говори! Они дурачье - сами не заметят. А мне приятно".
"Это черт и ангел вместе!”
(Асидора Дункан о Есенине)
  И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, "чистых" и "нечистых". 
Прощаясь с Эрлихом в гостинице "Англетер",  поэт сунул ему в нагрудный карман пиджака своё последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…", попросив прочитать дома.
  Эрлих был одним из понятых в 5-м номере "Англетера", где нашли тело Сергея Есенина.(17) Есенину было всего 30 лет...
Если и есть что на свете -
Это одна пустота.
...Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
(Сергей Есенин)
    Еще одно кольцо-талисман с сердоликом Пушкин завещал  Жуковскому, который его очень любил. Жуковский носил его всю жизнь рядом с обручальным. Кольцо стало своего рода переходящим знаком отличия лучших литераторов эпохи.
  После смерти Жуковского перстень перешел к Тургеневу, затем Полиной Виардо был передан в Пушкинский музей Александровского, бывшего Царскосельского лицея. Оттуда перстень был украден лицейским дворником в 1917 году. С тех пор судьба кольца неизвестна.
   Похитителя нашли, как и все им украденные вещи, но кольцо найдено не было. Знал ли новый владелец похищенного пушкинского талисмана о его ценности - неизвестно. Но осталось смутное ощущение возможной мистификации - если за пушкинскими реликвиями велась охота, истинный похититель мог подстроить или использовать эту ситуацию. Это тайна покрыта мраком и, возможно, кольцо утрачено навсегда.
 Вполне возможно оно ждет появления в русской поэзии гения, равного Пушкину по таланту? Ведь кольцо это уже не просто талисман любви поэта, это символ почитания всего лучшего, созданного в русской литературе.
   Есть версия, что сердоликовый перстень Пушкина был похищен во время выставки, которая проходила в здании Благородного собрания (Доме Союзов) в июле 1880 года и для стареющего Тургенева, предоставившего кольцо, организаторы выставки вынуждены были сделать копию. Более того, в это же время могло быть похищено и сердоликовое кольцо Волконской, которое тоже пытались запросить для выставки у наследников.  Так что  дворник Алесандровского лицея украл сердоликовый перстень Воронцовой уже во второй раз, и похищенное кольцо уже было копией.
Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,
Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила:
"Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан.
От недуга, от могилы,
В бурю, в грозный ураган,
Головы твоей, мой милый,
Не спасёт мой талисман.

И богатствами Востока
Он тебя не одарит,
И поклонников пророка
Он тебе не покорит;
И тебя на лоно друга,
От печальных чуждых стран,
В край родной на север с юга
Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют не любя -
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!"
(А.С.Пушкин)
  Упоминался перстень в стихах Пушкина "В пещере тайной" и "Сожжённое письмо". Споры и разногласия о том, какому перстню посвящены стихи, касаются, главным образом, стихотворения "Храни меня, мой талисман". Многие исследователи считают, что Пушкин имеет в виду в этом случае кольцо с изумрудом. И хотя много фактов выступают за версию воронцовского перстня, все-таки, если вчитываться внимательно - можно найти отличия в том, какие свойства Пушкин приписывал перстню в двух этих стихотворениях о талисманах. А что касается дней печали - то расставание с Екатериной Воронцовой, может быть, было не единственным печальным днём  в жизни поэта.
Другое свое кольцо с сердоликом Пушкин отдал для призов благотворительной лотерии в 1820 году, в Гурзуфе, в Крыму. Оно попало к Марии Николаевне Раевской.
   По легенде Пушкин хотел, чтобы это кольцо попало именно к Раевской. На оранжевом сердолике были вырезаны купидоны в ладье. Позже Мария Раевская выйдет замуж за графа Сергея Волконского и последует за ним в Сибирь, куда Волконский будет сослан после восстания декабристов.
Перстни с сердоликом,
Перстень с изумрудом,
С бирюзою перстень -
Равносильны чуду.
Для поэта были
Словно талисманы,
Но когда их много,
То на сердце раны...
(стихи автора)
   Пушкинским перстнем Волконская дорожила. Внук в 1915 году передал его в Пушкинский дом, откуда он был попал в музей Пушкина на Мойке, где и хранится до сих пор.
   Интересно, что история с кольцом Раевской произошла за 4 года до истории с кольцом Воронцовой, значит Пушкин и раньше слышал о магических свойствах перстней с сердоликом и поэтому выбор подарка Воронцовой был не случайным. В пользу этого говорит и то, что в Крыму, где море выбрасывает на берега целые россыпи сердоликов, этот камень особенно известен. Недаром с лёгкой руки Пушкина "каменной болезнью" - поисками сердоликов, заразились  все поэты Серебряного века. Волошин с Цветаевой сборнику своих стихов даже дали название "Сердолик".
Едва Фламинго цвет и солнца пламень,
И пурпура античный вскрик...
Таинственно-волшебный камень
С названьем нежным - сердолик!
(Энн Пиджен)
   А в легкомысленном отношении Пушкина к этому кольцу тоже есть что-то символическое, ведь сердолик - камень лёгкий. Это камень радости жизни и любви. Пушкин в это время ещё  не столкнулся с серьёзным чувством, которое заставило бы его глубоко переживать разлуку.
   Было ещё одно кольцо с сердоликом. Члены тайного общества "Зеленая лампа" заказали для себя  одинаковые перстни. Камень мог быть любым, но на все была нанесена гравировка в виде Меноры - 7-свечного светильника.
Менора - с иврита "светильник" -  золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
Пушкин выбрал сердолик, но гравировка на его кольце отличалась от остальных - на камень был нанесён рисунок пифийского треножника. Уже тогда друзья признавали за ним провидческий дар.
  Еще одно кольцо поэта - обручальное. Во время венчания кольцо упало и Пушкин увидел в этом плохой знак. С обручальным кольцом он был похоронен и считается, что это единственное кольцо Пушкина, о котором точно известно, где оно находится.
  А как же версия о том, что Александр  Пушкин и Александр Дюма отец - одно лицо? Оставим на совести тех, кто говорит об этом. Подобные рассуждения не редкость. Так, многие утверждают  и приводят факты, что император Александр I и старец Федор Кузьмич Томский - это один человек.
Так японские графологи в конце XX века  помощью компьютера обработали рукописи Александра I и Федора Кузьмича. Вердикт: "Писал один и тот же человек".
"О  правдивости версии говорит не только почерк, но и исторические факты.
Император Александр I скончался 19 ноября 1825 года в 10 часов 50 минут, - утверждает историк, член-корреспондент Российской Академии наук Андрей Сахаров, автор научной монографии "Александр I". -  Во время путешествия на юг, вдалеке от столицы, в заштатном Таганроге".
  Эта смерть была полной неожиданностью для всех. Она буквально потрясла всю Россию.
" Государь умер на 48-м году жизни, полный сил, - продолжает Сахаров. До этого он никогда и ничем серьезно не болел, отличался отменным здоровьем. Кстати, его отъезд из Петербурга в Таганрог также был неожиданным и стремительным, к тому же происходил в таинственной и неординарной обстановке".(18)
Пушкин написал эпитафию:
"Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге".
***
 "В жизни причина и следствия взаимосвязаны... - рассуждал Иван Тимофеевич, проснувшись среди ночи. Рядом посапывала жена, его Наденька...
 -  Но почему дуэль с Дантесом оказалась роковой? Какая сила толкнула Пушкина на этот решающий шаг? Защита чести? Или поэт понял, что не может больше бороться с высшими силами? - рассуждал старый ювелир. - Талисманы не спасают. Они охраняют тех, кто этого хочет.
  И последнее, что пришло на ум Ивану Тимофеевичу, было следующее:
"...каждому на земле отпущен свой срок. Важно успеть в этот срок сделать самое прекрасное, самое важное...самое твоё....Здесь и сейчас. Запомни два великих слова: здесь и сейчас. Мы все уходим и возвращаемся. Но, пока мы здесь..." (19)
***
 Храни меня, мой талисман
 От потерь и душевных ран,
 Охраняй меня  от безделья,
 От безденежья, самомненья...
 От обид и раставаний,
 Исполнителем стань желаний!
(стихи автора)

(1) Марина Середа "Когда мы видим сны?" © Shkolazhizni.ru Психология
https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/6072/
(2) с сайта "Почему мы видим сны? "https://med2live.ru/почему-мы-видим-сны.html
(3)  В мире чудес "Странные привычки великих людей"
 Источник:
(4) "Аннушка уже разлила масло" -
Иносказательно: сделанного не исправить, предначертанный ход вещей не изменить и т. д.
Из романа (ч. 1, гл. 1 "Никогда не разговаривайте с неизвестными") "Мастер и Маргарита" (1929 - 1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940). На вопрос "иностранца" (Воланда), что Берлиоз будет делать "сегодня вечером", последний отвечает, что в десять часов вечера будет председательствовать на заседании в Массолите.
"-  Нет, этого никак быть не может, - твердо возразил иностранец.
- Это почему?
- Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы,
- что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится"
Вечером того же дня Берлиоз поскользнется на трамвайных путях, на которые Аннушка пролила масло, и попадет под трамвай.
(5) читайте: "История Российской империи" "Друзья Пушкина декабристы" http://www.rosimperija.info/post/702
(6) Одоевсский (1804-1869) -русский писатель и мыслитель эпохи, князь романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823-25 гг. председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов
Иван Иванович Пущин (1798-1859) - декабрист, лицейский друг Пушкина
(7) https://world-jewellery.livejournal.com/9537.html
"7 магических  перстней в  жизни Пушкина или сюжет для Толкиена"
(8) Поликрт - тиран греческого островного города Самос, правивший приблизительно в 538 до н. э./535 до н. э. - 522 до н. э. гг. Известен своим масштабным строительством и морским пиратством.
Тиран - жестокий правитель, деспот,  правитель Древней Греции.
(9) Михаил Иванович Пыляев (1842-1899) -русский писатель и журналист, собиравший занимательные истории и анекдоты о петербургской жизни XVIII - первой половины XIX веков. Известен как автор одной книги - "Старый Петербург"
(10) Александр Дюма отец (1802-1870) -  выдающийся французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц. Дюма - автор двух самых известных романов французской литературы "Граф Монте-Кристо" и "Три мушкетёра" (1844-1845). В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр.
"Ожерелье королевы" (фр. Le Collier de la Reine) - авторы Александр Дюма-отец и Огюст Маке -  вторая часть тетралогии,  объединённой похождениями известного мага, предсказателя судеб и вечного человека Джузеппе Бальзамо (Калиостро).
Огюст Маке (1813-1888) - французский романист, драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма-отцом.
Вклад Маке в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В 2010 году вышел фильм "Другой Дюма" про их соавторство и начало их соперничества.
Стефан Цвейг (1881-1942) - австрийский писатель, драматург и журналист. Автор множества романов, пьес и беллетризованных биографий. Роман "Мария Антуанетта" издан в 1935 году
(11) Жюльетта Бенцони, настоящее имя  - Андре-Маргарита-Жюльетта Манжен (30.10. 1920-8.02.2016) - французская писательница, работавшая в жанре исторического любовного романа
Еремей Иудович Парнов (25.10.1935-18.03.2003) - советский писатель, публицист, кинодраматург. Кандидат химических наук. Один из авторов "Атеистического словаря". Член Союза писателей СССР. В 1980 году по его рлману снят фильм:"Ларец Марии Медичи"
(12) "История с ожерельем" (англ. The Affair of the Necklace ) - режиссёр - Чарльз Шайер - историческая драма 2001 года, , основанная на реальных исторических событиях, описанных также в романе Александра Дюма "Ожерелье королевы"
(13) "Пушкин и Дюма - один человек?" Сергей Горосов  Самые свежие новости. Информационный портал Крамола.
(14) Максимилиан Александрович  Волошин (фамилия при рождении
 Кириенко-Волошин 1877 - 1932) - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
 "Художник недели:Максимилиан Волошин" с сайта: artinvestment.ru инвестиции в искусство 13 июня 2013
(15) Камень поэтов /сердолик/статьи о камне/каталог миинералов
Источник: http://www.catalogmineralov.ru/article/106.html
(16) Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941) - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица
(17) Николай Алексеевич Клюев (1884-1937) - русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
 Сергей Александрович Есенин (21.09.1895-28.12.1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики
Вольф Иосифович Эрлих (7.06. 1902- 24.11. 1937) - русский советский поэт, друг Сергея Есенина
(18) Евгений Черных, обозреватель газеты "Комсомольская правда" 1.08.2015 "Зачем император Александр Первый "превратился" в томского старца Федора Кузьмича"
https://m.ufa.kp.ru/daily/26413/3287925/
Андрей Николаевич Сахаров (род.2.06.1930) -  советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, автор 300 публикаций, монографий и учебников по истории России для школы и ВУЗов
(19)  Роман Фад, экстрасенс, потомственный славянский колдун,  в своём произведении "Колдун"
 P.S. читайте: Джордж Кунц "Драгоценные камни в мифах и легендах"
Лидия Гулевская "Драгоценные камни. Иллюстрированный путеводитель"
 Татьяна Морозова "Драгоценные камни"


Рецензии