Правильный ответ на правильный вопрос

Интересная у меня в школе учительница математики была. Она на контрольных говорила: «Я отвечу на абсолютно любой вопрос, но задайте вопрос правильно». И как же мы изводились, задавая ей вопросы. И позже, повстречавшись с выражением «Правильно сформулированный вопрос – это половина ответа», я вспомнил эту учительницу.

Вспоминаю я ее иногда во время общений на Мультитране (это форум взаимопомощи для переводчиков). На текущий момент я задал там коллегам почти три тысячи терминологических вопросов. И изредка у меня там случается вот что.

Готовлюсь задать вопрос. Привожу контекст, в котором встречается термин, перечисляю свои соображения, подбираю ссылки (так положено там задавать вопросы по правилам хорошего тона) – и не раз у меня было, что проделав все это, записав тщательно сформулированные и обдуманные несколько абзацев текста, я так и не нажимал кнопку «Отправить», потому что ответ уже становился мне понятен. После правильной и полной формулировки вопроса.

Одно дело задавать вопросы правильно, но и сами вопросы должны быть правильными. Какая из загадок в мире главнее? К какой тайне из тысяч возможных меня неодолимо тянет? К чему я снова и снова возвращаюсь от других тем? Магнитится ли мой вопрос к тому ответу, который есть Бог?

Чтобы быть открывателем, надо быть вопрошателем. Надо смотреть на мир незамыленным взглядом, обновляя в себе детское чувство удивления. Иметь смелость для пребывания в неуверенности, ибо из нее и рождаются вопросы. Не строить из себя супермена и всезнайку. Чаще говорить «не знаю». Получив один ответ, не стесняться выказывать восторг или страх, принесенный им, чтобы потянуть за ниточку, ведущую к следующей связке вопроса и ответа.

Бог – это Правильный Ответ, но находит Его тот, кто задаст правильный вопрос. Беда обывателя в том, что у него нет вопросов, а если и есть, то это все либо мелкие, либо неправильные вопросы – не того размера и не про то.

Самый главный ответ и множество второ- и третьестепенных ответов «недалеко от каждого из нас», но человек не слышит ответов на незаданные вопросы. Пока у нас нет внутри вопросов, истина для нас – «белый шум».

Когда же мы находим в Боге и ответ, и ответы, происходит удивительное: мы сами становимся ответами на Его вопрос к миру.

24.12.2017


Рецензии