Сорные травы Фомы Опискина

Людмила Корина
“Родные-близкие” ( семейная хроника) "Жизнь, как она есть … во всей красе  и неприглядности" -Сэлинджер
Фото -я в студенческие и первые годы работы в Аэрофлоте и Интуристе в Л-де 57-60

Притчи гл.6 -" Сделай же вот что и избавь себя, т.к. ты попался в руки ближнего твоего, спасайся как птица из руки птицелова"

“ Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их"

Будущее за простой историей, рассказанной страстно и чётко.По  канве  моего дневника написаны  и осмыслены спустя десятки лет горькие страницы. Я их не уступлю любителям красивого жизнеописания.

Сорные травы Фомы  Опискина

Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели» считал лучшим своим произведением.Ущемлённый, без положения в обществе, Фома перерастает в мучителя и тирана. Затухание личности. Опискин выступает в роли идеолога, морального авторитета. Впоследствии обедневший  приживала  щедрой к нему власти .

С.В.призванный в армию по окончании лечебного ф-та 1го мединститута в Москве в 38м , далее и в годы войны работал по госпиталям на административной должности. Писал маме в 45м – «Надо наконец освоить какую-нибудь медицинскую профессию. Как-то неловко. Предлагают пройти 6ти месячный курс в Сокольниках по судебной медицине или кожно-венерическим заболеваниям. Рыться  в трупах противно».

Выбрал кожные, думая совмещать  приём с непонятными мне пока функциями.
Проработав 10 лет при таком совместительстве, медицину ненавидел, и уйдя в 46лет на пенсию, лекарств в течение полувека не принимал и к врачам не обращался. Пока не ясно (письма были подцензурны), в чём же была его работа в госпитале – по хозяйственной части или политической?На всех фронтах побывал –гордится его вдова. Я выслала отцу несколько его писем маме, где он описывал бомбёжки, в которые попадал с госпиталем.
Почерк, знание немецкого. Долгожитель, окопавшийся  в провинциальной норке до начала 21го века.50лет на военной пенсии до своих 95ти с 3й семьёй на Украине.

 “Вольная” на отъезд зарубеж на пмж

От моего вынужденного сближения с семьёй отца после  всей жизни поврозь  перед  моим отъездом в Италию в 77м пошли требования  неожиданные: прописать в моей  однокомнатной в Москве своего старшенького  15ти летнего Бориса, поставить его на учёт в комнате милиции, усыновить при живых  родителях, лишив меня квартиры, в которую родитель не вложил ни копейки.Что это за письма-приказы? Прочитав  начало первого, жгла на газовой плите  последующие,не читая.

Письмо ополоумевшего папаши так придавило Свету, что она сказала: не могу это слышать, жги!,  я уже с чемоданом стою…Сначала ОВИР и КГБ с юристами свою игру вели –это нельзя, то нельзя – чтобы получить загранпаспорт, сдайте государству квартиру. А если она кооперативная? Оказалось, что  выписавшись, её можно оставить для своих приездов и возврата. На раскрытие этой тайны за семью печатями понадобились месяцы и спасительная помощь мужа моей подруги(я их познакомила и поженила), который раскрыл это враньё.

Получалось, что недооценила я советского крепостничества.К соревнованию с КГБ, что могут держать и унижать запретами, подключился папаша.С.В. прямо манну небесну почувствовал, служа в Дрездене  в 50е  чемоданы набивал 7лет, но за 20лет поизносились, нехватило. А тут подфартило -и покуражиться можно,руководя воспитанием вышедшего из повиновения сына, и в Москве квартира.

Нет, не удалось  им повязать меня  враньём и нахрапом. С.В. очнулся не сразу,  получив через 5 лет фотографию моего родившегося сына,обрушившего его планы.Он был так ошарашен этим сюрпризом,что даже слов простых поздравления не нашёл, заикается в письме - как же так,оказывается дочка  родила в 44, а мы то ей-корове яловой, но дойной- такой "подарок" готовили.Реальная жизнь отсекала мечты самозванцев, но они кое-как перестроились и прислонились надолго по скромному варианту "чего дашь". Только Борис продолжал годами вымогать квартиру, пока не свалил на запад с концами.

Удивительно-С.В.с момента нашего разрыва в 58м оправдывающий свои мерзкие поступки и ждущий покаяний - на виду у многочисленной родни,включая свою мать и удивлённых и всё понимающих свидетелей, в своей мстительной злобе не раз упирался в абсурд.После избиения дочери сетует, что  она с ним не простилась,как с воспитателем.В письмах напоминает просьбу прислать  ему её  номер счёта в банке(чтобы квитанции судье показать и выгадать в делёжке  при разводе со второй женой)и тут же -поклонишься, попросишь копеечку,на её отказ от  замана его ловушек, включая добавки к стипендии и участия в делёжке " наследства".Пишет -дочь с отцом неразрывны. Пишет -тебя перевоспитает труд,ей с 20 лет работающей, получившей  свободный диплом.Езжай в деревню,да подальше -кудахчет псих нелеченный.

Неразрывны? От таких воспитателей -бегут!Да это камень на шее -вообразивший себя последователем Макаренко.На карманные расходы 14 летней дочери 10 копеек в день.
В пыточной ему место. Пытается понять успешную студентку - ты мною тяготишься.
Отказом от его денег на 3м курсе доволен, ради своей кубышки он это всё и затеял,не тратясь на дочь с её 14 лет-официальных алиментов,перекладывая расходы содержания на мачеху, мало того, инвалидную пенсию погубленной им жены Кати до совершеннолетия дочери (17 рублей)  на своём счёту собирал.Разговор об этом  стал причиной избиения дочери в июле 58го.

Тариф ухватчивой родни

Попытки 15летнего старшенького завладеть  квартиркой  шли  лет 15, от встречи к встрече, я их  оценила   как настырность, но это был обдуманный шаг. В фильме Петра Тодоровского “Интердевочка” героиня покупает у своего давно забывшего её отца справочку на отъезд к мужу в Швецию за 4 тыс. рублей, стоимость квартиры.

Тарифа такого не было, в этом примере сошлось – там бандитское хамство жлобов, да
и здесь недалеко ушли - намерения отца и сына в связке были- расчёт и вымогательство. Попробовали ломом, а сами запутались – не просто  квартирку  заполучить,  и трудного подростка на шею мне посадить.Квартира без прописки и на особом режиме.


”Но есть возвышенная старость,что грозно вызревает в нас.И всю накопленную ярость приберегает прозапас.Что ждёт назначенного срока и вдруг отбрасывает щит.И тычет в нас перстом пророка.И хриплым голосом кричит”.Давид Самойлов


А что новое поколение знало о моём прошлом и  как рисовало своё будущее? Все искренне поверили-вот она пришла УДАЧА - оказывается у папаши была в прошлом заначка,дочка недобитая. Сынки уверены, что квартиры в столице растут, как грибы,пока 2 однокомнатные.И всё это им достанется в наследство(нет, сразу, немедленно и на полное обеспечение) от наивной, замороченной  ими дочери военных лет   прижимистого папаши,так "удачно" вложившего свой талант воспитателя в её судьбу -избил,голодом морил студентку, добиваясь покорности,гнал в деревню, жену Катю больную уморил, отказав в лекарствах,оставил дочь сиротой без угла-прописки.А главное- чуждый  ей по духу нудный демагог.Никто браткам об этом не мог поведать. А сама она к чужой сказочке подключилась.Дала ему пожить под сто лет, помереть в благости.А сейчас, пока я жива, "Получай, фашист, гранату!"

Упустив шанс пополнить копилку и прочая,(просветитель-воспитатель,безупречный
самодур в зрелые годы, подмявший под себя жену и младшего сына)С.В. до конца своих дней в 95 лет прислонился  к семейной переписке с  родственницей -дочерью,   к нему   обращение  было  формально-уважительным. Сохранились его три послания в 59м,  и ещё несколько писем написаны в последуюшие времена,  а уроки каллиграфии  и напутствия моему сыну в последние  годы.

В последний раз увиделись с ним июле 2000го проездом из Генуи в Москву через Дн-ск. Миша снял на видео послание в вечность 90летнего старца.Встреча была тёплой, мы листали альбом с фотографиями.Но мамочка и я девочка на её похоронах внимательно смотрели на 90летнего старца,изрекшего -страдания убивают. Сам то он уберёгся.
Но с первого года 21го века начался отсчёт бед, потерь, болезни, выживания всех.

Втиснулась, живём в 12ти метрах вшестером

Из дневника, 2го января 61,  встретив Новый год у родных  мамы в Твери проездом, я уже в Москве. Пробуем с бабушкой уговорить брата отца дядю Лёшу продать мне комнату, оформив дарственную. Но вскоре убеждаюсь, что всё это всуе, миф. Отказали. Сплю в набитой битком комнатке барачного типа, на одной кровати с бабушкой Анной Марковной. Ховрино, куда переселилась семья отца после того, как дедушку “раскулачили” - у него в Орловской области на мельнице был один работник , десять человек детей,  и хроменькая молодая жена Аня, Анна Марковна. Она вышла замуж за вдовца с 4мя сыновьями, младшему  из них Сергею было 4 года и сама родила шестерых.

Отец пишет мне что-то нудное и лживое. То машет в воздухе 6 тыс (старыми), то грозит, всё в район какой-то неизвестный призывает меня ехать  учительствовать.
Иду по Каменному мосту от Манежа до Третьяковки на лекции - такая во мне гармония и ясность. К быту своему дикому привыкаю. Бабушка постирает и накормит, я отдаю ей стипендию, но какая бесцеремонность и привычная грубость царит в нашей Вороньей слободке.

А мы в нашей комнатке в 12ти метрах живём вшестером, дядя Коля  временно ночует, говорит, что ему в  немецком концлагере легче было. Рая прибегает, поссорившись с мужем, кузен спит на полу, это его и другого брата комната –тот  в армии. Спим я и бабушка на узкой кровати валетом, ей ноги не вытянуть, а шестилетняя Оля ночью со стульев перелезает на нас сверху. Говорят мне :”Твой отец всё справки собирал, а теперь и не пишет”.

В 76м в потугах моего отъезда на пмж в Италию отец  взял   в военкомате  Дн-ска справку, что в 38м призывался  как военврач в Москве,  следовательно на пенсию мог  выйти в столице. На его иждивении числилась мать. И я в том 38м родилась, москвичка по рождению.

Получила письмо от Л.И(мачехи)- крик души(действительно металась в свои 50) - простите за всё !Расходится с отцом. Не удивилась, к этому шло.Три года барахло в чемоданах делили. Написала ей письмо поддержки. Надо это пережить, а то хуже будет. Не переживать, а усвоить его приёмы и поделить имущество. Ещё одно письмо от Л.И. Спокойнее - я их развела. Я бесприданница. Ни угла, ни прописки. Шубка из кролика  продана. 21.5.62

От переписки с отцом и Л.И. в их жалобах и поиске участия после развода  отмежевалась. Все силы уходят на повседневность, еле на поверхности удаётся держаться. Нет даже иллюзии дома.Сутяжничали обе стороны при разводе, перетягивая  меня на свою сторону три года.Всё это в письмах отца 59го года.А развод оформлен 8 мая 62го года.

Письмо  написанное кровью(не отправлено)

Текст на обратной стороне листочков тонкой бумаги написан красной шариковой ручкой и проступает, как кровь. Март 62го ”Здравствуй, папа! Получила в бабушкином письме от тебя записку. Напишу о событиях последних месяцев. Работаю  в Интуристе в английской группе уже год, была с делегацией текстильщиков в Ленинграде. Освоилась, интересно. На зиму нас перевели на технические переводы, а с апреля я опять в группе. В мае еду в отпуск в Крым – как раз десятилетие, как я там отдыхала в Артеке, по путёвке, которую ты достал.

В Ялте в г-це “Ореанда” нас гидов размещают в большой общей комнате и питаемся в столовой.15 февраля 62го  после года толкучки в бараке Ховрино у бабушки вынуждена была уехать – просто спать стало негде. Анну Марковну своим бегством не хотелось обижать, но она не в обиде. С нею внучка Оля и внук, пришедший из армии – ей с лета дали комнатку в кирпичном доме.

Месяц жила у подруги по работе, потом у её тёти. Прописка моя кончилась месяц назад, как студентку меня тогда прописал знакомый. А все попытки наших родственников продлить её не сдвигаются с места. На работе, если узнают, то м.б. помогут, но скорее – сократят. Кредит на одежду с 50% скидкой не решаюсь брать.

Мои документы лежат в Дипкорпусе(там пальто шьют бесплатно). Загвоздка в прописке. Вчера была у бабушки – она подарила мне платочек головной на весну – он мне идёт. Пиши мне до востребования на К9 Главпочтамт Люда 23.3.62

Сколько стоит “вольная” – отдай всё, пошла вон, но продолжай помогать

Демарш отца свалить на меня проблемы со старшеньким, бесценным подарком его считая,ошеломил. Мне, вышедшей замуж в 38 лет, наследника дарили. Одновременно за бумажку разрешения на выезд заграницу отец и братан сделали попытку переписать на себя мою однокомнатную квартиру в Москве и сесть мне на шею уже всей  командой.

Нет, им мой уголок сиротский понравился - там  полузабытая родственница семейство  привечала, угощала, наряжала.А сближение было вынужденным.ОВИР справку от родителя требовал,"вольная" на пмж.

А помнил С.В., что лишил меня прописки по окончании института, своего угла, когда  мыкалась в Ховринском бараке с 61-67й ? Не купил комнатку у своего брата в деревянном доме за 600 рублей.

После 20ти лет необщения теперь сопровождал в столицу, откуда сам был родом, двух  уже соображавших что почём отпрысков к сестрице,что  наполняла их мешки одеждой и в промежутках своих приездов в Москву выполняла списки заказов.И не только - пансион и культурная программа по высшему разряду.

И сам папаша вертелся около шкафа.Дают -бери.Он не менялся, с тех моих детских  и студенческих лет,когда мы порвали наши отношения.Разве что помягчал в глубокой старости.Жил в  нарочитой бедности, с уклоном в "толстовство",в ладу с  женой и семьёй Вадима, отдавая им свою военную пенсию до 95ти. Умер в один день со Сталиным 5.3.в 2005м.Вдова на памятнике свечу высекла по аналогии с вождём-светочем.

После рождения моего сына не сразу,но поняли сводные братья, что пора самим своей судьбой заняться. Вернулись домой  к своим счетам, мечтам и планам -лет на 40, на выживание.Не без моего участия и поддержки.

В последние два года жизни отец прочёл с подчёркиванием 2400 страниц моих переводов "Секретных войн".Слушал мой голос -ставил пластинки на проигрывателе.
В 90м я взяла псевдоним -жизнь пошла по другому руслу, в творчестве.Сказал, что не обиделся.

Людмила Корина 12.1.17 -22.12.17 Генуя


Рецензии