Рассказ 6. Господи, неужели они никогда за это не

 Катя продолжала жить своей счастливой жизнью. Им так было хорошо втроем! Катя сказала себе: «У меня было несчастливое детство. Зато детство Алешеньки я сделаю счастливым!» Каждый день приносил радость: вместе катались на лыжах и коньках, ходили в цирк и на детские фильмы, в деревне катались на велосипеде, кроху-Алешку Вася надумал в деревне учить водить машину (совсем с ума сошел!)…

Катя вспоминала последнее лето их чудесной жизни. Перед школой (Алешка должен был пойти в 1 класс через год) решили пойти в отпуск в конце августа. Отдыхали в деревне в доме-развалюхе Васиной сестры, но на Угре. В это время пошли грибы в неимоверных количествах – сушили в печке, еще попадалась черника и клюква. Угра с чистейшей водой, все купались каждый день. А потом вдруг похолодало, пришлось всем надеть куртки. А Катя (назло всем природным врагам) продолжала купаться. Вода была холодной, но Катюша упорно в нее лезла и плавала у берега. А ее мальчишки стояли в куртках и сапогах на берегу и отпускали реплики по поводу  действий неразумной мамаши. Вася: «Тебе там хорошо в купальнике! А будешь тонуть, мне придется лезть в воду в куртке и сапогах. Совести у тебя нет!». Алешка:  «Мам, а на другой берег слабо! И обратно доплывешь?» Шкет маленький знал, что мама плохо плавает, потому что в детстве тонула, и ее еле вытащили.

Катя часто тогда вспоминала ноябрь 1982 года. Погода была хорошей, и они с Алешкой гуляли в парке. Вдруг рядом с ними остановился мужчина и спросил: «А Вы знаете, что умер Брежнев?!» Сердце Кати сжалось от предчувствия беды не потому, что она так уж его любила. Тогда прохаживались по поводу его бровей, шепелявости, звезд во всю грудь, но Катя было уверена, что с ним они живут как за каменной стеной. Потом сменилось два секретаря и пришел к власти Горбачев. Кате поначалу нравилось, что он молодой, говорит о перестройке и гласности. Знала бы она, в какую яму он вскоре посадит всю страну!

1987 год. В стране стали исчезать продукты. Катя помнила, как занимала в 6 утра зимой очередь за сахаром, холодно было, сменяли с Васей друг друга, а после открытия магазина брали все на троих. Простояла как-то 6 часов за молоком, на троих взяли 12 литров. Исчезли мясо, сыр, масло и колбаса. Катя тогда научилась варить сыр из простокваши. Получили талоны на одежду, и она Алешке брала на вырост все подряд – рубашки, майки, трусики, носки. Страшное было время.

На работе стали задерживать зарплату и это в министерстве! И тут грянул гром!
В министерстве пошли сокращения. Первые две волны Кате удалось избежать. А вот третья коснулась ее – сократили! Катя ревела ночами в подушку, а Васенька ее успокаивал, не спал из-за нее ночами. Говорил, что все обойдется, денег он  заработает на семью. Знал бы бедный Васенька, что его самого ждет. Вдруг закрыли пресс-центр, где он работал, и все классные специалисты оказались на улице!  Оказывается, не нужно уже было прославлять передовые стройки и рабочих-ударников!  Рабочие становились «быдлом», так их и теперь называют на форумах.

Пришла беда – отворяй ворота! Сыночку надо было идти в первый класс, а оба родителя стали безработными, на что жить? Стала Катюша искать по дому хорошие вещи, которые можно продать. Катя помнит шеренгу этих несчастных людей на Ленинградском проспекте, которые продавали последнее, чтобы купить еду (тогда милиция еще не гоняла обездоленных людей). Катя стояла среди них, держа в руках почти новую дубленку. Вдруг она увидела одну знакомую из министерства, вот это был позор! Катя успела спрятаться за спины людей. Дубленку она все же продала, деньги истратили на продукты. В приличные места в их возрасте (Кате 41 год, Васе – 46) никуда не брали. 

И Катенька пошла работать воспитателем в детский сад, который находился во дворе ее дома. Надо было видеть ухмылку заведующей, которая смотрела Катину Трудовую книжку. Из работника министерства союзного значения в воспитатели (с этого Катя начинала свой трудовой путь в 1965 году). Самое интересное, что Катю заведующая определила в ясельную группу, в которой часто не было няни. И ей приходилось подмывать маленьких деток, менять испачканное белье. Катя продолжала терпеть. Потом сердобольная нянечка ей подсказала, что надо принести взятку. Катя сняла с полки 10 томов Пушкина и отнесла этой вымогательнице. Катю сразу перевели в среднюю группу. Но заведующей показалось мало. Она как-то вызвала Катю и попросила сшить ей к лету сарафан, Катя сшила. Потом она попросила сшить чехлы на  мягкую мебель. Катя поняла, что пора уходить, и отказалась.

Детский сад был на лето выездным. Жили воспитатели в небольшой гостинице. Что же там творилось!!! Молодые воспитатели, кстати, замужние, пускали к себе  работников пионерского лагеря, который был неподалеку. А заведующая все это поощряла. Кате нянечки рассказали о ее бурном прошлом в молодости. Катя вспоминала Аэрофлот, который ей сейчас казался раем и образцом нравственности!  Платили в детском саду гроши. Надо было уходить…

Итак, мои дорогие читатели, уходить, но куда?  Странный у меня рассказ получается, не рассказ, а беседа с вами. Как будто я сижу с вами на лавочке и рассказываю про свою жизнь. Я не знаю, так надо писать или нет? Но как уж получается.

Итак, куда Кате идти? В другой детски сад? И она решила по-другому – пойти работать в школу. Нет-нет, не учителем. Какой учитель, когда после окончания института прошло 19 лет, и ни дня она не работала в школе. Катя решила пойти на продленку, уж с этим-то она справится.

Она пришла в школу, которая была недалеко от дома, пришла к директору и предложила свои услуги. Директор взяла в руки Катин диплом и сказала: «А я предлагаю Вам пойти работать учителем, нам нужен историк на 5-6 классы». Катя испугалась и объяснила: «Нет-нет, я не могу, я ни дня не работала в школе, я даже не знаю, как в класс войти и что говорить». А директор ей сказала: «Вы не волнуйтесь. В 5-ом классе проходят рассказы по истории, Вы берете учебник, и пусть дети по очереди читают, в конце параграфа есть вопросы, Вы их детям и зададите». Как вам? Дело в том, что в то время учителя разбегались, никто не хотел работать за гроши – не выжить. А Катя согласилась. Восемь часов в неделю, которые ей распределили на три дня (учителя поймут, что это такое), и зарплата в 60 рублей. Это после 220 руб. в министерстве.

Нет, она не собиралась халтурить, как ей предлагали, она решила попробовать. Катя поехала в книжный магазин и на последние деньги купила 12 томов Всемирной истории, поднять это было нельзя, ей пришлось нанимать такси. Если среди читателей есть учителя, посмейтесь над несчастной Катей. Как она готовилась к своему первому уроку! Итак, начало истории древней Греции. Катя стоит перед классом и говорит: «Вы представляете, дети, что такое Греция тогда? Это бескрайнее голубое небо, волны, бьющиеся о скалы и разлетающиеся миллионом брызг. Это горные тропинки, где пасутся козы, горы и таинственные боги, в которых верили древние греки!» Как вам, милые мои читатели? Такого преподавания вы в жизни не видели. Дети тоже за почти 6 лет в школе с таким не встречались. Они сидели, как завороженные, и слушали своего необыкновенного учителя. В классе  стояла  мертвая тишина.

Потом Катя пойдет на курсы повышения квалификации учителей, которые проходят учителя раз в пять лет, и будет ходить на них три года подряд. А знаменитая Захарова, которая великолепно подавала материал, однажды спросит у Кати: «Вы ведь работаете в немецкой школе? У Вас училась моя дочь. Я не буду говорить о методике преподавания, но, когда она узнала, что у нее будет другой историк, она ревела белугой». Потом много времени и сил будет потрачено на овладение профессией, сколько книг будет перечитано, сколько шишек набито, пока Катя не выиграет Всероссийский конкурс на звание «Лучший учитель Российской Федерации». Это был момент истины!

Но это потом. А пока 60 рублей зарплаты и тяжелый труд. Вскоре она узнает о кухне, в которой «варились» учителя в этой школе: о лицемерии и подставах, о взятках директору, о сплетнях и нечестной игре…  Однажды выходя из школы после 2-х уроков, она встретит директора, которая ей скажет: «Какая Вы счастливая. Вы уже уходите домой». Верх лицемерия! Катя потом сменит 4 школы и только в лицее № 1501 получит покой и признание, нормальный коллектив (конечно, не без изъянов), где можно будет работать творчески и это будет всеми оценено. А Алешка тоже сменит 4 школы, везде набьет шишек и только в последней школе, в которой его мама не будет работать, будет, как зверь, трудиться и поступит сам в Бауманский институт на престижный факультет – ИУ (информатика и управление). Мама же обещала его сделать счастливым!

Вернемся к нашим баранам. Мы забыли про Васю. Что же с ним? А Васенька пошел работать в типографию, начал с маленького разряда, постепенно стал его повышать, но все равно платили мало. Интересная деталь – там можно было по дешевке купить обои. Вы скажете – собрались делать ремонт? Нет, дорогие мои, для того, чтобы их продать. Бизнес, черт возьми! И вот «наши бизнесмены» в воскресенье в количестве трех человек (Алешка тоже участвовал в этом паскудном деле  - счастливое  детство, как Вы понимаете) стоят у магазина «Обои» (в котором тогда обоев не было). Катя в обнимку с обоями торгует, а ее мальчики «на шухере» с двух сторон, следят, не появится ли милиция. Не с той стороны ждали беды!

Подходит к Кате молодой человек и говорит: «С Вас 50 рублей за торговлю». Катя уверяет, что продает обои, которые ей не подошли, и… уходит. Бизнес не удался!  Еще хуже получается с торговлей коньками у спортивного магазина (новые Алешкины коньки, из которых он вырос). На этот раз Катю забирают в милицию. С «бизнесом» было покончено навсегда - не в свои сани не садись!

Вот скажите вы мне, дорогие читатели, почему два хороших специалиста должны были так мыкаться? Они что, стали ненужными стране? Да нет. Просто  «реформаторам»  было не до них. Они в это время делали, как тогда говорили, свои «бабки»! Как же Катеньке их не проклинать???!!!


Рецензии