О поэзии Ирины Рябий часть 1

          На фотографии Ирина  Рябий

                «ДАЙ, О БОЖЕ, МНЕ СЛОВА  ЖИВАГО…»

             Статья о сборнике стихов югорской  поэтессы
                Ирины Рябий   «ОБРАТНАЯ  ПЕРСПЕКТИВА»
               
      Общепринятым стало в наше время  мнение, что литература,  в том числе и  поэзия, потеряла  своё  когда-то важное и высокое значение, что в век всеобщей компьютеризации, технократии и глобальных потрясений они стали уже ненужными. Как ни прискорбно это признавать тенденции такие есть. Даже в столице поэты уже не собирают  на стадионах или в залах   многотысячные толпы поклонников высокого искусства, как это было в 60-е годы, то есть всего-то полвека назад. И всё-таки поэзия жива!
 
    Возникает ещё один нюанс: оттого  что  не так-то легко  поспеть за стремительно мчащимся временем, одухотворение   процесса бытия (а  это, по-моему, и есть основная задача поэзии)  сейчас  зачастую подменяется суррогатом –  псевдокультурой. Это мы  видим и на телеэкранах, на  больших и малых сценах, в клубах, гордо именуемых  Дворцами культуры, на полках книжных магазинов.

   Да, действительно, подобрать обычные или, что более желательно, необычные рифмы, используя море  информации, включить перепевы вечных любовных мотивов, призвать  к соблюдению христианских заповедей или, наоборот, отринуть их, чтобы  эпатировать слушателей, –  представители современных лирических жанров смогут.   
 
   Но  вы не найдёте у них ни искренних порывов  души, ни  сердца, болеющего болями века, ни пытливой работы страждущей мысли – всего того, что единственно  способно сделать человека – Человеком, а  рифмованные строки  –  истинной поэзией.
      Но вот в  моих руках  небольшая,  скромная  книжка.    
 
               Ирина Рябий  «ОБРАТНАЯ  ПЕРСПЕКТИВА». Сборник стихов.

    Открываю страницу наугад:

Как незаметна грань между «вчера» и «завтра»,
Когда закат или восход чисты…
У каждой ночи может быть свой автор,
Как в новогодней – ёлка и часы.
Какая разница между листком на ветке
И тем листком, что я сейчас сорву…
И как узнают, спрашивая ветер,
Где правда, а где я совру?..

     Неожиданные  сочетания привычных слов заставляют  остановиться, перечитать: на тревожной ноте обрывается последняя строка, оставляя тревогу в сердце... Так  с первого же знакомства  рождается  интерес.

     Ещё одна страница наугад. Меняется ритм и тема, словно автор совершенно другой. И лирический герой – уже не тот думающий, ищущий правды человек, но алчный потребитель:

Наследники беспамятных времён,
Больного века порченые гены,
Мы без отдачи в жизни всё берём,
От наслаждений пухнут наши вены!
Мы не хотим особых перемен,
Нам наплевать на игры в высшем свете,
Но скажут нам предать кого в обмен
На рай земной – сдадим и тех, и этих.

     Безысходно.  И страшно…  Однако  признайтесь, это было  приметой определённой, пройденной нашей страной  эпохи… Спешу дочитать  строки, до краёв переполненные болью  от несовершенства мира.

       Ещё страница. И - неожиданный образ:

   Ильич в мавзолее встаёт
   И в Кремль на собрание важно
   Идёт между папок бумажных
   И руки бумажные жмёт.

           Гротескная фантасмагория или мистика? Или лукавая усмешка.
Ну-ка, чем ещё может удивить искушённого читателя незнакомый автор?

Початимся, мой друг, початимся,
Потреплемся, почешем языками-то…
И с ямщиком до Питера докатимся,
Почтим почти чужих правителей на саммите,
Как антиглобалисты это делают,
Устроим этим летом хэлуин!

    Ну, это уж – «онлайн», чистая современность, выраженная подчёркнуто  условно и  демонстративно  парадоксально.

    Надеюсь, вы уже  поняли: Ирина  Рябий – не просто  талантливый югорский  поэт,  это  неординарная личность, её  беспокойная душа  способна  со дна современной жизни  подняться до горних высот  христианской веры в  кроткой  «Молитве»:      

Дай, о Боже, мне слово живаго,
Вразуми и водителем будь,
Не для славной молвы или блага
Укажи мне единственный путь…

Чтоб устами, послушными Богу,
Я б служила России моей –
И покров Богородицы чтобы
Уберёг её дерзких детей.

       Пожалуй, самая  удивительная особенность этой книги в том, что в ней, как на пергаменте  палимпсеста, сквозь знаковые  признаки нынешнего бытия зримо   проступают   вневременные христианские вечные образы и «вещные» атрибуты  православной веры:

Какая пустынь усмирит наш век?
Какая боль грехи искупит наши?
И нам не миновать уже сей чаши…

  Возникает  живой диалог современности и классических традиций,

                Потому что нет мёртвых: все живы на небе,
                Потому что с Христом мы проходим сквозь время.

      Библейские мотивы  и христианские образы – важнейшая  часть поэтического мира Ирины Рябий. Мы видим  певучее фольклорное начало в музыкальной напевности строк, в обилии старославянских морфем, в  знакомых сказочных или реальных героях народных легенд: это «Марьюшкин крестик», «Молвила брату сестрица», «Странник».

    В последнем  мифологическая информация вновь  отзывается эхом - проекцией  в современность и оценка жизненных  ценностей дана через образ русского святого, подвижника и  праведника Сергия Радонежского:

Странник, не узнавший  его в «убогом» земледельце, восклицает:

«Отче Сергий! Пощади за дерзость:
Не признал тебя я поначалу –
За одеждой не заметим мерзость,
А души за наготой не  чаем!»
         Крик души, летящий через века!

            Продолжение на http://www.proza.ru/2017/12/24/903


Рецензии
Стихи необычные, у автора свой взгляд на мир, непохожий на других. Успехов.

Андрей Жунин   22.02.2022 19:22     Заявить о нарушении
Ура!!!
Здравствуйте, Андрей!
Рада вашему выздоровлению и возвращению.
Поэзия Ирины необычна!
Как свежий глоток воздуха.
С улыбкой,

Элла Лякишева   22.02.2022 19:40   Заявить о нарушении
Ну слабость ещё остаётся, но это не то, что было.

Андрей Жунин   22.02.2022 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.