Горе

В болотах, соседствующих с могилёвскими, слышалась перекличка двух женщин.
Один голос был тревожным. Второй монотонно откликался.

Первый голос то приближался, то удалялся, затем  перешёл на истерику.
Странно было слышать  ор довольно продолжительное время.
Было не понятно, что происходит.
Но когда, где-то из далека, еле донеслось: "Так виведіть мене звідси!"

Рванула с места со  всей своей амуницией,   и это ж в моём возрасте, и  с моим майским инфарктом.

Женщина видать заблудилась,  потеряла контроль над собой.
Растерянность,  беспомощность,  жуткий  страх, гоняли  её по болоту, а следовательно и меня за ними.

Проблема была в том, что голос доносился то в одной, то  в противоположной стороне, то совсем затихал на продолжительное время. 
И когда, намотавшись по болоту, её нашла, первый мой вопрос: "Почему же вы молчали?"
- Я журавлину збирала.- незатейливо отвечала  баба.

Вот незадача. Возможно, сборщики ягод, когда нарывались на клондайк клюквы,  имели  привычку затихать,  затаиваться, чтобы не привлекать конкурентов? 
Великая   сила привычки.

Дело ведь  было почти в конце ноября. Ягоду в доступных местах давно выбрали. Вот сборщики и углублялись в дебри болот.

Женщина оказалась глухой, но крепкого физического  телосложения, украинка. По жизни судьба её забросила в Беларусь, а нынешние обстоятельства в это болото.

Её низкий, сильный голос продолжал содрогать  болото:
- Як я злякалася! Як я злякалася! Виведи! Виведи! Виведи мене звідси!   

Женщина не  унималась и продолжала хаотично носится из стороны в сторону. Приближалась, хватала меня за одежду, за руки, судорожно трясла. И силища у неё немерянная.
- Ми не заблукаємо?!
- У меня компас, - но у самой лёгкое беспокойство: стрелка компаса настрйчиво указывала на моё пузо.
Обычно, на веревочке, на шее, в карманах его не нашу. А тут в суматохе...

- Пойдем через часа два, а теперь какой смысл. - глядя в лицо страдалицы, искренне улыбнулась.

Тихий, спокойный тон голоса, унял бабушкины волнения. Баба успокоилась, привычно нагнулась к ягоде.
Я поразилась: как в такую погоду, около нуля градусов, в воде, разгребая мхи  и  траву,  баба берет ягоду голыми руками, да так ловко!

Время шло...

За время своей осенней "медитации" наслушалась разных историй, как  болото губит людей:
- Вось, Райка прапала. Знайшлі. Мёртвую. Каля дрэўца сядзела. Пайшлі у траіх, а выйшлі у дваіх. Сабакамі знайшлі праз колькі нядзель. А Петрыка ужо тры гады няма. І магілкі няма, куды дзецям схадзіць.

Вот она какая "медитация", наткнёшься на человеческий скелетик, обросший мхом.
Эх, непросто знакомый (пересекаемся на вокзале) останавливал:
- Ну, привет, земеля! Ты опять в болото? Что-то ты зачастила. Прекращай! Прекращай с этим!
- Да еду набраться сил...
- Ха, да болото забирает силы!
-Дорбе, добре...- а,  думалось, ведь не болото, а люди...

...Вышли по прямой, без всяких блужданий, по компасу.
Подвиг совершён. Бабушка спасена.

Удалилась, чтобы не слышать отчитку напарницы потеряшки.

Каждый божий день, ходила баба за ягодами. Зарабатывала по деревенским меркам неплохие деньги, что завистники в лицо ей желали заблудиться. Так оно и вышло. И как рассказывала баба,-  прямо же на следующий день.

Обычно не удалялась от "дороги" - небольшого просвета в болоте. Иногда её сопровождал муж. Но он  всё чаще оставался дома, в городской квартире.

- Коли вона мене знайшла, журавлини було тільки на дні. А з нею набрала ціле відро, - гремел на весь вагон голос женщины.

Рядом сидела немолодая пара, тихо и взволнованно обсуждали касающиеся их события.
- Вы же здесь не одни. Что же вы так кричите?- не сдержался мужчина.

- Сиди! А то я тобі зараз..- накануне растерянная, а теперь воинствующая баба -  за своё ещё как постоит.

- О, так вы и нас майдан устроите!

...На вокзале встретилась соседка. Тесен мир в провинции:
- Ну, как успехи?- любопытствовала соседка.
- Успехи хороши в операции "ангел". Бабку потерявшуюся в болоте нашла, - за меня говорила моя усталость.

- А я б і не пайшла шукаць, - захватывая воздух, с надрывом, не лишённым странного веселья, выдохнула соседка.

- Животного жалко, а тут человек.- кому это я говорила?

Горе.

Горе  ждало женщину из болота.
Следующим вечером из окна многоэтажки выпал её сын, вместе с сожительницей.
У сожительницы уже были попытки к суициду. 
Муж  женщины был в соседней комнате....
Об этом случае сообщалось во всех средствах массовой информации.
Но, это уже другая история...

Горе.


Рецензии