Ч. 41 Десант на курорте

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/12/23/1334

 К вечеру каждое судно осветилось огнями из артиллерийских портов (порт – отверстие в борту судна для стрельбы из орудий – прим. автора), номера воинских частей также обозначили огнями.

Десант насчитывал около 60 000 человек. В это число не входили французские маркитантки, сёстры милосердия, армейские жёны и проститутки, последние без всякого труда попадали на суда.

Пройдут два месяца, и каждый шестой из этих людей будет мёртвым: кто-то от русских пуль и ядер, но в основном от холеры, крепко вцепившейся в свои жертвы. Путь многих завершился уже в Евпатории. Транспорты «Кенгуру» и «Агамемнон» были забиты до предела тяжелобольными и умирающими.

Первыми на крымский берег высадились французы. Никакого сопротивления русских войск они не встретили. Высадка десанта численностью в десятки тысяч человек – дело не просто сложное, а невероятно сложное, тем более что высаживались войска, говорящие на разных языках.

Я умышленно не вдаюсь ни в какие военные и технические подробности, пусть этим занимаются военные историки, мне интересно другое: что чувствовали и испытывали люди?

Шёл непрерывный дождь. Запасливые французы с комфортом устроились в двух- и трёхместных палатках. Английским солдатам и офицерам, чьи большие и громоздкие палатки остались в Варне, а также их женщинам, последними сошедшими с судов, оставалось только мокнуть, мёрзнуть и завидовать предусмотрительным французам.
 
Англичане тщетно пытались согреться в шалашах, сооружённых из веток кустарника, росшего неподалёку от места высадки. Неожиданным подарком для союзников оказались 60 тысяч четвертей (четверть – русская мера объёма сыпучих тел, равная 0,20991 куб. метра) пшеницы, которую местные власти заблаговременно не вывезли из Евпатории в безопасное место.

Этой пшеницы хватило неприятельским войскам на четыре месяца. Французы, в отличие от англичан имевшие боевой опыт действий в Северной Африке, везли с собой всё, что могли увезти, твёрдо зная, что запас карман не тянет.

После высадки десанта союзники стали направлять вглубь территории специальные отряды для заготовки продовольствия. Эти заготовки обернулись грабежами местного татарского населения, у которого отбирали скот, овощи, фрукты и зерно.

Все жители окрестных селений остались без скота и телег. Особенно бесчинствовали французские отряды. Англичане действовали более цивилизованно, выплачивая денежные компенсации, правда, не очень щедрые, тем, у кого реквизировали скот.

Однако скоро ни грабить, ни покупать стало нечего, все запасы иссякли. Несмотря на неизбежное воровство интендантов, французскую армию снабжали продовольствием более или менее исправно.

В английской армии воровали меньше, но зато чиновничьей нераспорядительности и глупости оказалось больше, чем у французов, поэтому с продовольствием создалось крайне тяжёлое положение.

О снабжении турок известно лишь то, что они постоянно голодали, а потому воровали всё, что плохо лежало, чтобы продать или обменять на продовольствие. Завершая тему, замечу, что интенданты в русской армии сочетали все «достоинства» французских, английских и турецких чиновников вместе взятых.
 
Союзное командование, понимая, что в Евпатории больше ничего не высидишь, приняло решение наступать на Севастополь. После короткой подготовки к походу союзные экспедиционные войска двинулись к Севастополю. Первыми шли англичане. Жёны солдат и дамы лёгкого поведения потянулись со своими узлами вслед за полками.

Груз, который несли на себе солдаты, превышал два пуда. Офицеры, их жёны, содержанки и слуги с вещами следовали на лошадях и мулах.  Армия двигалась колоннами, растянувшимися на целые вёрсты.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/24/1156


Рецензии
война изнутри, а не по романам Дюма.

Муса Галимов   19.01.2022 21:53     Заявить о нарушении
И не только у Дюма.

Владимир Врубель   20.01.2022 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.