Грузины и мания управления-2. Режиссеры

Дополнение к статье "Грузины и мания управления"

Еще один смысловой обертон «управления»: от латинских слов regere и dirigere произошли слова - дирижер и режиссер - имеющие общекультурное значение (может быть, потому что через французский?).

Воспитанниками грузинской музыкальной школы являются два дирижера мирового уровня – Самуил Самосуд и Одиссей Димитриади. Но я чуть подробнее скажу о режиссерах. В Грузии много великих режиссеров –достаточно назвать Коте Марджанишвили, основоположника современного грузинского театра, и Роберта Стуруа, постановки которого, по признанию англичан, научили их заново понимать Шекспира!.. Думаю, это не случайно - ведь Шекспир был не только автором и актером, но и режиссером – это раз, а во-вторых, он был потомком кельтов, т.е. «четвероклассников» предыдущего исторического этапа.

Но наиболее показательным примером я считаю Георгия Товстоногова (кстати, грузина по матери). В середине 50-ых его пригласили в Ленинградский БДТ. К тому времени театр влачил жалкое существование и был на грани закрытия. За 7 лет в нем сменилось несколько режиссеров, которых сильная труппа попросту «съедала». На первой же встрече с труппой Товстоногов сказал: «Я из Грузии, и вы меня не съедите! Я несъедобен»! И действительно, он разогнал большую часть труппы (одно из значений moderare (управлять) – обуздывать!) и сделал театр одним из лучших (если не лучшим) в стране. Он правил «на театре» «тридцать лет и три года»!


Рецензии
Да, помним, помним всех упомянутых Вами деятелей. Надо бы больше рассказывать о них, так как, в противном случае, молодые поколения имён этих знать не будут. Раньше московское радио популяризировало имена и труды деятелей культуры - "от Москвы до самых до окраин".
Господин Самосуд дирижировал симфоническим оркестром на радио.

Жарикова Эмма Семёновна   25.12.2017 14:16     Заявить о нарушении
Я не музыковед и не киновед, поэтому пишу об указанных деятелях только для иллюстрации упомянутой теории. Дирижерство является проявлением мании формы (поэтому два великих дирижера, происходивших из Грузии, были из "формалистов" - грек и еврей). А вот в грузинской традиционной музыке дирижер не требовался; во время пения люди разделялись на 6 (!) голосов (сейчас уже столько не различается, поэтому фактически трехголосное пение. А названия остались - в частности, один из голосов назывался "шемхмобари" (согласователь) - он был одним из исполнителей (а не вне их, как дирижер)...

Накатимур   25.12.2017 19:49   Заявить о нарушении
Очень интересно. Отклоняясь от темы, хочу сказать, что была такая перуанская певица, Има Сумак, имевшая голос на 8 октав.
Петь на шесть голосов - это необычное природное чудо! Жаль, что унифицированное, "классическое" образование певцов во всём мире постепенно стирало индивидуальные данные древних народов.

Жарикова Эмма Семёновна   26.12.2017 00:03   Заявить о нарушении
Да, в грузинской песне раньше было 6 голосов - "зили", "крини", "шемхмобари" и три баса. "Крини" - очень высокий мужской голос, это недосягаемая высота - даже в чисто музыкальном смысле. Пример - гурийский криманчули (сходный с тирольским йодлем).

Накатимур   26.12.2017 08:04   Заявить о нарушении
Очень интересно! Раньше я часто пела песню о Тбилиси. Слыщала её по радио в исполнении нескольких голосов. К какой подгуппе Вы отнесёте эти голоса?

Жарикова Эмма Семёновна   27.12.2017 05:23   Заявить о нарушении
Эту песню часто поют и на разных языках одновременно (например, на груз. и рус.), но сама песня обычная, без многоголосных изысков...


Накатимур   27.12.2017 21:15   Заявить о нарушении
Ага, вот поэтому и пою: "Тбилисо...та-та-та-тата..."

Жарикова Эмма Семёновна   04.01.2018 19:38   Заявить о нарушении