C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Коммерция по-еврейски. Отрывок из новой книги

Подпоручик Иван Петрович Смыслов прибыл в Архангельск в конце сентября 1918 г, пропустив все важнейшие события последнего месяца. Все что он знал- касалось высадки значительных сил американской пехоты и успехов на фронтах, где красные повсеместно отступали.

Какой то офицер в шинели без погон сказал ему в первый же день:

-Еще немного и союзники войдут в Москву. Новый год я планирую встретить на Красной площади.

-Почему же тогда вы здесь, а не на фронте?-спросил Смыслов.

Офицер вытянул руки перед собеседником вперед ладонями, словно бы отталкиваясь от него.

-Нет уж, увольте, я свое отвоевал.

-Я тоже воевал,-ответил Смыслов, -но прибыл в Архангельск с единственной целью продолжить войну до победного конца, теперь уже с большевиками.

-Как вам будет угодно,-ответил офицер, -не смею отговаривать.

Он раскланялся и чуть пошатываясь пошел прочь.

«Выпил, вот и несет, черт знает что,-подумал Смыслов,- здесь что, нет мобилизационной комиссии? Напрасно, все офицера должны быть поставлены на учет и нести службу».

Он не знал, что в Архангельске более половины кадровых офицеров нигде не служили, у кого были деньги, шлялись по кабакам, у кого не было в этих кабаках прислуживали.

Еще в Вологде он решил, что по прибытию в Архангельск найдет капитана второго ранга Чаплина и будет проситься служить под его началом. Смыслов очень уважал Георгий Ермолаевича еще по встрече в Петрограде весной этого года, когда он окончательно принял решение бороться с большевиками. После того, что творили Кедров и его сообщники в Вологде это решение пересмотру не подлежало.

Явиться к Чаплину в своем нынешнем солдатском обмундировании Смыслов конечно не мог. Где-то надо было справить мундир подпоручика. Деньги у Ивана Петровича были. Британский агент Сидней Рейли снабдил каждого, кто убывал в Архангельск суммой в шестьсот рублей. Царские десятки «красненькие», как из называли в народе, были зашиты в полу шинели. Теперь настала пора их выпороть и пустить в дело.

Он зашел в магазин готового платья и спросил приказчика, где можно купить или заказать мундир старого образца и погоны подпоручика.

-Не извольте беспокоиться,- господин подпоручик,- все можно заказать у нас.

приказчик вышел в подсобку, недолго там пробыл и вернувшись одарил Смыслова улыбкой своих карих миндалевидных глаз.

-Офицерская форма от и до будет стоить вам сущий пустяк, все три тысячи рублей.

-Сколько?- переспросил Смыслов.

-Вы не ослышались, три тысячи. Вы скажете, что год назад это стоило триста рублей, а полгода назад-совсем ничего не стоило. Это будет правда. Но теперь времена другие. Теперь как в поговорке, «по одежке встречают». Вы даже не представляете сколько тратят сейчас в Архангельске на обмундирование. Один горский князь недавно заказал казачий мундир с газырями серебряные накладки для шашки и орден.

-Что, все у вас?- удивленно спросил Смыслов.

-Да, все у нас, а уж мы на то и коммерция, чтобы доставить клиенту полное удовлетворение. Мундир сшили по первому классу.

-А серебряные накладки и орден?

-Все исполнили, наш коллега ювелир Йозеф  сделал ему и накладки и орден.

-У меня нет столько денег,- честно сказал приказчику Смыслов.

-Это досадно, а сколько есть?-живо поинтересовался торговый человек.

-Всего шестьсот рублей.

-Керенками, моржовками, чайковсками?- быстро спросил приказчик.

-Простите, не понял?

-Вы что недавно в городе?

-Третий день.

-Тогда поясню, все это деньги, которые имеют хождение здесь, но конечно лучше всего старые царские.

-У меня такие, десятки с императорским орлом.

-Превосходно,- захлопал в ладоши приказчик,- у меня для вас есть прекрасный вариант,- вы идете на базар, и там покупаете все что вам нужно гораздо дешевле, чем в магазине. Но конечно, если вы просто пойдете на рынок, то вряд ли что-то найдете дешево.

-Зачем же тогда идти?

-А! -приказчик поднял кверху палец,- я вам скажу имя одного человека, и он все что вам нужно сыщет.

-Вы, прямо как факир,- улыбнулся Смыслов.

-Спасибо за похвалу,- расплылся в улыбке приказчик,-но я работаю за комиссионные, если не возражаете. Сущий пустяк, всего 50 рублей царскими.

-Если вы меня обманете, я вернусь и вас застрелю,-нахмурил брови Смыслов. Винтовку правда он сдал в комендатуру белых еще в Березнике, но револьвер оставался при нем.

-Не извольте беспокоиться, все будет в лучшем виде. Идёте на базар, спрашиваете, где найти Лазаря, вам всякий продавец укажет. У Лазаря, говорите, что вас послал Лёва, это я. Он вас примет и все сделает.

Никогда раньше Смыслов не касался еврейской коммерции. Он слышал, что эти люди очень пронырливы и ловки, но встретился с ними в первый раз. Он не был жидоненавистником, как некоторые в их полку, считал, что любой человек, каким бы странным не казался образ его жизни и вера, достоин уважения, если он поступает по совести.

Отдав Леве комиссионные, Смыслов направился на рынок. Лазаря действительно знали все. Он в очках и небольшой круглой шапочке -ермолке сидел за конторкой и что-то подсчитывал.

-Здравствуйте,- сказал Смыслов,- я от Лёвы.

-Что надо этому старому поцу?- не поднимая головы спросил Лазарь.

-Он просит, чтобы вы помогли мне купить русское офицерское обмундирование.

-О, вей,- поднял голову Лазарь,-где же теперь возьмешь такую редкость, как царский мундир, хотя, если вы не возражаете, я мог бы помочь вам приобрести замечательный английский френч, галифе, сапоги и фуражку.

-У меня всего 500 рублей,-осторожно сказал Смыслов.

-Для вас, как защитника родины, этой суммы будет достаточно.

-Когда мне зайти?

-Да хоть завтра после обеда.

В назначенное время Смыслов пришел к Лазарю и увидел у него на плечиках британский военный мундир. Фуражка и сапоги были тут же.

-Примеряйте, молодой человек, английское сейчас в моде, это крик сезона.

-Надеюсь, у меня не будет потом неприятностей?- осторожно спросил Смыслов.

-Если вы насчет «горячего», то не извольте беспокоиться.

-При чем здесь горячее?

-Я имел ввиду, что вещи не краденые, со склада армии.

-Значит все таки краденые?

-Никак нет,- чистой воды чейнч, как говорят англичане.

-Ну хорошо,-махнул рукой Смыслов,- в конце концов меня это не касается, В случае чего,- он достал из кармана пистолет.

Лазарь впервые за все время привстал.

-Я вам говорю, не извольте беспокоиться, а вы тут горячитесь понапрасну. Забирайте скорее свой мундир и ступайте, я очень занят.

Иван Петрович взял обновку, в тот же вечер посетил общественную баню и поменял свой солдатский облик. Теперь можно было идти к Чаплину.

В городе он увидел объявление: запись в Славяно-Британский легион.

«Там наверняка знают, где сейчас находится кавторанг Чаплин»,-подумал Смыслов и открыл двери.

На входе, как и положено стоял часовой. Навстречу ему поднялся дежурный.«Форма то как у меня, точь в точь,» -подумал Смыслов.

-Здравствуйте, вы из какой роты?

-Я вообще еще не на службе, недавно прибыл в Архангельск и ищу капитана второго ранга Чаплина.

-Извините, просто на вас наша полковая форма и я подумал, что вы уже записались в легион.

-Позвольте полюбопытствовать,-спросил Смыслов,- а эту форму где-то покупают?

-Разумеется нет, ее бесплатно выдают всем, кто записался в Легион, у нас целый склад этой формы.

«Ну Лазарь, башка плешивая, обманул!-подумал про себя Смыслов,- так вот где он взял комплект, и наверняка бесплатно. Ничего, зато я теперь знаю, что такое коммерция по-еврейски»



Если вас заинтересовала жизнь и приключения подпоручика Смыслова, то в продаже уже есть первая книга исторической саги. Она называется " Крах дипломатического "Согласия". Обращайтесь!


Рецензии