Пазл 1. Первая горка

(Отрывок из романа "Девочка из Грозного, или Игра в пазлы").

Январь 1984 г.
Грозный.

Я стояла в тесной прихожей и с нетерпением ожидала, когда Вера упакует меня для зимней прогулки. Необыкновенной прогулки. Я иду кататься! на большую горку! как большая!..

Летом за Госбанком вырыли котлован под детский сад. Куча земли так и осталась не вывезена, и после зимних каникул на пару дней ее покрыл снег. Получилась прекрасная гора для катания на санях. Вчера я с завистью прислушивалась к доносившимся с нее визгам и пискам. Родители сказали – вернее, папа сказал, – что со двора уходить нельзя, а на горе кататься опасно. Я вернулась домой скучная, чуть не заболела. И случилось чудо: папа разрешил! Правда, под присмотром старших сестер.

Вера одевала меня неторопливо и тщательно: сапожки, шапочка с бубоном, шубка-коротышка... Мне хотелось топнуть ногой, но я сдерживалась. Вдруг Вера передумает?! А с одной Надей меня не отпустят. Я знала это твердо, хотя не смогла бы объяснить. Тут Вера взялась за шарфик, который мама называет смешным словом «кашне», и начала завязывать его спереди. Я воспротивилась.

– Сзади? – притворно удивилась Вера. – Так носят только маленькие.

Но мне было все равно: маленькая так маленькая. Противный узел у горла я терпеть не стану. Когда меня заставляют носить варежки на резинке, никого не интересует, что я уже большая. Так что нечего выдумывать!..

Во дворе пахло белым снегом. Обычно запахи были другие: раскисшей земли, прелых листьев, мокрого асфальта. Я смутно помнила прошлую зиму – это было давным-давно; мне казалось, что я вижу снег впервые, и я знакомилась с ним, как с новым другом. Холодный и нежный, но почему-то совсем не сладкий! (Я лизнула его украдкой от Веры. Надя шла рядом и катила санки).

Горка была пуста. Детвора, утомленная дневными подвигами, потянулась домой, и я радовалась, что это высокое, белое и прекрасное – принадлежит только нам троим.

– Не передумала? – спросила Вера.

– У-у!

– И не боишься?

Я засмеялась. Надя села сзади, крепко обхватила меня на животе. Я стиснула в руках веревку. Склон казался бесконечным, как пропасть. Сестра подняла длинные ноги.

– Не кувыркнуться бы... Ты правда не боишься, Пухлый?

Надя совсем взрослая – шестнадцать лет – а задает такие глупые вопросы. Бояться можно другого: одиночества в группе, Лелькиного «я-с-тобой-не-дружу», Дизы-Мазизы... Но не этого!

Трясло на невидимых под снегом кочках, белая пыль хлестала в лицо, я радостно визжала, Надя сзади ойкала, прижимая меня к себе, а гора все не кончалась, и мы летели, всплескивая фонтанчики снега, пока не легли на пологую дугу и не зарылись в сугроб. Смеялись, отряхивая друг друга, и Надя все повторяла свое любимое «ништяк».

– Еще хочу, – сказала я.

– Давай! – согласилась Надя с таким азартом, словно не была взрослой, безнадежно взрослой ученицей девятого класса, а посещала со мной детсад. Как сияют ее глаза!

В такие минуты она действительно сестра, а не «тетенька».

Карабкаться было нелегко. Помогало желание вновь испытать полет по-над снегом.

– Живы? – весело спросила Вера.

Я смотрела на нее, стройную, высокую (еще более высокую от того, что в одиночестве стоит на вершине), румяную от легкого морозца, с толстой косой до пят, – и с удивлением поняла, что Вера красивая. Очень-очень. Такой красивой полагается быть принцессе в сказке, а не обыкновенной старшей сестре...

– Вера, ты принцесса? – серьезно спросила я.

Сестра улыбнулась.

– А я? – произнесла Надя с легкой обидой.

– Ты... ты Снегурочка, – сказала я неожиданно для себя самой, и мне вдруг сделалось так жаль Надю, что я приготовилась реветь: ведь всем известно, что стало со Снегурочкой!

– Глупости, – отмахнулась сестра. – Вер, хочешь прокатиться?

– Нет. Людей смешить...

Я видела: Вере очень хочется полететь на санях, но почтенный возраст не позволяет ей предаться детской забаве. Мы стали убеждать ее, и она дрогнула:

– Хорошо. Но только когда стемнеет.

Когда стемнело, на горку пришли соседские мальчишки, и я поняла, что Вера уже не прокатится... Ну почему она не решилась раньше?! Даже большим – наверное, даже старым – хочется иногда порезвиться. Почему же Вера отказала себе в таком удовольствии? Ждала темноты – а дождалась эту компанию... Мальчишки были ни в чем не виноваты, но в ту минуту я их ненавидела. Хотелось зареветь в голос от обиды за сестру.

– Маленький, ты что, за меня расстроилась? – с неловким смешком спросила Вера по пути домой. – Завтра покатаюсь.

Но завтра наступила оттепель. Сказочная снежная гора снова превратилась в кучу земли.

«Расколдовалась»...



Роман "Девочка из Грозного, или Игра в пазлы" опубликован в журнале "Русское эхо", №5 (124) и №6 (125) за 2017 г.
(самарское отделение Союза писателей России).

Отзывы первых читателей: http://www.proza.ru/2017/06/03/1179

Аннотация: http://www.proza.ru/2017/05/29/1640

!!! Приобрести электронную книгу можно на ЛИТРЕС.


Рецензии