Сталинские тезисы Руси Православной

Без комментариев.

* * *

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Одним из наиболее заметных явлений церковной жизни стала внезапно вспыхнувшая в православной прессе дискуссия вокруг публикаций альманаха «Православие или смерть!», являющегося изданием московского отделения Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна. В центре дискуссии оказались две темы: роль Сталина в истории Русской Церкви и пятидесятилетняя годовщина одного из важнейших церковно-политических событий 20го века – Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей.
В условиях нынешней смуты поиск объединительной «русской идеи», которая могла бы сплотить народ для противостояния хозяйственной разрухе и политическому предательству «демократов», является одной из главных задач народно-патриотической оппозиции. При этом не вызывает сомнений, что формирование общенародного мировоззрения, способного объединить нацию в борьбе за освобождение от тягостного ига сановных русофобов и «русскоязычных» банкиров, невозможно без гармоничного соединения современности и традиций, постиндустриальных технологий и духовных озарений, «земной» социальной справедливости и «небесных истин православного церковного вероучения».
Именно потому мы сочли необходимым познакомить своих читателей с дискуссией, затрагивающей эти проблемы. Сегодня мы (впервые в православной прессе) публикуем  стенограмму знаменитой беседы Сталина с ведущими иерархами Русской Церкви, состоявшейся 4го сентября 1943го года и круто переменившей отношения Церкви и государства. Запись сделана по Приказу Сталина Г. Г. Карповым, ставшим впоследствии Председателем совета по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР.
Кроме того, сегодня на страницах «РП» на тему «православного сталинизма» рассуждают наш постоянный обозреватель Георгий Александров и главный редактор альманаха «Православие или смерть!» Андрей Рюмин. При этом редакция «Руси Православной» ясно отдаёт себе отчёт в том, что позиции авторов будут весьма неоднозначно восприняты православной общественностью – особенно за рубежом. И всё же мы считаем необходимым начать обсуждение предложенной темы.
Откровенная дискуссия – единственная возможность преодолеть разногласия и обрести вожделенное национальное единство. Для того, чтобы победить пагубную духовную смуту, разобщившую русский народ, мы – для начала – должны научиться хотя бы спокойно слушать и понимать друг друга. Поэтому «РП» приглашает всех своих читателей принять участие в начавшемся обсуждении.
Итак: «православный сталинизм»: миф или реальность? Благо или зло? Исторический факт или выдумка безответственных публицистов?
(Перепечатано из газеты «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ» № 7 (13), 1998й год)

Георгий Александров

«ПРАВОСЛАВНЫЙ СТАЛИНИЗМ» КАК ФАКТ РУССКОЙ ИСТОРИИ
Всеправославное Совещание, состоявшееся в 1948м году в Москве, формально было приурочено к празднованию 500-летия автокефалии (т. е. административной и канонической самостоятельности) Русской Церкви. Но фактически – как по своей представительности (присутствовали одиннадцать глав Поместных Церквей), так и по важности принятых на нём решений – оно явилось беспрецедентным событием в церковной истории нескольких последних столетий.
Именно на Совещании 1948го года полнота Вселенского Православия единодушно отвергла ересь экуменизма. Именно тогда жёсткий отпор получила политика Ватикана, нацеленная на раскол православного мира и совращение в унию православной паствы. Решения Совещания, которое собрало, помимо церковных руководителей, цвет богословской науки своего времени, до сей поры являются для ревнителей православного благочестия одной из главных точек опоры в их противостоянии процессу вероотступничества и предательства святынь, который – увы – получил в последние годы широкое распространение во многих Поместных Церквах.
В России это апостасийное течение возглавляет группировка архиереев-«никодимовцев», наиболее известными представителями которой являются митрополиты Кирилл (Гундяев), Филарет (Вахромеев) и Владимир (Котляров). Именно эти иерархи стоят сегодня во главе российских экуменистов и церковных либералов, которые всеми силами стараются замолчать юбилей Совещания 1948го года, документы коего являются для «никодимовцев» настоящим обвинительным заключением, уличающим их в отпадении от православия и предательстве Церкви Христовой.
Особое значение юбилея заключается в том, что в нынешнем же году экуменисты собираются широко отпраздновать собственный праздник: пятьдесят лет со дня основания Всемирного Совета Церквей, ставшего за эти годы едва ли не главным орудием мировой закулисы в деле разрушения Православия и объединения всех ересей и зловерий в единую религию антихриста – идеологическую основу пресловутого «нового мирового порядка».
Поэтому неудивительно, что православная печать уделяет много внимания этим датам. «Необходимо донести до православного народа смысл и содержание решений Совещания 1948го года, - пишет, например, газета «Радонеж», - и придать этому юбилею характер общецерковного торжества… Замолчать юбилей – по сути значит предать интересы Православия».
Почему же в этих условиях публикация альманахом «Православие или смерть!» - изданием откровенно консервативного, православно-патриотического направления – документов Совещания вызвало столь бурную реакцию в среде православной общественности? Ответ прост: редакция альманаха решилась открыто и недвусмысленно высказать свою позицию по одному из самых болезненных (и самых важных) вопросов русской истории, без разрешения которого невозможно прояснение и оздоровление нашего национального самосознания – по вопросу о личности Иосифа Сталина.
При этом точка зрения альманаха оказалась предельно конкретной и лаконичной: после Великой Отечественной войны Сталин превратился в полноценного русского национального лидера. Именно ему Русская Церковь обязана своим спасением от богоборческого террора губельманов и фельдманов, игравших первую скрипку как в «Союзе воинствующих безбожников», так и  репрессивном аппарате НКВД. Совещание 48го года состоялось при активной поддержке советского государства, потому что Сталин ясно понимал роль и место Русского Православия в деле державного строительства Российской имперской государственности, чьим полноценным преемником он собирался сделать Советский Союз.
Публичная и открытая декларация такой позиции буквально повергла в шок некоторых деятелей православной общественности. Тот же «Радонеж», обычно придерживающийся православно-патриотической позиции, откликнулся на неё статьёй под паническим заголовком «Осторожно – провокация», специально посвящённой альманаху «Православие или смерть!».
«Враги Церкви Христовой, – говорится в ней, - прекрасно понимают всё значение московского Совещания 1948го года и пытаются любыми способами дискредитировать его итоги и сорвать его 50-летний юбилей.
Неудивительно, что обновленческо-экуменические деятели называют это совещание «сталинским». Но попытки дискредитации Совещания осуществляются и «справа». Наглядным  примером этого служит альманах «Православие или смерть!» № 7, издаваемый так называемым московским отделением Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна (Снычева). Новоявленный кружок «ревнителей благочестия» переиздал «Журнал Московской Патриархии» с материалами Совещания 1948го года и воспользовался этой публикацией, во-первых, для прославления Сталина, в котором будто бы произошёл духовный перелом и он обратился к вере, а во-вторых, для открытых и самых гнусных нападок на Священноначалие нашей Церкви. Эта смесь апологетики безбожного тирана с мнимо-благочестивым негодованием по поводу недостатков в современной церковной жизни чрезвычайно характерна. Очевидно, что лучшего подарка «православным экуменистам» не придумать. Можно себе представить, как обновленцы и экуменисты будут ликовать: «Смотрите, вот они – борцы с экуменизмом, вот они – русские патриоты!».
Подобное прославление Сталина ведётся постоянно в прокоммунистической печати, и это неудивительно, но оно совершенно неуместно в православных изданиях. Панегирик Сталину воспринимается как оскорбление памяти святых новомучеников и исповедников российских, пострадавших в эпоху его правления. Более того, выход и распространение этого альманаха по православным храмам являются настоящей провокацией, цель которой – дискредитация всего движения в лоне Русской Православной Церкви против экуменизма, а также оскорблением памяти владыки Иоанна, именем которого составители прикрываются».
Комментируя подобные выступления, нельзя не заметить, что митрополит Иоанн с его непререкаемым авторитетом духовного вождя русского православного патриотизма вряд ли нуждается в защите «Радонежа». К тому же он сам, в своё время, довольно ясно высказался на тему о «православном сталинизме».
«Когда война со всей остротой поставила вопрос о выживании русского народа и существовании государства, - писал петербургский старец, - в национальной политике произошёл настоящий переворот… При этом – надо отдать Сталину должное – пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной.
Русская история и национальная культура из объектов глумления, грязных оскорблений и нападок вдруг превратились в объект почитания, вернулись на своё законное, почётное место… Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими. В несколько лет на территории СССР, где к началу войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, а количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч! Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом.
Русь оживала. Церковь выстояла. В беспримерной по своему размаху и ожесточению войне с Православием богоборцы были вынуждены отступить… В этой связи весьма знаменательной кажется весьма своевременная (для некоторых) смерть «вождя мирового пролетариата»… Эта развязка стала в то же время исходным моментом идеологического реванша…». («Самодержавие духа». СПб, 1995г., с 318, 320, 323)
Учитывая эти слова приснопамятного Владыки, истерическая реакция некоторых слабонервных околоцерковных активистов на словосочетание «православный сталинизм» кажется совершенно беспредметной. Объективная оценка роли Иосифа Сталина в русской истории вовсе не оскорбляет память российских новомучеников и исповедников. Мученики были и в эпоху императора Константина, сделавшего в итоге христианство официальной религией Римской Империи, крестившегося лишь на смертном одре и тем не менее прославленного Церковью в сонме угодников Божиих наравне с Апостолами Христовыми.
Главное, что пугает в сталинизме (в его мировоззрении и политической методологии) разномастных либералов – это его огромный волевой импульс, его способность быстро аккумулировать и точно направлять гигантскую духовную энергию русского народа, объединённого общими идеалами и святынями. Соединение этой национально-государственной методики с православным вероучением способно создать державную основу для форсированного возрождения русской государственности такой мощи и силы, равную которой мировая история не знала со времён Рима эпохи расцвета.
При этом речь идёт, конечно, не о репрессиях и приказном единомыслии. Насильно сплотить нацию во имя великой цели невозможно. Речь о том, что наш главный нынешний недуг – это паралич державной воли. И без её выздоровления мы не одолеем бушующую смуту.
Русский народ, не смотря ни на что, не утратил своей дивной способности – переломить ситуацию в самый, казалось бы, безнадёжный момент – неоднократно являвшей себя во всём блеске на протяжении десяти столетий бурной истории России. Не утратил он и иных драгоценных качеств национального характера: мужества и терпения в скорбях, веры и готовности к самопожертвованию, милосердия и воинской доблести. Но русское сердце бесплодно без великой идеи, без святой надмирной цели, которая одна лишь способна зажечь его ярким и негасимым огнём.
Так дадим же ему – истосковавшемуся в этом оболживившемся мире по слову властной и сильной правды – такую идею! Ещё в 1937м году Сталин сказал в беседе с А. М.  Коллонтай: «Русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа, среди всех народов, наибольшее терпение. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем».
Будем же последовательны в стремлении к исторической преемственности: только гармоничное сочетание всех социальных достижений советской эпохи с духовными сокровищами православия способно возродить к жизни Великую Россию. Только «православный сталинизм» спасёт нашу страну от окончательного порабощения!


(Перепечатано из газеты «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ» № 7 (13), 1998й год)


Андрей Рюмин, главный редактор альманаха «Православие или смерть!»

ВРЕМЯ БЛИЗКО
-Андрей Львович, скажите, что побудило Вас обратиться к материалам московского Совещания глав Церквей 1948го года?
-Главных причин три. Во-первых, мы хотели напомнить нашим современникам о Торжестве Православия, воссиявшем в нашем отечестве 50 лет назад. Во-вторых, учитывая непреходящую ценность принятых на московском Совещании решений, обличающих неправду современных экуменистов и модернистов, пробравшихся к вершинам церковного управления, мы посчитали публикацию его итоговых документов как нельзя более актуальной. В-третьих, оказалось, что эти документы всемерно скрывают от общественности. Так, подлинник Журнала Московской Патриархии, в котором опубликованы деяния Совещания, практически невозможно получить на руки даже в библиотеке Московских духовных школ. Исходя из этого, мы и решили полностью посвятить очередной номер нашего альманаха материалам Совещания предстоятелей и представителей Православных Автокефальных Церквей, прошедшего в богоспасаемом граде Москве в 1948м году.
Вообще надо сказать, что время празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви можно смело назвать моментом наивысшего расцвета русского Православия. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу после прекращения жесточайших внешних гонений наша Церковь нашла силы побороть многолетние внутренние нестроения: было покончено с обновленческим расколом, преодолена уния в Западной Руси. И всё это, заметьте, при «тоталитарном режиме»! А сейчас, при «демократах», она вновь столкнулась с этими проблемами: её терзают расколы в Молдавии и в Эстонии, обновленчество под личиной «никодимовщины» поразило даже высшее священноначалие, а уния на Украине расцвела так, как этого не было, начиная с 16го века!
-Ну а само-то Совещание здесь при чём?
-За свою тысячелетнюю историю земля русская никогда не видела столь высокого православного собрания, уникального по своей представительности: на юбилейные торжества собрались делегации одиннадцати автокефальных Поместных Церквей, в соборных мероприятиях лично участвовали четыре православных патриарха…
Совещание стало не только самым крупным и представительным православным собранием за несколько последних веков. На нём были выработаны решения самых злободневных проблем, касающихся важнейших сторон современной церковной жизни. Эти решения как никогда актуальны и сегодня. Небезосновательно некоторые называют московское Совещание «малым Вселенским Собором».
-Хорошо, с Совещанием понятно. А Сталин ко всему этому какое имеет отношение?
-Нельзя не учитывать, что церковное событие такого поистине вселенского масштаба никак не могло состояться без благосклонности к Православной Церкви со стороны высшей государственной власти. Многие современные либерально ориентированные историки и публицисты утверждают, что Иосиф Сталин, заигрывая с Церковью, стремился использовать её в своих, чуждых верующему народу целях.
Такое утверждение очерняет не только величайшего политика 20го века, которого при жизни уважали даже враги, но и саму Церковь Христову.
На самом деле, в 1943м году у Сталина, очевидно, произошёл глубочайший духовный перелом, хорошо известный всякому христианину, искренне обратившемуся к вере во взрослом возрасте. По крайней мере, следует однозначно признать, что в последнее десятилетие своей жизни И. В. Сталин всю свою руководящую деятельность направлял на всестороннее укрепление нашей страны, усиление государствообразующей роли русского народа, и, соответственно этому, восстановление Православной Церкви, как ни хотелось бы отрицать это современным либералам.
Напомним, что именно при Сталине были возвращены тысячи храмов, заново открыты духовные учебные заведения, а уния в западной Руси преодолена точно теми же средствами, которыми это было сделано при императоре Николае Первом! Наконец, русский народ во время Великой Отечественной войны именно под руководством Сталина смог добиться решения тех военно-политических задач, которые встали перед ним ещё с началом первой мировой войны.
Кстати, несмотря на многословные официальные утверждения о нынешнем «расцвете» православия под крылом у ельцинского режима, факты подтверждают: количество православных приходов Московской Патриархии сегодня так и не достигло уровня 1948го года. При Сталине церквей было больше, чем сейчас!
-Вы вините в этом нынешнее руководство Русской Православной Церкви?
-Давайте разберёмся без эмоций.
За минувшие с 1948го года пятьдесят лет в жизни русского народа и русской Церкви произошло множество важнейших событий. На смену почившему Алексию Первому пришёл патриарх Пимен, его в свою очередь сменил Алексий Второй: за этот период неоднократно менялась политика государственного руководства страны по отношению к вере. Непродолжительная послевоенная передышка сменилась новым хрущёвским гонением на Церковь, сопровождавшимся навязыванием ей экуменизма, с которым не покончено и до сих пор, несмотря на обретение относительной внешней свободы в последние годы.
Если оценивать внутреннюю сторону происходивших за это время событий, их совокупность следует в общем рассматривать как, увы, процесс утрат и потерь. Только непреклонный христианский исторический оптимизм и упование на чудо Божие оставляют в сердцах верных православных надежду на торжество правды в нашем земном Отечестве.
Сами посудите: официально считается, что Церковь ныне, «освободившись», переживает период возрождения. Конечно, отрадно видеть восстанавливаемые храмы и детишек, молящихся на церковных богослужениях. Но несмотря на это, следует признать, что за последние десятилетия положение внутри церковной ограды значительно ухудшилось. Такие пороки, как стяжательство, лихоимство, мздоимство, - вплоть до содомии, ещё совсем недавно преследовавшиеся законом, ныне не только не обличаются с православных церковных кафедр, но получают всё большее распространение в обществе и даже в церковной среде. Вспомним хотя бы учреждение главой ОВЦС «христианских» банков, торговлю нефтью и табаком и т. д.
Архиереи – ставленники недоброй памяти митрополита Никодима (Ротова) занимают ныне ключевые посты в руководстве нашей Церковью. Как результат этого, бурно развивается кощунственный церковный модернизм: самочинные переводы богослужебных текстов, призывы к покаянию перед иудеями, совместное причащение с еретиками стали обыденностью. Дошло до того, что никого уже не удивляют призывы (исходящие от самого высокого священноначалия!) брататься с инославными или, например, переходить на григорианский («новый») календарный стиль. Многие православные люди, ещё не успевшие в должной мере воцерковиться и укрепить свою веру, но всё-таки стремящиеся жить по совести, в этих условиях не выдерживают подвига крестоношения, порывают пусть с ослабевшей, но всё-таки вскормившей их Матерью-Церковью, уходят «во страну далече» к сектантам и колдунам-экстрасенсам…
-Это именно те утверждения, за которые Вас обвиняют в «гнусных нападках на священноначалие»?
-Подобные обвинения нелепы. Ведь в том же «Радонеже», со страниц которого они прозвучали, можно найти массу подтверждений нашей правоты. Например, буквально рядом со статьёй, обвиняющей альманах «Православие или смерть!» во всех мыслимых грехах, «Радонеж» опубликовал информацию о выходе в свет сборника «Ватикан: натиск на восток», которую сопроводил весьма сочувственной рецензией. В ней как раз говорится о том, что во многих епархиях прихожане «возмущены действиями местных клириков, граничащими с вероотступничеством» и приводятся конкретные примеры такого вероотступничества.
«В Софийском соборе Царского Села, - пишет газета, - протоиерей Геннадий Зверев на Пасху молился и причащался с еретиками-католиками, а в г. Обнинске игумен Ростислав (Колупаев) устроил поклонение католической «святыне» - так называемой «Фатимской статуе» в присутствии сопровождавших статую ксёндзов». Далее «Радонеж» констатирует, что обращения рядовых прихожан, возмущённых этими фактами, к церковному священноначалию, не возымели ровным счётом никакого результата. «Игумен Ростислав после формальной епитимьи был направлен в престижную командировку в Марокко, а протоиерей Геннадий Зверев награждён Санкт-Петербургским митрополитом орденом Святого Владимира и назначен членом епархиального совета».
Можно констатировать, что сегодня сформировалась ситуация  сродни той, какая была при Брестской унии. Налицо нарушение соборности и реальная угроза раскола страны. С одной стороны – отступление большей части иерархии и её готовность продать своё первородство за чечевичную похлёбку земных благ. С другой – нарастание антиэкуменических настроений церковного народа с решимостью непреклонно отстаивать Истину Православия. С одной – утрата нравственного авторитета и потеря рычагов воздействия на отдельные приходы, братства, православные издательства, с другой – духовное возмужание ревнителей святоотеческого Православия и появление у многих из них организационно-технических возможностей, которые позволяют проводить независимую катехизаторскую и просветительскую деятельность.
Ясно, что отступники смертельно боятся тех, кто может вывести их на чистую воду. Здесь уместно вспомнить подготовленное в недрах ОВЦС определение Св. Синода от 3го октября 1997го года «О ряде антицерковных публикаций, вышедших в свет в газетах «Русь Православная» и «Московский комсомолец»», включающее требование «решительно отвергнуть содержащиеся в публикациях безосновательные обвинения в «вероотступничестве» и «еретичестве» архиереев и пастырей, совершающих своё служение с строгом соответствии с определениями Высшей Церковной Власти». Это постановление по сути явилось отражением истерики главы ОВЦС митр. Кирилла (Гундяева) и его единомышленников по несостоявшейся, столь желанной для них, монополии на церковную информацию.
Что поделаешь, Священное Писание поучает нас: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1; 27 – 28).
-И какова же, на Ваш взгляд, перспектива развития ситуации?
-Наблюдая тревожные перемены, которые происходят не только в нашей стране, но и во всём мире, всякому честному христианину на ум приходят грозные предупреждения, содержащиеся в Откровении Иоанна Богослова. Ясно, что грядут испытания, что «время близко» (Откр. 1,3; 22,10). Но на официальном уровне считается, что для нашей Церкви наступили времена благоденствия. Иначе ведь никак нельзя оправдать ту «симфонию», которую мы наблюдаем между большой частью иерархии и антинародными государственными властями. К кому, как не к ним обращено грозное обличение Спасителя: «Лицемеры! Лице земли и неба распознать умеете, как же времени сего не узнаёте? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?» (Лк. 12; 56 – 57).
Экуменисты в руководстве МП настолько отрицают преемственность в жизни Русской Церкви, что собираются праздновать не юбилей Совещания Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей, а годовщину создания Всемирного Совета Церквей – этого сборища «предтеч антихристовых».
Хотя, если вдуматься, удивляться тут нечему: у тех, «у которых бог века сего ослепил умы» (2Кор. 4,4) вера отцов вызывает отторжение и всемерное противление. Им ближе еретики всего мира, с которыми они и стремятся слиться в богомерзком всесмешении. Но Бог не без милости – если мы не дрогнем и не испугаемся, Он не попустит окончательного поругания Святой Руси!


(Перепечатано из газеты «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ» № 7 (13), 1998й год)


Рецензии