Бесы

Каждый из нас, в разной степени,  страдает от борьбы с бесами, сидящими в головах наших или ещё глубже. Достоевский умел смотреть в самую суть человека, и его взгляд на будущее России порой кажется самым глубоким, над-материальным, в отличие от существенно рациональных рассуждений Толстого. Очень много бесов в душах, и бесы эти, мне кажется, переходят из поколения в поколение. Крепостное право, конечно, не могло не вызвать к жизни дьявольские силы. Пожилой крестьянин, идущий по дороге навстречу повозке с барином, должен был снять шапку и поклониться, в противном случае он рисковал быть выведен на площадь, раздет, и  порот на глазах у детей и внуков. Трудно не вспомнить как борзые загрызли ребёнка на глазах у матери, а барин, спустивший собак, надо думать, продолжал быть хозяином крепостной матери. И так далее, и так далее. Кажется, что этого уже достаточно. Слепая злоба должна была найти себе дорогу, проснувшийся демон будет стремиться убивать, кого убивать может стать вопросом второго приоритета.

Крепостное право, вероятно, корнями своими имеет нашествие монголо-татар. Впрочем, не нуверен, что в угнетении простого народа заключается основание зла. Русский царь считал возможным что-то такое вымарывать в "Медном Всаднике" Пушкина, вряд ли он понимал каким микробом он является по сравнению с автором того что он "редактирует". От голода умирали крестьяне в огромных количествах, а в это время, так сказать, аристократы продолжали страдать от обжорства. Вся верхушка пред-1917 года общества представляется полнейшим безумием. Бесы, кругом бесы. Можно было бы пытаться понять некие исторические корни, ответить на вопрос как и почему не было сделано никаких выводов из жестокого подавления восстаний Разина и Пугачёва. Мне кажется это вряд-ли принесёт пользу. Важнее понять, глубже, пост-1917 года развитие событий.

В Феврале произошло восстание рабочих, бывших крепостных, к которым относились как к полу-людям, полу-скотам, держали в адских условиях, и стреляли, в том числе из пушек, при проявлении недовольства. Рабочие склонили на свою сторону военных. Большое количество женщин среди восставших сыграло заметную роль - солдатам непросто было начинать стрелять в женщин. За Петроградом последовала Москва, и власть в ключевой части страны перешла к рабочим и солдатам, которые не знали что с нею делать. Большевиков не было и в помине. Образовалось временное правительство, которое пыталось восстановить монархию, продолжало войну, совершенно не было способно встать во главе восставших, и не было способно понять что их бездарное поведение будет стоить не только жизни государства, но и жизни их семей. Дьявол продолжал просыпаться, атмосфера быстро накалялась.

Появился Ленин со своей бригадой, и виртуозно захватил власть, вытолкнув всех остальных. Ленин остро чувствовал настроение масс, и начал убивать, объявив красный террор, необходимый для установления "демократии диктатуры пролетариата". Неминуемо последовала гражданская война, а затем волны голода, унесшие миллионы жизней. МИЛЛИОНЫ ! Большая часть интеллигенции была либо расстреляна, либо вышвырнута за границу, навсегда. После полной победы, большевики, во главе с Лениным, начали строить то, что называлось социализмом, - частная собственность оставалась, крестьяне  владели землёй, а сам Ленин нет, нет, да и поговаривал о возможном отступлении в сторону государственного капитализма, т.е. примерно того, что сделано в Китае через 100 лет. С точки зрения построения государственной машины то, что было сделано Лениным, не выдерживает никакой критики. Не успел лидер умереть, а может быть ему даже и помогли, как всё пошло прахом. От демократии диктатуры пролетариата, с её ротацией, открытостью печати, свободой мнений, не осталось и следа. Вся команда ленинцев была уничтожена, а с ней и большинство людей у которых оставалось понятие о чести.

Мрак сталинизма, уничтоживший рыночную экономику, унёс многие миллионы жизней. Война с фашизмом, справедливей которой не может быть, велась без экономии жизней и унесла ещё столько же. Казалось, что дьявол-вампир должен уже был насытиться кровью. Наступили десятилетия застоя. Неизменным оставалось одно - понятие закона улетучивалось как только дело доходило до интересов кремлёвских обитателей. Эта беда осталась, в наследство, и сегодня. Сталинизм развалился экономически, что было предсказано ещё Троцким. Государственный капитализм потихоньку восстанавливается. Есть надежда, несмотря на то что реальная власть находится в руках ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ, как бы это не называлось. Любого можно убить или упечь за решётку. Удастся ли восстановить законность ? Демократическому устройству не видно альтернативы. Мне кажется, определяющим фактором остаются бесы. Часто они дают о себе знать, алчно сверкая глазами внутри страны или за океан, часто заметно стремление вцепиться зубами в глотку.


Рецензии
Исаак, страны не могут быть похожи друг на друга. У каждой страны есть своя кровавая история, которая остаётся в памяти рода и определяет дальнейший путь страны.
Вы читали теорию масс (толпы) Лебона?
Мы находимся в зоне неизведанного, когда пытаемся один народ изменить в угоду другому народу.
Трудно быть Богом Стругацких тоже об этом.
У меня есть свои соображения на тему СССР, но Вам они покажутся фантастическими.

Достоевский страдал от душевной болезни. Но бесов он описывал как стадо свиней, то есть потребителей.
В любой стране, выставившей культ потребления, следовательно, Достоевскому живут бесы.

Кимма   11.08.2019 20:49     Заявить о нарушении
Есть некие фундаментальные положения, справедливые для всех. Один пример, часто люди никак не могут понять истины, ставшие прописными. Если у нас есть президент со своим аппаратом, и есть Дума, значит мы остаёмся в системе, по крайней мере, двух отделений или ветвей - исполнительной и законодательной. Эти две ветви должны быть независимы и обладать способностью взаимного контроля. Только тогда судебная ветвь может быть независима и объективна. Отсюда очень многое следует. Повторю - это есть прописная истина, как закон всемирного тяготения, это нужно осознать и не говорить о том, что мы отличаенся от всего мира. Никто не спорит, что отличаемся, но фундаментальные законы работают для всех. Кстати, я часто спорю с людьми, которые идеализируют демократические системы, и говорю, что не исключаю развитие при котором система, основанная на том, что раньше называли диктатурой пролетариата, будет преобладать в некотором усовершенствованном виде. Наличие двух НЕЗАВИСИМЫХ ветвей власти остаётся справедливым.

Исаак Аронсон   12.08.2019 18:23   Заявить о нарушении
В Природе в рамках одной экосистемы не может быть ничего независимого.

Кимма   12.08.2019 19:43   Заявить о нарушении
В одной экосистеме зависимость элементов часто настолько слаба, что ею можно пренебречь и считать элементы независимыми.

Исаак Аронсон   12.08.2019 19:51   Заявить о нарушении
Двух главных элементов?
Это же как вода и земля, скажем.

Кимма   12.08.2019 20:50   Заявить о нарушении
Ваша аналогия абсолютно несправедлива. Независимость имеется в виду иерархическая, не должно быть подчинения одному центру. Альтернатива обречена, так же как был обречён Советский Союз.

Исаак Аронсон   12.08.2019 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.