Lord of the Dance - Dangerous Games

Мифология и технология в «Опасных играх» Lord of the Dance

Ни один любитель ирландских танцев и музыки, да и вообще хорошей хореографии, не мог спокойно пройти мимо афиш, сообщавших о ноябрьском выступлении Lord of the Dance во Дворце искусств «Украина» в Киеве. Тем более — в рамках тура, посвященного 20-летию этого шоу. Описание обновленной юбилейной программы Dangerous Games («Опасные игры») весьма интриговало. Вместе с тем, закрадывались небольшие сомнения: а не повредила ли знаменитому шоу модернизация? Ведь мы знаем, что классику, как правило, трудно улучшить, на то она и классика. Здесь же анонсировался самый что ни на есть классический для поклонников творчества Майкла Флэтли сюжет: борьба Повелителя танца c темным лордом по имени Дон Дорха, который нападает на доброго Маленького Духа… Только — с новыми музыкой и спецэффектами.

Кстати, одним из таких спецэффектов стал сам Майкл Флэтли, многократно прославленный солист и постановщик этого шоу, появившийся в качестве видеоизображения. В самом начале действа он уверял: если у вас есть мечта, то нет ничего невозможного! А в конце даже завел публику по принципу «три в одном» (вернее — «один в трех», зрители увидели три танцующих Майкла одновременно). Что ж, эффекты эффектами, а в мастерстве трех десятков танцоров, их искренности и любви к зрителям у киевлян и гостей города не возникло никаких сомнений.

Если говорить о сюжетной канве, то Dangerous Games сохранило практически все основные хореографические номера из шоу Feet of Flames, которые выстроены в соответствии с хорошо читающейся линией.

Двух противостоящих лордов (сражающихся, кроме всего прочего, за титул Lord of the Dance) дополняли такие же противоположные женские персонажи: порхающая с легкостью стрекозы Сирше, подруга Повелителя Танца, и знающая толк в искусстве обольщения Морриган — служительница «темной стороны Силы». Связующее звено всех номеров — юная фея по имени Маленький Дух, привносящая акробатическую пластику, озорство и детскую непосредственность в любую картину. Я бы назвал ее живой эмоцией. Ее-то и пришлось защищать Повелителю Танца от нападок Дона Дорхи, однако и Маленький Дух в долгу не остался: в трудный час выручил своего защитника, на тот момент практически побежденного темным лордом. После того, как вселенское зло было окончательно повержено, стук ирландских каблуков, естественно, возвестил о «пире на весь мир».

Благодаря зажигательному ирландскому степу и различным элементам балета зритель получил богатый набор эмоций и образов: от медитативной таинственности и тонкой лиричности до страсти, воинственности и праздничного фейерверка.

Скажу сразу: то, как воспринимается постановка на видео и вживую, когда находишься в зале — это совсем не одно и то же. Именно эффект присутствия позволил мне насладиться обновленным шоу в том числе и там, где на видео консервативный ценитель кельтики нашел бы к чему придраться.

Да, существенно изменились костюмы, многие из них далеки от кельтики (и не факт, что так уж хороши), но еще больше изменилось оформление сцены, которое благодаря экранам стало очень пестрым и подчеркнуто фэнтезийным (насыщенные красками сказочные пейзажи, единороги). Несмотря на преимущества экранной технологии некоторые видеообразы, кажется, могут своим ярким движением отвлечь внимание от танцоров (бегущие по экрану лошади), другие же вызывают возражения своим сюжетом — например, боевые роботы, напоминающие трансформеров. Каким образом они вписываются в ирландскую культуру? Явная дань моде! Но — когда смотришь выступление вживую, граница между исполнителями на сцене и изображением на экране выглядит гораздо отчетливее. А значит картинки — всего лишь второстепенный фон, не в них вся суть, а вот от танцующих персонажей глаз действительно не оторвать!

Особенно, когда видишь эмоции актеров. Как, например, уязвленное самолюбие Морриган, когда Сирше пытается ей помешать отбить у нее Повелителя Танца. (Кстати, обольстительница его на какое-то время отбивает, похищает пояс с титулом, после чего ослабевший лорд попадает в руки врага; лично мне это напомнило библейскую историю с Самсоном и Далилой). Наполеоновское упоение собственным могуществом темного лорда Дона Дорхи, который благодаря своему костлявому панцирю, шипам и колючкам на каске выглядит чуть ли не пришельцем из глубин темного космоса. Испуг Маленького Духа, которому Дон Дорха угрожает еще в начале шоу, и тут же — зачарованность атмосферой волшебного леса. Энергетика светлого лорда, молодого преемника Майкла Флэтли, и его товарищей в футболках и кепках («раззудись плечо, размахнись нога»).

Особенно сильные эмоции вызывает самый драматичный номер в этом шоу — нападение сил зла на Маленького Духа. Последнему невозможно не сопереживать, когда штурмовики с черепоподобными касками бросают его туда-сюда, но сам персонаж, кажется, больше страдает из-за сломанной варварами дудочки — волшебного тин вистла, мелодия которого всегда возвышенно звучала как лейтмотив постановки. И когда за Маленького Духа вступается Повелитель танца со своими ребятами, вот тогда-то на экране и появляются боевые роботы — как проекция древней битвы добра и зла в высокотехнологичное будущее с его терминаторами и трансформерами. Да, это уже не ирландская культура, а фантастический коктейль, довольно спорный в данном случае. Но в связи с противостоянием двух лордов и их армий в ирландском степе роботы на экране воспринимаются, скорее, как некая ирония или даже пародия на современные фильмы и компьютерные игры, идущая вскользь, фоном. Этакая попытка культурной аллюзии.

Противостояние заканчивается так же, как и в Feet of Flames (злодеи вынуждены уйти, но обещают вернуться), однако с тем отличием, что Повелителю танца лишь со второго раза удается «склеить» поломанную дудочку по просьбе Маленького Духа. В первый раз у него не получается, и он готов уже вернуть инструмент, но девочка в своей просьбе настойчива — и тогда рыцарь заводит руки за спину, демонстрирует напряжение на лице (магия — нелегкое дело!) — и достает невредимую дудочку.

Кстати, не только на экране, но и на сцене в одном из номеров появляются роботы — танцоры в скафандроподобных костюмах с зеленой подсветкой и красными лазерами вместо глаз. Это выглядит хоть и не очень-то по-ирландски, но достаточно эффектно. Движения приобретают некоторую массивность, но степ — такой же отточенный. И тут не обходится без Маленького Духа, который, включив этих роботов (как раньше привел в движение заводную куклу в женском танце), весело позирует (можно было бы и селфи сделать на фоне чудо-машин!). Озорство и пластика на фоне механики сглаживают культурную чужеродность роботизированных персонажей, привносят некую добродушную иронию в действо. Так переплелись в обновленной постановке мифология и фантастика, прошлое и будущее. Кстати, будущее еще придет на помощь прошлому, когда ближе к финалу именно эти роботы помогут оттеснить злодеев Дона Дорхи.

Что еще бросается в глаза, вернее, в уши, тем, кто знаком с предшествующим шоу Feet of Flames — так это изменения в музыке. И вот здесь, пожалуй, кроется один из самых неоднозначных моментов обновленного шоу. Ведь большинство хореографических номеров и сюжет остались прежними. Как бы отреагировал зритель, если бы в балете «Лебединое озеро» кто-то решил заменить музыку, при этом оставив всю хореографию? Возник бы вопрос, целесообразно ли менять то, что идеально подходит. Если хочется новизны, почему бы не сочинить новый балет с новой музыкой и сюжетом? Я думаю, многие согласятся, что музыка Ронана Хардимана (Ronan Hardiman) идеально подходила к номерам Feet of Flames. И когда на фоне тех же номеров играет музыка, сочиненная уже Жераром Фэйхи (Gerard Fahy), замечаешь, что несмотря на свою новизну, она сделана так, чтобы казаться прежней. Видимо, перед композитором поставили задачу не просто уложиться в точно такой же ритмический рисунок, но и передать точно такие же эмоции, как в музыке Хардимана. В итоге мелодия, конечно, отличается, но очень близки музыкальные образы, схожи многие решения. Достаточно сравнить, как сделано то, что раньше называлось Warriors, Break out, Victory, начало Celtic Dreams или хоровые вставки во время битвы лордов. Надо сказать, что несмотря на местами явное подражание предыдущему саундтреку, новую музыку слушать приятно, в целом она мелодична и красива. Пока наблюдаешь за сценическим действом, сомнения в единстве танца и музыки не возникает. И все же мелодии Хардимана имеют одну особенность — они легче запоминаются. Ряд композиций к степ-балету у него, на мой взгляд, изящнее и ярче, чем здесь у Фейхи (сравните, к примеру, тему темного лорда). Кроме того, они были первыми и прочно впечатались в память многих поклонников, а значит, тень от прежней музыки всегда будет ложиться на новую, альтернативную, написанную к тем же номерам.

Впрочем, кое-что из старой музыки осталось: во-первых, сама тема Lord of the Dance, являющаяся визитной карточкой и лейтмотивом всего шоу (хотя автор этой мелодии — даже не Хардиман), во-вторых, дуэт скрипачек, которым киевляне не могли не хлопать в такт! 

Отдельных слов заслуживают вокальные номера. В исполнении певицы Nadine Coyle мы слышим не столько кельтику, сколько поп, но, надо признать, очень качественный — спето с душой и артистизмом.

Что можно сказать в целом о модернизации балета? Ирландских элементов в его оформлении осталось заметно меньше, чем в Feet of Flames. Гораздо больше эклектики, что может разочаровать старых фанов. Лично мне хотелось бы видеть в постановке больше мягкой ирландской красоты, приближенной к традиции, вместо некоторых «модных» эпизодов. Однако при всем этом есть внутренняя целостность, и восхитительная хореография компенсирует многие спорные визуальные решения. Да и как не восхищаться, когда танцоры выкладываются на все сто?

Но самое главное — после просмотра этой постановки обязательно задаешься вопросами. Что нужно, чтобы добро победило? Ведь по сути оба главных солиста — светлый Повелитель танца и темный Дон Дорха — внешне выглядят как равные по силе, т.е., по танцевальному мастерству (по крайней мере, в отсутствие Флэтли). Да и Морриган и Сирше — достойные соперницы друг для друга, каждая со своей изюминкой. Не зря выразительные аплодисменты достаются и тем, и другим. Наверное, для победы добра кроме мастерства нужно еще и нечто внутри нас — некий жизненный принцип, утверждающий заведомую правоту добра даже тогда, когда кажется, что все потеряно. Сила — она все-таки в правде!

И так же ясно, что Маленький Дух в этом опасном мире нуждается в защите. Сможем ли мы сейчас защитить то чистое и светлое в нас и в нашем окружении, что так не нравится Повелителю Тьмы? Не забудем ли о том, что окончательно справиться с ним может лишь Повелитель Света? На которого и указывает оригинальная песня Lord of the Dance, давшая название этому шоу.

Ноябрь 2017 г.

Фото автора


Рецензии