Семинар о христианском вероучении

Вячеслав Ткачёв - православный мирянин, прихожанин храма свв. мчч. Анатолия и Протолеона РПЦ МП г. Москвы.

Алексей Суслов - исследователь мировых религий, автор книг "Записки русского католика" и "Угроза для Рима".

1. В чём отличие христианства от других религий? Христианство так же актуально наш технически развитый век?

Вячеслав Ткачёв:
- "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). "Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13: 8).

Алексей Суслов:
- Христианство носит имя Христа по преимуществу Живого Слова над всеми земными религиями. Благая весть изменила мир своей возможностью наследовать лучший мир, изменить свою духовную структуру до поднятия к небесам, обожествиться, сделать тем, кто мы были изначально, до грехопадения Адама и Евы. Наш мир, лежащий в войнах и агрессии, нуждается в покое, который может дать нам искупительная Кровь Господа Иисуса Христа.

Актуальность христианства лежит вне времени, потому что Бог есть вне времени. Глубокая осознанность того, что мы неподвластны соблазнам века, даёт силы и уверенность в истинности нашего пути к Христу.

2. Как вы понимаете миссию веры Христовой для Китая и других стран, где есть живой интерес к познанию?

Вячеслав Ткачёв:
- "и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марк. 16: 15-16). "Как написано: как прекрасны ноги, благовествующие мир, благовествующие благое!" (Рим. 10:15).

Алексей Суслов:
- Китай и другие страны АТР стремительно превращаются в индустриальных гигантов. Здесь также повышается интерес к культуре и познанию, это мы явственно ощущаем на себе. Эти землям, как и другим, просто необходим нравственный и духовный ориентир для благочестивой жизни. Христианство - это есть высокая культура стремления подняться над своей тварностью, дать прорости своим духовным крыльям. Китай - страна коммунистическая, там наблюдается строгий контроль над тем, что вне коммунистической мысли, но есть народное стремление слиться с мыслью, несущей духовную свободу.

3. Верно ли то, что мир лежит во зле?

Вячеслав Ткачёв:
- "Мы знаем, что мы от Бога и весь мир лежит во зле" (1. Иоан. 5:19).

Алексей Суслов:
- Над миром довлеет дамоклов меч наживы и лёгких денег. Мир изнывает от несправедливости, детских слёз и стонов брошенных стариков. В мире хорошо живёт тот, кто может хитрить, кто способен поставить себя выше ближнего и т. д. Но и в этом мире пробивается святой свет. Праведники были во все времена, ибо они вне времени. Мир может быть другим, потому что мы сами можем измениться и сделать мир значительно лучше. Молитва сдвигает горы, и тем более может изменить душу человеческую.

4. Что для вас есть Библия?

Вячеслав Ткачёв:
- "Меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6:17). "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: они проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). "Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер. 23:29).

Алексей Суслов:
- Тот, кто питается духовной пищей, часто забывает о пище физической, потому что дух начинает преобладать над телом. Слово Божие было и будет актуально во все времена, покуда будет существовать человек. Даже людям чёрствым и грубым в конце земной жизни свойственно раскаяние от случайно услышанного благовестия. Не что не уходит в пустоту, каждым словом либо оправдается, либо осудимся. Хорошо молится по псалмам. Библия - наш ориентир в этом мире, тернистом и кровопролитном.

5. Святость человека определяется его поступками. Как святость одного определённого человека влияет на весь мир?

Вячеслав Ткачёв:
- "Вы - соль земли, вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5:13-16).

Алексей Суслов:
- За членовредительство духовного отца Оригена не причислили к лику святых. Один поступок может повлиять на жизнь после смерти. Но слово Оригена освещает Церковь, значит, не все ошибки способны затмить светлый образ человека как духовного лица. Есть оправдание перед Богом, искреннее раскаяние и прощение нашего Небесного Владыки. Но каждый поступок необходимо соизмерять с тем, кто мы есть, а мы есть христиане - служители Христа.

6. В чём ценность икон и святых мощей?

Вячеслав Ткачёв:
- Святые изображения были и в храме Соломоновом, а затем, и в Зоровавелевом: "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения" (Иез. 41:17). Господь через священные изображения творил великие чудеса, но и сокрушал идолов - 1 Цар. 6-10-12. За непочтение к святыне Господь убил 50 тыс. и 70 человек. Ветхозаветное было прообразом новозаветного, чтобы мы не были похотливы на злое. 1 Кор. 10: 6-11 - "Всё, что происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигших последних веков". Изображения служат назиданием в вере, а также к лучшему восприятию и напоминанию библейских событий, образов святых. О мощах Господь сказал от начала: "в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). И уже в Новом Завете мы видим, как это понимали христиане: "Стефана погребли же мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём" (Деян. 8:2).

Алексей Суслов:
Приведу некоторые выдержки из статьи православного сайта о почитании икон и святых мощей.
"Для того чтобы быть собранными во время молитвы и не отвлекаться на создание собственных фантазий, Церковь предлагает нам молиться перед святым иконами. Иконой (образом) называется священное изображение Бога, Богоматери, Ангела или святого, являющееся свидетельством действий Бога в мире и таинственным окном в духовный мир.
Согласно Священному Писанию, все изображения бывают двух видов: одни - ложные, которые Бог запрещает делать, а другие - наоборот - истинные, священные, которые Бог делать благословляет. К первым относятся идолы и кумиры - изображения ложны богов в камне, в дереве, в металле, в красках или каким-либо другим способом. Эти изображения язычники почитали за живых богов. Например, телец (Исх. 32:4), Молох (Лев 18:21), Ваалфегор (Числ. 25:3), Ваал и Астарта (Суд. 2:13, 3 Цар. 18:21-29). "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил" (Пс. 95:5). В Синайском законодательстве Господь Бог запрещает идолопоклонство: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и изображения того, что на небе вверху, и что на земле, внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им не служи им..." (Исх. 20:3-5).
Однако в том же Синайском законе Сам Господь повелевает сделать истинные изображения: ковчег с литыми херувимами, скинию и завесу с вышитыми на них изображениями.
И сегодня, в эпоху Нового Завета, верующие не молятся перед иконами, как перед идолами, не считают иконы богами. Если бы христиане почитали иконы так, как язычники своих идолов, то они считали бы, что молиться можно только перед иконами. Но христиане молятся, часто и не имея перед своими глазами икон: на улице, в лесу и т.д.
Наша любовь к святым не ограничивается почитанием их памяти и их изображений. Мы воздаём подобную честь и их телам, как истинным Храмам Духа Святого (1 Кор. 6:19; 3:16). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего воскресения.
Бог творит через них множество чудес исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро). Ещё в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца (4 Цар. 13:21). Если Бог извёл евреям воду даже из камня (Исх. 17:6), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа (Мк. 5:28-29) и апостолов (Деян. 19-21).

7. Зачем человеку вообще веровать, жить добродетелями?

Вячеслав Ткачёв:
- "Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет" (Мар. 16:16). "Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:26).

Алексей Суслов:
- Вера - ощущение постоянного присутствия Бога в твоей душе. Веровать, значит - жить. Но вера должна быть подкреплена делами милосердия и любви к ближним. Я недавно дискутировал с одним верующим об вере и добрых делах. Мой оппонент уверял меня, что христианину достаточно одной веры. Я привёл слова святого апостола Иакова "вера без дел мертва". Я считаю эти слова из Библии ключевыми во всём христианском вероучении. Они утверждают нашу веру добром, которое мы должны нести всем людям.

8. Талант и Бог. В чём они связаны друг с другом?

Вячеслав Ткачёв:
- "Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими" (Матф. 18:23). В этой притче всё сказано. Талант от Бога и мы должны его умножать для Него.

Алексей Суслов:
- По средством таланта мы преображаем мир. Кому то дан дар живописи, талант писать книги, музыку, быть сильным и ловким; многим дано то, что выделяет его из толпы, делает его чем-то одарённым, освещённым. Безусловно, талант происходит от Бога. Я очень радуюсь, когда обнаруживаю талант в ком-либо, ведь это несомненное присутствие Божеской силы в этом человеке. Каждый талан нужно преображать, как в притче - не зарывать его в землю. Кому многое дано, с того многое и спроситься, говорит Священное Писание.

9. Как вы относитесь к представителям других конфессий и последователям секкт и деструктивных течений?

Вячеслав Ткачёв:
- "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:24-26). "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что такой развратился и грешит, будучи самоосуждён" (Тит. 3:10-11).

Алексей Суслов:
- Ереси должно тщательно изучат и соотносить с учением Христа. То, что от Бога - несёт свет, а от сатаны - тьму. Наш мир скор создать что-то противопоставленное Господу Богу, на этом наживаются лжеучителя, гуру современных людей. Ложные дуновения мира сего распространяются с убийственной скоростью, я сам возгордился, начитавшись Рона Хаббарда, его учение нового века, где ложь перемешана с правдой, где всё двусмысленно и поставлено на поток богатства. На своих религиях дельцы, ушлые и разворотливые, обогащаются как Крезы. Настоящему верующему нужно спешить делать добрые дела, не отдавая лжемессиям своего драгоценного времени.

10. Каким вы видите христианство в будущем?

Вячеслав Ткачёв:
- Побеждённым внешне как и написано: "И дано было ему вести войну со святыми и победить их" (Отк. 3:7).
Однако, внутренне, духовно Церковь всегда будет побеждать мир и сатану: "И говорю тебе: ты, Пётр, и на камне сем Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Матф. 16618). "Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоан. 5:4).

Алексей Суслов:
- Церкви, истинной и животворной, ничто не страшно: не мор, землетрясения, революции, моральные разложения... Церковь торжествует своими святыми и верой во Христа. Все мы собраны в Боге, а то, что в Боге, то вечно. Какая радость осознавать, что молитвы не иссякнуть, что жертвователи не переведутся, что христианская чуткость сердца посетит осуждённого, больного, брошенного на произвол судьбы. Мы можем и должны быть соединены всегда с Творцом, не отдаляясь от Него ни на йоту. В этом хорошее подстпорье - молитва. Пока Церковь молиться - она жива, а молитва будет продолжаться и после Судного дня. Мы - Божьи чада, и радость наша вечна.


Рецензии
День добрый,Алексей! Так неожиданно от ВАС прочитать такой вот диалог. Надеюсь не напрасный. Благодарю ВАС от души!
Благослови ВАС БОГ.

Нина Радостная   27.12.2017 13:40     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина!

Алексей Суслов   27.12.2017 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.