199. Школа даосов о соприкосновении двух миров
О СОПРИКОСНОВЕНИИ ДВУХ МИРОВ
В минуты досуга, находясь вместе с моей возлюбленной цветочной феей Ханако, я спросил её: «А тебе не страшно проникновение в потусторонний мир, где невозможно избежать общения с мертвецами? Ведь, когда мы оказываемся по ту сторону нашего существования, попадая в сферы инобытия, нам могут открыться такие тайный тропу в тонкий мир, по которым, наверное, не очень приятно прогуливаться».
«А ты не ходи по таким тропам, - смеясь ответила мне Ханако, - Мы, даосы, - свободные существа, и можем сами определять свой путь. Но скажу тебе вполне определённо, что самое спокойное место для сосредоточения и покоя – это кладбище. Нигде так быстро не соединяешься с небесной средой как на земле мёртвых. Сам настрой позволяет человеку проникать в запредельные сферы инобытия, но я предпочитаю отдаваться медитации в тихих безлюдных местах, где есть леса и горы. Хотя даосизм постулирует возможность и даже необходимость идеального состояния «единства с Дао» в любой ситуации, в гуще активной мирской жизнедеятельности, психические тренировки в «Недеянии» и в опустошении сознания как и в «бесстрастности», первоначально всё таки тренировки нужно совершать в уединённых и безлюдных местах, так как на начальных этапах даосской практики, когда состояние внутреннего покоя ещё неустойчиво, необходимо исключать сильные раздражители. На этих этапах даос стремится всемерно избегать объектов и ситуаций, которые могут вывести его из состояния «отрешённости», возбудить его чувства, побудить к деятельности. Однако покой, сохраняемый лишь постольку, поскольку нет сильных раздражителей чувств, нет никаких соблазнов, побуждающих к действию, не может считаться полноценным. Пафос даосизма состоит не в эскапизме, не в том, чтобы достичь Недеяния за счёт обеднения своей жизни, исключения из неё полнокровных событий, а в том, чтобы сохранить невозмутимость духа в любых ситуациях, во время любых катастроф. Для этого необходимо активно укрепляться в Недеянии, закаляя его в жизненных коллизиях, сохраняя полный покой в движении, в состоянии энергичной жизнедеятельности. Когда даос видит беса или встречается с духом умершего, он сохранят внутреннее спокойствие, и его ничто не может поколебать. Страх неведом его сердцу».
Вечером во время игры в шашки «го» со стариком Накамура, я спросил его, приходилось ли ему заглядывать в потусторонний мир, и вот что он мне ответил: «Я постоянно заглядываю в него. И чем больше я живу, тем ближе приближаюсь к нему. Смерть мне не страшна, потому что со смертью открывается другой мир, происходит новое рождение в той сфере, куда не ступала нога человека при жизни. И это потрясающе интересно! Только глупцы страшатся смерти. О смерти я не думаю, хотя и чувствую её приближение, меня всё ещё продолжает радовать этот мир».
И вместо досужих рассуждений от положил передо мной текст из своей библиотеки, который я перевёл так:
НЕПРИЯТНАЯ ВСТРЕЧА
Дэ Хэн начальником палаты всю жизнь оставался,
Раз в Урумчи днём летним погулять на воздух вышел,
Любуясь тёплым днём, за городом вдруг оказался,
У павильона Сю, присел, но голос там услышал:
- «Почтенный, не сидите здесь, я одного жду гостя».
Дэ Хэн как сумасшедший прочь пустился, всё теряя,
Так как гробы хранились в павильоне для погоста
С покойниками, дни для погребенья ожидая (1).
Потом о всём он другу рассказал, выйдя из леса,
Когда на службу сразу возвратился в управленье:
- «Наверное, моя близка смерть, я увидел беса
Средь бела дня, такое вот случилось наважденье».
- «Вот так нежданно беса увидать, мало приятно, -
Ответил друг, - но если ты пришёл в его берлогу,
То это равно, что увидеть в тапке свою ногу,
Иль человека в его доме, и оно понятно.
Ведь этот павильон стоит в густом лесу дремучем,
Где мёртвые ждут похорон, где казни совершают,
Где тысячи деревьев тянутся к небесным кручам,
Лучи где солнца даже в жаркий день не проникают.
Услышать можно часто от людей, что туда ходят,
Истории о встречах очевидцев с мертвецами,
О всяких чудесах, которые там происходят,
Но это - мир другой, есть пропасть между ним и нами».
Примечание:
1. В старом Китае покойников хоронили не сразу, а ожидали благоприятные дни для начала загробной жизни.
(примечание следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217122500295