Сильфида хочешь журавля, не сажай его в клетку!

"Сильфида": хочешь журавля, не сажай его в клетку!
Балет Хермана Левенскьольда , 23 декабря, Историческая сцена Мариинского театра
Сегодня я завершила свою балетную неделю в Мариинке чудесной "Сильфидой" с очаровательной Кристиной Шапран и отточенно-неподражаемым Андреасом Каасом, танцовщиком из Датского королевского балета. Люблю этот антикварный балет, который сегодня является самым старым из исполняемых на сцене балетных творений (создан в 1832 году, 185 лет назад), в котором сохранились уникальные исторические черты, где лишь дева воздуха Сильфида танцует на пуантах, а позднее и ее подруги из воздушной стихии, остальные же пляшут в черных тапочках и завязками. Именно в этом балете балерина впервые встала на пуанты, породив новую, фактически новаторскую традицию классического танца. Здесь же мы видим и привычный в балетах XIX века "белый акт", где показывается волшебный мир потусторонних существ или заколдованных красавиц. В сюжете - удивительное переплетение бытовых начал и сказочных романтических мотивов. Вся история для меня укладывается в ответ на вопрос, который на все лады и в разных ситуациях задавала нам мама: "Что лучше, синица в руках или журавль в небе?" И она вкладывала в эту фразу нечто большее, чем просто выбор между доступным, надежным, практичным спутником жизни и трудно достижимым, прекрасным, как мечта, об'ектом привязанности, который заставляет человека стремиться вверх, развиваться и расти, но в руки не дается. Она понимала под синицей предпочтение чисто материальных сторон жизни, бытового благополучия, как тогда говорили, "мещанского быта", а под журавлем - духовные стремления человека. Она сама безоговорочно стремилась за журавлем и обливала презрением любителей синиц, отдавая предпочтение сторонникам журавлей. Духовное было приоритетом номер один, хотя, конечно, в разумных пределах. Правда, я временами шутила, что хорошо бы и синицу держать в руке, и журавля ловить в небе. Шутка всем нравилась.
Именно об этом и повествует балет. Сильфида, воздушная, романтичная, неуловимая, соблазнительная, не ведающая земных забот, увлекает Джеймса (Андреас Каас), и он теряет голову, бросает все, убегает от своей невесты, которую он явно не любит. Но он не готов к отношениям, где много непривычного, где должна быть свобода для каждой стороны. А ему хочется привычного, мечтается о "ручной" подруге, покорной и не своенравной. Вот и поверил он коварной колдунье, которую до того еще и разозлил своей грубостью. А она решила отомстить и умертвить очаровательную деву воздуха. И ей это удалось. Без крыльев и свободы прекрасная дева воздуха умерла, и убил её влюбленный, но практично мыслящий Джеймс.
Мораль истории просматривается легко: не груби старшим, не обижай незнакомых, не пытайся посадить журавля в клетку, удовлетворяйся синицей, если журавль тебе не по зубам.
В этом небольшом старинном датском балете много подкупающе прекрасных моментов. Это и шотландские танцы в доме Джеймса, и легчайшие танцы Сильфиды, и темпераментные вариации Джеймса и его друзей, и воздушные пируэты дев воздуха. Великолепная музыка, подчеркивающая национальный колорит, создаёт летящий вихрь страстей и персонажей. Каждый герой хорош по-своему в исполнении замечательных танцовщиков. Невесомая, игривая, очаровательная Сильфида Кристины Шапран. Стремительный, страстный, порывистый, хореографически безупречный Джейс Андреаса Кааса. Жизнерадостная, но обидчивая невеста Джеймса Эффи Татьяны Ткаченко. Злобная и мстительная колдунья Мэдж Ислома Баймурадова. Спектакль получился прекрасным, полным чарующей стремительности и завораживающей легкости. Вечно молодой самый старый балет, сохранившийся на театральной сцене! "Сильфида"!


Рецензии