Письма Анечки2. Край болот и деревень...

          Ну, вот, продолжу свои воспоминания с того самого момента, как я рассталась с Жоркой и приехала в Зиму. Что там произошло, ты уже знаешь, механик мой уехал домой, сказав на вокзале на прощание: береги ребенка. Я пришла в общагу, повыла немного и сказала себе: хватит, разгребай одна результаты совершенных поступков. Прежде всего, доказать себе и всем, что хоть и дура, но не конченая.

          Уволилась с работы, приехала домой, стали с сестрой готовиться к вступительным экзаменам в Томский инженерно-строительный. Поступили, отучились 2 месяца, я пошла в деканат, чтобы перевестись на заочное обучение. Но первокурсники, оказывается, не имеют права переводиться ни на вечернее обучение, ни на заочное. Вот никому и ничего я не доказала, опять очередной облом. А в копилке два предательства, потому что Стеров оказался тоже предателем.

          И вдребезги разбитая, абсолютно неустроенная жизнь. Стеров прислал мне 2 письма, в первом интересовался, как мое здоровье, во втором звал приехать. И я поехала…Поехала в неизвестность, не написав родителям, с мыслью, что все это должно прекратиться, не поверишь, но я хотела умереть.

           Да, в общем-то, ты прав, Толя, во многом, но этот мой первый мужчина вел меня по жизни и помог стать тем, кем я, в конце концов, стала. А то, что он уехал тогда, теперь-то я точно знаю, что ему надо было убедить своих родителей, чтобы они приняли меня, но он сначала, как приехал, им ничего не сказал, пока старшая его сестра не нашла и не прочитала мое письмо и только тогда, я думаю, он и написал, чтобы я приезжала.

           Поверь, я ни разу не спросила его об этом. Я ни разу не сказала ему, что люблю его.Но он меня любил и поддерживал меня, заставил учиться, принял и очень хорошо относился к моим родителям, за что я благодарна ему по сей день. Принял моих новых друзей, моих родственников, наш дом всегда был открыт и для его друзей, и для моих.

           Осень 1961 года. Поезд Томск-Москва. Еду в край болот и деревень (так я представляла Белоруссию). Ни спать, ни читать не хочу и не могу, а в голове одна мысль: может, закончить все разом? Да, я бы, наверное, так и сделала, но смалодушничала и оставила на потом, решив, что это сделать никогда не поздно...
            Встретил меня Стеров со своим дядькой, он жил у них на квартире в частном доме. Там встретила тетя, стол был уже накрыт, чистенько и уютно. Стены оклеены обоями, у нас-то, если помнишь, стены белились. Тетя Нюра... До конца своих дней буду с благодарностью и любовью вспоминать ее, это была сестра моей свекрови.
 
          На следующий день на пароходе по Березине поехали в деревню. Деревня стояла на самом берегу, где толпились встречающие и взоры всех были, естественно, направлены на меня, на маленькую сибирскую пигалицу, худенькую и напуганную... На берегу собралась вся семья Стерова, вот только тогда я узнала, что у них 10 детей. Я знала, что у них есть еще младшая сестренка, которой было 6 лет, Раиса.

          Брат Валера (по паспорту Аверьян), на тот момент он служил в армии, потом сестра Мария. Думала, что это и все. Но когда они стали меня окружать и называть свои имена, я просто была в шоке. После всей этой шпаны подошел отец, красивый, с окладистой бородой и усами, большой и голубоглазый. Обнял меня, и я едва не заплакала. Потом всей толпой пошли домой. Я шла, как сквозь строй, казалось, вся деревня вывалила на улицу, сидела на лавочках, стояла группками.
         Но Стеров шел, обняв меня, а рядом шел отец. Дома была мать, две ее сестры с семьями и еще кто-то. Накрытый уже стол, где стояли графины с самогонкой и граненые двухсотграммовые стаканы. Мать обняла меня и заплакала (не ждала она такую, не стандартную в деревенском понятии, невестку).

          Вот тогда-то я попробовала "колдуны", которые не смогла проглотить. И еще "бульбяшники", которые тоже оценила гораздо позднее. Самогонку наливали почти полные стаканы и выпивали. Я потом еще долгие годы не могла представить, как можно вообще пить такое?!  А потом запели...   
          Я просто была в шоке, такого мощного пения в компании я вообще никогда не слышала, у нас дома тоже были гулянки и тоже пели, но такого, с переходами, на подголосках, на два голоса, и чтобы все мужики пели?! Я была в шоке. А песни старинные , деревенские, c непонятными для меня некоторыми словами, но настолько красивыми, что я навсегда полюбила эти песни.

          Надо сказать, что вся деревня была певучая, молодежь тоже пела. По ночам, то в одном, то в другом краю деревни слышны были песни.  Деревня была дворов на 100, по тогдашним меркам, немаленькая. Красивая, вся утопающая в садах, у нас-то ты помнишь, какие были деревни, а тут…

          Это была старообрядческая деревня, со своим укладом и порядками, с соблюдением постов и праздников. На горе над речкой стояла церковь. Так красиво по праздникам звонил колокол! На противоположном берегу была белорусская деревня, там же был и сельсовет, управление этими деревнями. Люди все были дружны: и белорусы, и кацапы (так называют здесь старообрядцев).

           На следующий день мы со Стеровым, взяв с собой младшую сестренку Раиску, (она прицепилась ко мне и не хотела оставаться дома), пошли прогуляться по деревне. И снова, как на эшафот, как сквозь строй! Короче говоря, своим появлением в кацапской деревне, я оживила ее жизнь, дав населению темы для обсуждения.

           Почему я, какая-то приезжая хохлушка (так называли русских, но не староверов) и настоит ли мать, чтобы я приняла ту веру. Ну, то есть, перекрестилась. Что я и "нехлемяшка", в переводе с их языка означает некрасивая: худенькая, маленькая, с короткой стрижкой (что категорически запрещалось по их законам), и что разве мало в деревне своих дородных, сильных и красивых, ну и так далее...

           Об этих разговорах я узнала позднее, потому что рано утром, мы уехали в город. Стерову надо было на работу, а я осталась с тетей Нюрой. Вот она меня немного познакомила с обычаями и устоем староверской деревни. Что нужно перекреститься, чтобы не приставали, что в святые праздники нельзя работать, что пить воду из ковша, что стоит на крышке ведра с водой обязательно в перевернутом виде, нельзя. Нужно зачерпнуть воду и налить в другую кружку и что на поминки ходят со своими ложками, мисками, кружками...

            А я ее спрашиваю: "как же мне вести себя у вас, в вашем доме?" А у меня, говорит, живи, как и жила, это в деревне соблюдают эти обычаи. Самое главное, вижу, что Леня тебя любит и он никогда тебя не обидит. Я его очень хорошо знаю, он жил у меня 3 года, когда учился в техникуме.  Мы часто и много с ней говорили, я привязалась к ней, как к матери и на всю жизнь. Потом, когда мы ушли на квартиру, мы часто ездили к ней, у меня это была просто необходимость, как глоток свежего воздуха.


Рецензии
Свидетельства живой души. Атмосфера терпимости,
взаимопонимания, уважения, любви.
Наглядный пример культуры народонаселения России,
где национальные проблемы уходят на второй план.
Социо-культурные факторы выше голоса крови и наследственности.

Георгий Иванченко   31.01.2023 19:18     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание, Георгий Васильевич!
Вы очень точно оценили рассказ.

Здоровья и бодрости Вам!

Скляров Анатолий Николаевич   31.01.2023 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.