Детство

Мои воспоминания из детства довольно смутны. Причём, как и всё в этой жизни, в памяти отложились только самые положительные моменты детства. Хотя есть несколько и отрицательных. Сильно таких, отрицательных! Детские страхи... Они тоже есть. Но вспоминаются намного реже, с трудом. Так устроена человеческая память. Всё негативное списывать в утиль, а самое яркое, положительное откладывать на полки нашей памяти. Полки с хорошими "мемуарами" обширны и весомы. А вот негативные воспоминания хранятся в небольшом и самом тёмном углу нашей "библиотеки". и вынимаются на свет божий только некоторыми усилиями нашего "библиотекаря", нашего мозга, нашей памяти... Так и у меня. Воспоминания детства начинаются с моего детсада. Детсад был рядом с подъездом. Минут пять занимала дорога от квартиры до садика. Жили мы на седьмом этаже семиэтажного дома. Помню всех соседей. Естественно, была коммуналка, Московский проспект в городе -герое Ленинграде дом 195. Сейчас под нашими окнами "Мак-Дональдс" А тогда была конечна метро "Московская", недалеко Гастроном и "Детский Мир", мой любимый в детстве магазин. Рядом с подъездом был синий такой, почтовый ящик. Пожалуй одной из первых моих загадок в жизни, был именно этот ящик. Родители время от времени писали различным родственникам письма, и когда вели меня либо в детсад, либо просто погулять, доверяли (скорее всего по моей детско-истеричной просьбе) бросить письмо в почтовый ящик, что висел прямо при выходе из подъезда. Я помню этот загадочный для меня в то время ящик как сейчас! Настолько он меня заворожил в те далёкие 60-е...Огромное , железно-синее чудовище! В центре надпись белыми буквами "ПОЧТА СССР", под надписью замазанный. но довольно впечатляющий герб СССР, и в самой верхней части ящика самое главное! Щель, пузатое такое сооружение, с "ресничкой", куда и нужно опустить письмо, чтоб оно в одночасье долетело до адресата! Мама отдавала мне письмо, помогала дотянуться до заветной щели в ящике, поднимая меня... И вот, этот волшебный момент ! Открывается заветная "ресничка, письмо из моей детской ладошки опускается в щель ящика... и дальше... оно по неведомым мне распределительным трубам летит куда-то. в даль.... Мне казалось, что почтовый ящик имеет некую систему распределения писем. И стоит только мне опустить письмо в щель, как некие неведомые мне силы распознают хитро написанный индекс, адрес, и прямо из ящика , по каким-то трубам моё письмо немедленно летит к адресату!
   
А разочарования , когда я узнал, что с ящиком не так всё просто, как казалось, у меня нет до сих пор)) Хотя я знаю, как всё происходило на самом деле, меня это ни чуть не заботит. Когда я , в те самые 60-е годы опускал письма в почтовый ящик, всё было именно так. как я и представлял себе. Так же и мой любимый "банановый"магазин. Был такой. Именно "банановый" На самом деле это был обычный овощной магазин. Я уже и не вспомню, где именно. Так, Примерно помню. Помню, что там был картофельный конвейер. Сейчас мало кто помнит, как продавался картофель в СССР. Это была такая конвейерная лента, с железной ручкой. Дёргешь за ручку, ента начинает сыпать картоху тебе в авоську, ручку отпускаешь, адская машина останавливается. Ты весь в пыли от картошки, авоська чем-то наполнена, причем стоимось насыпанного уже определена кем-то, кто сыпал.) Никаких весов, чтоб взвесить, что упало не было. К Новому году в этом овощном начинали выстраиваться очереди. В магазине "выбрасывали" цитрусовые. В начале декабря -апельсины (с наклейкой такой треугольной, чёрного цвета и с надписью жёлтым "MAROCCO") А ближе к концу декабря (под Н.Г.) с такими же наклейками выкидывали МАНДАРИНЫ! Самые новогодние МАНДАРИНЫ на свете! А иногда... очень и очень редко, зайдя в этот овощной магазин там можно было нарваться буквально, на БАНАНЫ!!! Бананы эти были, естественно, до безобразия не спелыми. В одни руки давали на больше 3-х кило. Стоили они по сетке "цитрусовые", то есть по 3 рубля за кило, что было жутко не дёшево. Но цена против дефицита не стоила ничего! В очереди стояли семьями и коммуналками! И потом заветные бананы дозревали на антресолях, в "пеналах", и в других тёмных и тёплых местах. Дождаться , когда же зелёные , почти что деревянные связки зелёных африканских чудо-фруктов превратяться в нежные жёлтенькие и безумно сладкие плоды, было практически невозможно. Добрая половина купленных по случаю экзотических фруктов , съедалась до того, как они приобретали свой истинный вкус. Да! мы пачкали руки, с трудом обдирая неподатливую зелёную корку незрелого банана. Да! Нам вязало рот от незрелой твердыни неведомых для нас африканских БАНАНОВ! Но я до сих пор не съел ни одного банан вкуснее, чем тогда, в 70е -с сеновала дачи, когда они стали жёлтыми!

 2

А помните, что лето в детстве всегда было солнечным, жарким, и почти никогда не было дождей? Ну, были дожди.. были.. )) Но они были... либо такие..грибные..тёплые, с радугой и солнцем, либо проливные, с грозой и ветром!!! И так было классно, когда гремело, лило и топило! А потом опять была радуга и тепло... И пахло лесом, прелой травой, и мама заставляла пить молоко. В начале лета мы с отцом конопатили старую, дедовскую лодку, которую вытаскивали на зиму к дому, в сарай. В руках деда шмелём гудела старая, трофейная паяльная лампа, отец со шпателем и паклей забивал под струёй огня из лампы щели в лодке. Пахло бензином, гудроном и жжёной старой краской от лодки. Дед с отцом разговаривали иногда на запрещённом, но вполне уже понятном мне языке взрослых... " Ну куда ты лампой ху...шь!!! Щас дыру на..ер поржжёшь ! Хер...чь под киль! там всё прогнило на...х..р! И гудрону туда хер..и! Не жалей!
  . И мама мне в такие моменты кричала: Женя! Отойди ты от них!" Сожгут ведь заживо! На что дед просто молча привинчивал лампу, а отец бросал в мамину сторону кусок смолы)) - Ну что ты парня отвлекаешь? Всяко лучше, чем с дружками пойдёт с рогатки стёкла бить! Эх!! было тогда такое щастье пацанов! Рогатка! Рогатка выбиралась долго! Первая часть выбора-это сам, собственно, рогатка! То есть часть дерева, которая равномерно раздваивается, и имеет под собой удобную для хвата "ручку" Пригодных для этой цели деревьев и кустов было , на самом деле, не мало. Но дело в том, что на даче, где я провёл своё детство, иметь рогатку из деревьев лиственных пород, считалось , ну как бы проще сказать.. "дурным тоном") Карельский перешеек был богат таким растением, как "можжевельник", ну, если я ошибаюсь, может это растение называется "вереск". Одним словом, я до сегодняшнего дня не знаю точного названия того растения, из которого мы предпочитали делать рогатки. Это такое хвойное растение, не дерево, скорее куст. Но его древесина довольно прочная и смолистая. Найти рогатку именно из этого дерева было не просто. Но такая рогатка была как бы... сегодня сказали, -"в тренде"))) Вторая проблема-это поиск резины для рогатки. Самый простой вариант-это распороть камеру от велика, и нарезать из неё резину. Третий шаг-найти кожанку, из которой изготавливался захват для камня(шарика, вобщем-снаряда для стрельбы) такая (чёрная) резина ну никак не обеспечивала ни долговечности эксплуатации рогатки, ни её убойных и прочих баллистических свойств. Для более-менее приличных результатов в стрельбе из данного устройства была необходима "жгутовая" резина.
 Достать такую резину было не просто. В аптеках это был "дефицит". Стоило копейки,а купить было практически невозможно. Доставалась такая резина по знакомым , у родителей которых были автомобили. Дело в том, что рулон жгута лежал в аптечке "жигулей". Выпросить у папаш такой рулончик было непростой задачкой) Папаши прекрасно знали, для чего их отпрыски хотят поиметь заветный "жгут". Мало того! Залежалый жгут был непригоден для рогатки. Он трескался, и его "жизнь" длилась буквально несколько дней. Но если удавалось достать рулон "свежего" жгута, рогатка удавалась на славу! Современные рогатки просты до неприличия... И как-то не пользуются популярностью, при всех их распрекрасных боевых качествах. Рогатки моего детства были просто произведениями искусства! Если у тебя были "кривые" руки, то лавры стрелка из рогатки тебя обходили стороной. Мало того, что сама рогатина должна была пройти несколько этапов обработки, но и сам процесс сборки и "калибровки" рогатки не оставлял права на ошибку. В аккуратные вырезы рогатины при помощи смолёной "дратвы" привязывались ровно(без заусенцев!)два отреза жгута, а уже к их свободным концам ввязывался кусок кожи. Мастерство стрельбы достигало , по моему сегодняшнему мнению, немыслимых результатов! 10-15 летний пацан с рогаткой был опасен не менее, чем Робин Гуд , или Тиль Уленшпигель! Но опять же.. Опасен чисто теоретически. Я не помню ни одной битвы на рогатках между поссорившимися "кланами" местных и дачниками. Ссоры были, более чем серьёзные. Но дрались на кулаках, рогатки скидывали сразу, перед дракой. Мы прекрасно понимали, что с рогатки можно запросто покалечить. А с кулака юшку с носа пустить. С хорошего, ровного камня я запросто, метров за 100, а то и более. мог запросто влупить в окно. Не с первого камня... но третий был 100-процентный! Ближе к осени мы ходили в кедровую рощу, и после часа беглого огня по шишкам, роща была опустошена!) Шишки собирались, и шелушились орешки. Естественно, страдали местные коты, кусачие псы, случайные вороны и голуби... Но люди-это было какое-то табу на уровне подсознания...

 Почему-то мне иногда кажется, что именно тогда во мне заложилось трепетное... осторожное .. уважительное(!!!) отношение к оружию. Я до сих пор не могу отделаться от чувства вины к тому самому случайному выстрелу в ногу моего лучшего друга. И до сих пор у меня не дрогнет ни один мускул на лице, при иных воспоминаниях... О них, я возможно ещё напишу.

 


Рецензии