Шереметьев П. Б

ШЕРЕМЕТЬЕВ ПЕТР БОРИСОВИЧ
26.02.1713 – 30.11.1788

Петр Борисович родился 26 февраля 1713 года в Малороссии, в Прилуках, на театре военных действий, первенцем второго брака фельдмаршала графа Б.П. Шереметева (1652 – 1719) с Анной Петровной Нарышкиной (урожденной Салтыковой) (1677 – 1728).
Крёстным отцом новорождённого стал гетман Малороссии Иван Михайлович Скоропадский (1646 – 1722), сменивший на этом посту предателя И.С. Мазепу (1639 – 1709). По случаю рождения Петра фельдмаршала письмом поздравил Петр I , который пожаловал новорожденного чином фендрика, первого в то время офицерского чина в гвардии.
Чин фендрик (знаменосец) был введен Петром I во время русско-шведской войны, но официально вошел в оборот только с принятием «Табеля о рангах» в 1722 году как самый младший офицерский чин 14 класса. С 1730 г. был заменен званиями прапорщик, мичман и хорунджий.

Петру было шесть лет, когда в 1719 году умер его отец.
Детские годы юного графа прошли в основном в Москве и подмосковных вотчинах Мещериново и Кусково. Иногда его мать приезжала в Петербург, и Петр становился товарищем игр царевича Петра Алексеевича, внука Петра I, будущего императора Петра II, поскольку графиня Анна Петровна, по родству с царской семьей, имела свободный вход во дворец.
Прусский посланник при русском дворе барон Густав Мардефельд (? – 1730) доносил своему правительству: «…Царь заходил часто и интересовался его успехами в учении, на него возлагают большие надежды… товарищ его игр – двенадцатилетний граф Петр Борисович Шереметев… Царевич играл на скрипке, и Петр Борисович тоже ему подражал…»

В 1728 году, когда юноше исполнилось пятнадцать лет, скончалась его мать, графиня Анна Петровна, и он стал главой семьи, своего «дома». Семья была большая: младший брат граф Сергей Борисович, четыре родные сестры, племянники, единокровные сестры и племянники – потомки его отца от первого брака с Авдотьей (Евдакией) Алексеевной Чириковой (? – 1703).

В ноябре 1726 года Екатерина I пожаловала Петру Борисовичу, записанному в гвардию при рождении, чин подпоручика гвардии.
В феврале 1727 года, в дни коронационных торжеств в Москве, император Петр II, товарищ детских игр графа, удостоил его чином поручика лейб-гвардии Преображенского полка, в декабре 1729 года произвел Петра Шереметева в капитан-поручики.
Пётр Борисович не ладил с временщиком юного императора, князем Иваном Алексеевичем Долгоруковым (1708 – 1739), а потому держал себя далеко от двора и, сколько мог, противился браку своей родной сестры, графини Натальи Борисовны (1714 – 1771), с царским любимцем, но брак этот состоялся.

В 1732 году императрица Анна Иоанновна вернула столицу в Петер-бург, сюда перевели гвардию и двор. Переехал в Петербург и граф Петр Шереметев. Следующие 34 года его жизни и службы прошли в Петербурге.
В январе 1738 года Анна Иоанновна пожаловала его в капитаны Преображенского полка. В то время Россия не вела военных действий, гвардейские полки находились на своих «квартирах», поэтому повышение по службе было связано с выполнением Петром Борисовичем церемониальных обязан¬ностей.
Придворная карьера Петра Борисовича продвигалась успешно. В марте 1739 года он назначается камергером ко двору брауншвейгской принцессы Анны Леопольдовны. Когда Анна Леопольдовна стала правительницей при своем малолетнем сыне Иване Антоновиче, она назначила Бориса Петровича действительным камергером двора с жалованием 1500 рублей в год.
Императрица Елизавета Петровна указом от 25 января 1742 года оставила его в том же звании. В феврале того же года в Петербург прибыл родной племянник Елизаветы Петровны принц Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих, будущий император Петр III. В апреле 1742 года, в день коронации своей тетки, он пожаловал некоторых придворных голштинским орденом Св. Анны, в числе награжденных был и действительный камергер граф Шереметев.

В 1743 году Борис Петрович женится на дочери канцлера Алексея Михайловича Черкасского (1680 – 1742), княжне Варваре Алексеевне (1711 – 1767), наследнице крупнейшего состояния в России.
Из шестерых детей родившихся в этом браке толь трое дожили до взрослого возраста: Анна (1744 – 1768); Николай (1751 – 1809); Варвара (1759 – 1824).

В июле 1744 года, при праздновании годовщины мира со Швецией, Петр Борисович стал кавалером ордена Св. Александра Невского.
В сентябре 1754 года производится в генерал-лейтенанты с сохранением ему придворного звания.
В 1758 году графу Шереметеву разрешено принять и носить орден Белого Орла, которым его наградил польский король.
В августе 1760 года он стал полным генералом и генерал-адъютантом Ее Величества. Император Петр III в день своего восшествия на престол 25 декабря 1761 года наградил его орденом Св. апостола Андрея Первозванного и на следующий день назначил обер-камергером двора.

В день воцарения Екатерины II 28 июня 1762 года, был обнародован указ Правительствующему Сенату:
«Господа Сенаторы! Я теперь выхожу с войском, чтобы утвердить и обнадежить Престол. Оставляю вам, яко верховному моему правительству, с полной доверенностью под стражу отечество, народ и сына Моего Графу Скавронскому и графу Шереметеву, генерал-аншефу Корфу и подполковнику Ушакову, присутствовать с вами, и им, так как и действительному тайному советнику Неплюеву, жить во дворце при Моем Сыне».
Екатерина II взойдя на престол произвела ряд важных назначений, и граф П.Б. Шереметев, в числе еще нескольких вельмож, назначается сенатором. Также ему велено сопровождать императрицу в Москву и присутствовать на ее коронации. В должности сенатора он «сочинил» важный «регламент». Императрица желала, чтобы все высшие придворные чины знали свои обязанности, для чего повелела обер-камергеру графу П.Б. Шереметеву составить особый документ, в котором следовало подробно расписать «должность и преимущества обер-камергера» и «должность придворных кавалеров». 15 августа 1762 года «регламент», представленный П.Б. Шереметевым, был утвержден императрицей.

При разделении Сената на департаменты в 1764 году Петру Борисовичу «определено» было служить в 4-м департаменте. Однако в должности сенатора граф Шереметев прослужил недолго. Петра Борисовича избрали от Литейной и Выборгской частей Петербурга членом Уложенной комиссии, образованной по указу Екатерины II в январе 1767 года. Комиссия предназначалась для составления нового кодекса законов для империи, в духе «просвещенной монархии».

Графу Шереметеву в бытность его членом этой комиссии приписывали малореальную в те времена идею отпустить своих крестьян на волю, но вряд ли это было правдой.
Позже, в годы жительства в Москве, граф Петр Борисович тоже оста-вался на виду – его знали и как рачительного (и вместе с тем гуманного) помещика, и как просвещенного мецената. После проведения губернской реформы 1775 года дворянство некоторых губерний предприняло первые попытки корпоративной организации, и московское дворянство в 1780 году избрало графа П.Б. Шереметева своим губернским предводителем.

Счастливый петербургский период жизни Петра Борисовича оборвался в связи с драматическими событиями в семье. 2 октября 1767 года на 57-м году жизни скончалась его супруга графиня Варвара Алексеевна, с которой они счастливо прожили почти четверть века.
В связи со смертью супруги Петр Борисович обратился к Императрице с ходатайством об утверждении раздела некоторых имений между сыном, графом Николаем, и дочерьми Анной и Варварой. План такого раздела удостоился 22 октября 1767 года собственноручной её конфирмации.
Петр Борисович унаследовав после отца своего громадное состояние (более 60 т. душ крестьян), которое почти удвоилось с женитьбой на не менее богатой княжне Черкасской, после её смерти владел в разных губерниях 140 тысячами душ крестьян.

Череда смертей близких людей обрушилась в те годы на Петра Борисовича. В январе 1768 года скончался его младший брат Сергей, который жил в Москве. 17 мая 1768 года в Петербурге умерла от черной оспы старшая дочь, Анна Петровна, фрейлина императрицы, считавшаяся одной из первых красавиц при дворе. За три месяца до смерти, в феврале, она обручилась с графом Никитой Ивановичем Паниным (1718 – 1783), воспитателем наследника престола Павла Петровича (1754 – 1801). В городе ходили слухи, что в действительности смерть ее подстроили завистники. Эти слухи в обществе жили столь устойчиво, что дошли до нас в воспоминаниях графини Антонины Дмитриевны Блудовой (1813 – 1891), писанных в 1880-х годах, спустя более века после тех событий.

Петр Борисович не мог больше оставаться там, где прошли счастливые годы его жизни. В 1768 году он оставил службу. Манифест «О вольности дворянству…», изданный императором Петром III в 1762 году, позволял дворянам самостоятельно решать – служить или уйти в отставку. Екатерина II снизошла на просьбу отпустить его в частную жизнь в связи с трагическими обстоятельствами личной жизни. 29 июля 1768 года она подписала именной указ, данный Сенату: «Генерал-аншеф, двора Нашего обер-камергер и сенатор граф Шереметев всеподданнейше просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел. Мы чрез все время службы его долговременной предкам Нашим и Нам самим, бывши всегда довольны его верностию и усердием, всемилостивейше снисходим на его прошение и увольняем его вечно от службы Нашей военной и гражданской».
Получив разрешение выйти в отставку, он покинул столицу и последние 20 лет жизни провел в Москве и в своих подмосковных имениях.

Наиболее любимой загородной резиденцией Петра Борисовича под Москвой стало самое близкое к городу село Кусково, принадлежавшее роду Шереметевых еще с XVI века, а в графскую линию перешедшее покупкой в 1715 году.
В 1770-х годах Петр Борисович превратил Кусково в великолепный дворцово-парковый ансамбль для летнего отдыха и развлечений, который поражал и изумлял москвичей и гостей усадьбы.
В 1769 – 1775 годах был построен деревянный «летний увеселитель-ный дом». Вокруг дома раскинулся регулярный парк размером в 30 гектаров с мраморными скульптурами, с Оранжереей, с павильонами «Голландский домик», «Эрмитаж» и «Грот». Близ дома находилась выстроенная в более раннее время каменная церковь с колокольней. Облик этой усадьбы запечатлен на полотнах многих художников.

В 1776 году граф Шереметев был выбран в начальники уланского московского корпуса дворовых и городских людей, а в 1780 году он был избран московским губернским предводителем дворянства.

Любимой затеей графа Шереметева московского периода его жизни стал театр, где играли его крепостные люди.
Театральная труппа возникла в 1778 году и состояла по преимуществу из специально отобранных и выученных молодых девушек и юношей из дворовых. Его сын и наследник граф Николай Петрович позже писал:
«…Представился покойному отцу моему случай завести начально маленький театр, к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капель. Избраны были из служащих в доме способнейшие люди, приучены театральным действиям и играны сперва небольшие пиесы».
Театральные залы были обустроены в московском доме и в Кусково. Репертуар театра составляли оперные и балетные спектакли.

В Кускове, где - по свидетельству H. M. Карамзина - отдыхал некогда на лаврах герой-сподвижник Великого Петра - граф Борис Петрович Шереметев, там гостеприимный сын его угощал впоследствии римского императора Иосифа (1741 – 1790), путешествовавшего под именем графа Фалкенштейна и неизменно благоволившую к нему Императрицу Екатерину. Вот как описывает французский посол граф Сегюр (1753 – 1830) один из праздников, устроенный для Государыни в 1787 году графом П.Б. Шереметевым;
«Хотя я и небольшой охотник до увеселений, но не могу умолчать о празднестве, происходившем в подмосковном имении графа Шереметева, угощавшего там Императрицу Екатерину.
Вся дорога от города до Кускова была освещена самым великолепным образом. Обширный сад графа и зверинец, убранные с большим вкусом множеством картин-транспарантов, волшебно красовались при освещении их разноцветными огнями.
В прелестно выстроенном театре была представлена большая опера; не зная языка русского, я мог только судить о музыке и балете; первая изумила меня своей приятной гармонией; балет же - поражал изящным богатством одежд, красотой, искусством танцовщиц и легкостью мужчин.
Более всего мне казалось непостижимым, что стихотворец и музыкант, составившие оперу, архитектор, воздвигнувший театр, живописец его разукрасивший, певцы, актеры и актрисы, танцоры и балерины в балете, музыканты, составлявшие оркестр - все, без исключения, были крепостными людьми графа Шереметева, который тщательно сам заботился о воспитании и обучении каждого, сообразно дарованиям и наклонностям природным.
Та же пышная роскошь явилась и за происходившим ужином; я никогда не видел у частных лиц такого громадного количества всяких золотых и серебряных сосудов, фарфора, алебастра и порфира, которым изобиловали столовые залы графа. Но всего удивительнее было то, что все это несметное число хрустальной посуды, покрывавшей стол, за которым сидело около ста человек, было разукрашено вделанными в каждую вещь дорогими, неподдельными драгоценными каменьями разнообразнейших цветов и пород».

Петр Борисович овдовел, когда ему исполнилось 54 года, он пережил свою супругу на 20 лет. В годы вдовства у него имелись одна или даже несколько невенчанных жен, скорее всего из крепостных, что в то время для человека его социального и имущественного положения было в порядке вещей.
В его доме росли не только законные, но и внебрачные дети. Они были записаны под фамилией Реметевых. Такие «усеченные фамилии» получали в XVIII и в начале XIX веков внебрачные дети, если родитель их признавал и воспитывал, но по разным причинам не мог признать их законными детьми. Юридически такие внебрачные дети именовались «воспитанниками».
Старшая из внебрачных детей, Анастасия Петровна Реметева, родилась в 1772 году, в декабре 1775 года родился сын Яков Петрович Реметев и в марте 1779 года дочь Маргарита Петровна Реметева. Они были материально обеспечены отцом, Петр Борисович определил им пенсию 2000 рублей в год. Реметевы поддерживали отношения со своим единокровным братом графом Николаем Петровичем Шереметевым.

Петр Борисович скончался в Москве 30 ноября 1788 года. 10 декабря он был погребен в Новоспасском монастыре, рядом с супругой.
После смерти графа его сын и главный наследник получил более 140 тысяч душ, более 700 тысяч десятин земли в 17 губерниях России и годовой доход более миллиона рублей. С недоброй руки князя Долгорукого он удостоился прозвища «Крез меньшой».

По свидетельству современников, граф  П.Б. Шереметев отличался благотворительностью. Всякий день являлось к столу его неопределенное число знакомых, приятелей, но большей частью бедных служащих и отставных чиновников, которые сверх того получали от него пенсию. В Рождество, Новый год, на Пасху и прочие праздники рассылались по знакомым подарки, а к бедным - вспомоществования деньгами и провизией.


Рецензии