Сказка Путешествия юной странницы Нерюнги-3

Сказка «Путешествия юной странницы Нерюнги - 3», (7+). Сказка про северное сияние.©
      
      В холодной северной стране опять наступила зима: подули студеные ветра и завыли снежные вьюги.
     Сестренки Кьюнге и Нерюнге все лето ждали-гадали, когда к ним в дом прибудут долгожданные гости, и, то и дело, выскакивали во двор, чтобы разглядеть в ночной темноте их силуэты. Так прошло целое лето. Но у девчушек появились и другие дела: они не только просиживали у окна все дни и ночи; они старательно помогали маме по хозяйству и веселились при этом от души, придумывая разные игры.
      Однажды Кьюнге и Нерюнге проснулись рано утром, когда мама пекла вкусный пирог в горячей печи:
- Мамочка, как вкусно у нас пахнет! 
- Вставайте, девчонки, будем пить чай! Сегодня большой праздник; приедет к нам в гости дядюшка Тыгын с сыновьями.
- Ура, дядюшка Тыгын приедет к нам в гости!
     Девчонки вскочили со своих постелей, быстренько оделись и выбежали во двор, чтобы встретить гостей. Но ждать долго не пришлось: через несколько минут дядюшка и его сыновья стряхивали снег с одежды у порога и приветствовали радостными возгласами домочадцев.
- Дядюшка Тыгын, дядюшка Тыгын, как мы рады, что ты приехал к нам в гости, - обрадовались голосистые девчушки, - заходите к нам, присаживайтесь все к столу, мама напекла пирогов! Будет веселое чаепитие!
- Добро вашему дому! – сказал дядюшка и провел сыновей к столу.
- А где же ваш старший сын, вы всегда приезжали к нам вместе? – спросила дядюшку мама озорных сестренок.
    Но дядюшка закряхтел в ответ, промычал что-то неопределенное и втянул голову в плечи:
- Он приболел немного, потом расскажу…
    Сестренки с хохотом носились по комнате, раскладывая мокрые вещи гостей на табуретках и полках. Через несколько минут все собрались к столу.
 - Мама, какой вкусный пирог! Спасибо! – лакомки щурили глазки от удовольствия и улыбались запачканными вареньем розовыми губками.
- Дядюшка Тыгын, а что ты такой невеселый? – спросила у дядюшки Нерюнге.
- Да, как же вам рассказать эту грустную историю, ума не приложу? – смутился дядюшка, - да уж расскажу, пожалуй, - согласился он, и сыновья его закивали головами. – Мой сын Умсы тяжело заболел; мы с сыновьями не можем вернуть его к жизни. Он целыми днями лежит на постели с открытыми глазами и молчит, еще плачет иногда, но тоже с открытыми глазами. Приходил врачеватель, осмотрел его и отвел меня в сторонку, чтобы прошептать мне диагноз его болезни на ухо.
- Так что же сказал шаман? – с нетерпением перебили его девчонки.
- Он сказал, что …, - дядюшка запнулся и отвел взгляд, по его щеке прокатилась слеза.
- Что? Что, дядюшка? Что сказал шаман?
- Он сказал, что мой сын Умсы будет так лежать до тех пор, пока сам не очнется. Завладел им тяжелый недуг, который называется любовью. Недуг этот способен превратить человека и в зверя и в бабочку. Теперь он поселился в теле моего сына и не отпускает его.
- Умсы влюблен? В кого же?
- Мы с сыновьями думали об этом. Умсы лежит уже целый месяц. За месяц, до то как слечь в постель, Умсы ездил на охоту, был сентябрь месяц. Погода была неплохая. Друзья позвали его поохотиться, а обратно привезли его лежащим в санях. Друзья его рассказали нам, как хотели остановиться на ночлег, но вдруг небо осветило сияние. Оно было таким ярким…
- А что такое сияние?
- Это когда ночное небо освещается вдруг само по себе яркими красками, которые светятся и переливаются долгое время и от одного взгляда на это небесное буйство кружится голова. Так вот, и Умсы засмотрелся на эту небесную игру, и лицо его вдруг изменилось, он так и застыл на одном месте, на котором стоял. Друзья его рассказали, что им тоже было не по себе, когда увидели они прекрасную девушку на небесах, платье которой переливалось разными цветами, когда она танцевала, и разноцветные ленты ее одежды развевались на ветру. Рассказывают, будто она улыбнулась с небес, и от этой улыбки и застыл навсегда мой сын. Вот мы и подумали, что Умсы влюбился в небесную девушку, которая обратила на него свое внимание.
- Как жалко Умсы! Нерюнге, ты была на небесах и знаешь всех, скажи, кто такая небесная девушка? Это Златосанна? – обратилась к сестре Кьюнге, облизывая пальчики, которые испачкала в варенье.
- Нет, на Златосанну она не похожа! Золотая дева одета в золотое платье и ленты у нее золотые. Да и по небу она не гуляет, я думаю. К тому же ее замок исполнения желаний охраняет тысяча стражников – злых ветров.
 - Давай спасем Умсы! Мне его жаль! – предложила Кьюнге и сощурила хитрые глазки.
- Да, я тоже хочу, чтобы Умсы поправился! И небесную деву тоже хочу увидеть! Какая она? – спросила Нерюнге.
- Я тоже хочу ее увидеть! – пропищала Кьюнге.
- Конечно, если мама нам разрешит, то мы поедем через равнину и увидим на небесах прекрасную девицу, которая свела с ума моего сына Умсы.
- А когда, когда мы поедем? – закричали наперебой девчонки.
- Какие же вы любопытные! Ну, хорошо, раз мои дочки хотят посмотреть на небесную деву, то я тоже поеду с вами! Мы поедем прямо сейчас!
- Ура! Мы скоро увидим небесную деву! – сестренки взвизгнули и вскочили с табуреток. Кьюнге одела шубку сестры, а Нерюнге схватила в спешке чужую шапку. Девчонки перепутали одежки и весело рассмеялись…
  Ветер свистел вокруг и скользил по насту, сгребая кучи снежинок и рассыпая их вдоль дороги. Две упряжки мчались к линии горизонта, чтобы повстречаться с небесной девой, которая измучила своей любовью беднягу Умсы.
- Вот мы и приехали, - сказал дядюшка, - через час небесная дева появится на небе в своем цветастом сарафане.
- Небесная дева, небесная дева, появись! – закричали сестренки, запрыгали и замахали руками.
   Через полчаса небо окрасили зеленые, бирюзовые, фиолетовые, розовые всполохи. Яркие краски переливались и превращались в разные фигуры, напоминающие собой длинные ленты или полосы. Вскоре небо воссияло так, что вокруг стало светло, и Кьюнге вскрикнула:
- Смотрите, даже снежинки стали разноцветными!
   Но никто не услышал слов девочки, все были заворожены прекрасным зрелищем, от которого было глаз не оторвать. Неожиданно в небе, высоко над полыхающими световыми разноцветными полосами промелькнула фигура девушки и исчезла.
- Вот она, небесная дева! – закричала Нерюнге и обняла сестренку за плечи, - смотри, ты видела ее!
- Да, видела, а когда она с нами поздоровается! Она исчезла! – ответила Кьюнге.
- Небесная дева! Мы здесь! – закричали сестренки и замахали руками, чтобы привлечь внимание небесной девы.
   Краски неба вспыхнули еще ярче: небо озарилось изумрудным светом. Яркая полоса переливающегося всеми красками яркого света начала смещаться в сторону любопытствующих. 
- Она идет к нам! – закричали девочки и схватили за руки маму и дядюшку, которые попытались убежать, когда увидели яркое сияние. – Небесная дева идет к нам, стойте, мы попросим ее, чтобы она вылечила Умсы!
   Высоко в небе возникла стройная фигура длинноволосой прекрасной девушки; полы ее платья развевались на ветру. Ее талию перетягивали яркие, длинные, разноцветные ленты. Платье девушки было расшито разноцветными камнями, которые переливались и сверкали при каждом ее движении. Девушка была высокого роста, и, чтобы рассмотреть ее лицо, нужно было высоко задирать голову. 
- Кьюнге, смотри, смотри, она такая красавица, - Нерюнге показала сестренке рукой в сторону, где сверкают звезды. Там девчушки рассмотрели лицо небесной девы. Она улыбнулась им и подняла руки кверху. Девочки закричали:
- Она приветствует нас! Но небесная дева так начала свой танец. Ее движения были грациозны. Она двигалась плавно и иногда замирала, как будто раздумывая, какой танец ей предстоит исполнить. Когда она кружилась в танце, оборки и ленты ее нарядного платья двигались в такт ее танца, и от этого зрелища невозможно было отвести глаз.
- Кьюнге, посмотри, как она танцует! Она просто прелесть! – прошептала Нерюнге своей сестренке.
- Она красавица и танцовщица! – в глазах Кьюнге сверкали разноцветные огоньки, - я тоже научусь так танцевать! 
- И я!
     Девочки закружились, взявшись за руки, им даже показалось, что откуда-то льются звуки музыки. Они взяли за руки маму и дядюшку и образовали хоровод. Двигаясь по кругу и весело приплясывая, девчонки, их мама и дядюшка запели песенку:

- Небесная дева, небесная дева!
Ты нам танцевала, кружилась и пела;
Небесная дева! Небесная дева!
Сердцами чужими ты вмиг завладела!
Небесная дева! Небесная дева,
Мы просим тебя: верни нам того,
Кого вожделела!

     Небесная дева услышала веселую песенку и посмотрела вниз на группу столпившихся посреди равнины людей. Внезапно звуки музыки исчезли, и с высоты небес раздался голос небесной девушки:
- Приветствую вас, о, странники, прибывшие на встречу со мной! Я очень рада, что мой танец и моя песня понравились вам. Я удивлена вашей просьбой, но я постараюсь выполнить ее! Ваш друг Умсы будет здоров! Не печальтесь, отправляйтесь домой, и будьте счастливы!
    Кьюнге и Нерюнге неожиданно загрустили:
- Небесная дева, не уходи, станцуй нам еще свой прекрасный танец!
- А где ты так научилась танцевать, мы тоже хотим так научиться танцевать!
    Небесная дева улыбнулась и засмеялась; разноцветные ленты ее платья всколыхнулись и затрепетали и начали переливаться разными цветами.
- Я научу вас танцевать, но сначала вы должны выслушать мою историю. Меня зовут Северина, я родилась в жаркой, южной стране, где много солнца и много света. Именно так я помню свой дом: в нем было много света и много любви. Я помню торговые ряды на площадях, полные всякого товара; яркие платья веселых лавочниц из цветастых тканей, их улыбки. Мой дом, где я родилась, и где жила моя семья, мой отец и мать, был украшен яркими камнями: рубинами, сапфирами и изумрудами. Я помню, как мама сшила мне красивое платье и украсила его яркими лентами, и научила меня танцевать. Я танцевала сначала дома, а потом на площади. Все горожане собирались на площадь, чтобы увидеть мой танец. Они говорили, что мой танец сводит их с ума, превращает их в безумцев, и я поверила их словам, но не перестала танцевать. Однажды, когда я танцевала на площади, один мужчина воскликнул:
- Пусть грянет гром и разверзнется земля, ибо эта красавица сводит меня с ума! И боги услышали его слова: началось землетрясение. Горожане разбежались в разные стороны; вокруг тряслась земля, и рушились стены строений. Я тоже побежала к дому и увидала, что мой дом был уже разрушен и стены его погребли под собой моих родителей. Я позвала на помощь, и нам удалось спасти моего отца из-под обломков рухнувшей стены дома, но травмы его причиняли ему немыслимую боль и он прошептал мне, умирая:
- Танцуй, моя доченька, танцуй для меня! Танцуй свой красивый танец… Мой отец умер у меня на глазах и горе, случившееся тем вечером лишило меня разума. С тех пор я скитаюсь по свету и танцую свой прекрасный танец, и по-прежнему, залюбовавшиеся на мой танец путники, лишаются рассудка. Но я научилась возвращать их к жизни и помогу вашему другу вернуться на землю с небес, где он побывал.
- Спасибо, Северина! Мы не забудем тебя! -  закричали девочки, и помахали небесной деве рукавичками. А взрослые смахнули нечаянные слезы, которые набежали вдруг на глаза и тоже поблагодарили небесную деву:
- Спасибо, Северина! Мы верим, что Умсы вернется к нам и станет здоровым. Мы верим тебе! Спасибо, Северина!
    Послышалась небесная музыка, и небесная дева продолжала танцевать свой незабываемый танец.
- Я люблю вас! – прошептала она и закружилась, и яркие краски заиграли на небе и в каждой снежинке, лежащей под ногами.
     Кьюнге, Нерунге, мама и дядюшка Тыгын еще долго стояли посреди равнины и провожали небесную деву. Они и не заметили, как сели в сани и очнулись лишь на полпути к дому.
- Мы видели небесную деву Северину, она блистает разноцветными камнями: сапфирами и изумрудами, - перебивали друг друга девчонки, - но нам ведь никто не поверит, что мы с ней разговаривали?
- Как это не поверит? – переспросила мама, - я ведь тоже слышала ее рассказ и могу это подтвердить.
- Ура, значит, поверят! Нам поверят! – обрадовались девчонки. – Интересно, мам, а как чувствует себя сын дядюшки, Умсы?
   Дядюшка Тыгын вдруг тяжело вздохнул и покачал головой.
- Не переживайте, дядюшка Тыгын, Умсы обязательно поправится, - Северина нам обещала!
- Она его вылечит!
- Да, вылечит, будем надеяться! – ответил дядюшка Тыгын.
   Упряжка подъезжала к дому. У дома стоял какой-то человек и махал руками.
- Мама, а кто это такой стоит у нашего дома?
   Дядюшка Тыгын прищурил глаза, пытаясь разглядеть, кто из сыновей вернулся за ним. Но не смог издалека разглядеть. Только когда стали подъезжать ближе, дядюшка Тыгын обрадованно воскликнул:
- Умсы, Умсы приехал! И девчонки радостно подхватили:
- Умсы выздоровел!
    Умсы рассказал, что он очнулся вдруг два дня назад и братья сказали ему, что отец отправился просить у небесной девы его выздоровления. Но отца не было уже несколько дней, и он встревожился и решил поехать к нему навстречу.
    Сестренки, их мама и дядюшка очень удивились, оказывается, на равнине они пробыли несколько дней, но даже не заметили, как быстро пролетело время!
- Ну вот, теперь Умсы совершенно здоров! – заключила мама, разглядывая румяные щеки Умсы, - мы не зря же мы совершили такое рискованное путешествие!
- Что ты, мама! Небесная дева Северина очень добрая, и она вовсе не хотела причинить нам зла! Мы тоже научимся так танцевать, как она. Сшей нам разноцветные платья!
Мама весело засмеялась над дочурками и погладила их по волосам:
- Обязательно сошью вам цветастые платья, и вы будете танцевать нам красивые танцы!
И сестренки закружились, взявшись за руки и весь остальной вечер танцевали, танцевали, танцевали….


Рецензии