Бабушкина тайна

Собрались все близкие. Деда очень любили. Веселый,  ироничный.  Иногда, правда, ирония его бывала и колючей, но никто не обижался .Сегодня такое событие- Наконец то!!! Дед уходил на пенсию. Вообще то, он уже дважды уходил туда…Молодежь никак не могла деда понять -чего он цепляется за свою работу? Первый раз  о пенсии говорили, обсуждали ее, и, даже устроили семейный праздник, когда деду исполнилось 55 лет. Тогда дед твердо сказал-
-Что мне дома делать? Пять лет, как минимум, поработать могу! Да и Юльке помогу ипотеку заплатить.!
 Как сейчас говорят-
-Мужик сказал - мужик сделал! Вот и дед-все пять лет отдавал дочери Юле свою зарплату. -Нам с матерью -и пенсий хватит!
Следующий раз о пенсии заговорили, когда его с работы увезли в реанимацию. Камень в желчном… Бабушка плакала, уговаривала его бросить работу, уйти на пенсию..Поддавшись уговорам и слезам жены, он даже написал заявление о увольнении   «В связи с выходом на пенсию по старости..», Заявление написал в пятницу, а в понедельник-с утра пошел на работу! Директор только руками развел-
-Ну что ж, рады, что ты еще поработаешь у нас.!
И вот сегодня сам объявил своим;
-Все, пора уходить! Молодым дорогу надо дать! Собирай мать всех. Праздновать будем.

К вечеру в доме родителей стало шумно. Понятно же - две дочки с мужьями, два сына с женами -это уже восемь человек, да в каждой семье -дети- это еще шестеро.
За длинную жизнь   у каждого человека появляются и родные , и близкие, и, конечно, друзья и недруги. Если человек открытый, добрый, то друзей  много.  Вот и  Деда - всегда окружали друзья.
Сослуживцы, соседи, коллеги жены, сваты…
Весь вечер звучали тосты -и за здоровье, и за мудрость деда, и за его золотые руки…Ребятишки
знали и любили своего деда совсем другим -веселым и добрым.  С дедом-летом на рыбалку с удочкой , с теннис поиграть…Смастерить бумажного змея, велосипед починить… А тут! Оказывается, у него и орден есть-« Знак почета» называется. Такие ордена просто так не дают! И значки разные,  и медаль!  Долго сидели за столом. Выпили ,закусили. Дети давно уж разбежались по своим делам. Только Жене- она деда больше всех внуков, любила, хотелось посидеть,»взрослые разговоры»послушать… Из- за стола все переместились на веранду -там прохладно и уютно. Еще чуть-чуть повспоминали, начали петь песни. Тут уж-бабушка отличилась! Молодежь таких песен не знает! Пели и про Уральскую рябинушку, и про заречную улицу….Потом дядя Ваня, сосед и говорит:
-Вот, Дмитрич. Смотрю я на вас, и тебе завидую!  Какую жену  тебе на заводе выделили… Скажи спасибо мастеру…
Бабушка смутилась, и стала отшучиваться
- Полно, тебе Иван Иванович! Что люди подумают! Да и, что было -быльем поросло!
Но дед вдруг  сказал -
Жив бы был мастер  Ефимыч -в ножки бы ему поклонился!
Вот ребята сидят, слушают, и не поймут, о чем это мы говорим…  Давай, расскажем ,мать детям, о том, как мы с тобой встретились, как друг друга полюбили.Откроем нашу семейную тайну. Мы свою жизнь красиво прожили. Дай  Бог каждому. Вот когда будет меня Бог спрашивать-что самое хорошее в твоей жизни, Николай Дмитрич, было?
Мне  и  думать не надо! Самое лучшее в моей жизни было - это ты, Валентина, да наши дети. На втором месте - работа. Своим детям я пожелал бы такой, как у нас с Валей, любви.
Ну,слушайте…
А дело было так, Сам то я - детдомовский. В войну всех родных потерял. Закончил я семь  классов,
Поступил ФЗУ. Там  и кормили, и общежитие есть, и одежонку давали. Нас тогда, сирот, полна коробочка была! Конечно, не сладко жилось. Да думаю, и другим не легче. И в субботниках участвовал, - страну то поднимать надо было. Комсомольцем стал. Активистом. Тогда везде молодежь нужна была.  Целину распахивать, строить…  Вот и я хотел куда ни будь записаться, по комсомольской путевке…
Записался на строительство Иркутской ГЭС. С друзьями попрощался, койку в общежитии сдал- а больше ничего меня с этим городом и не связывало. Фанерный чемоданчик, черное суконное пальто и шапка- вот и все мое богатство. Ехал в общем вагоне. Тут и какие то подозрительные личности, и цыгане…кого только в общем вагоне не встретишь!.Устал я- ехать до Иркутска- суток восемь, кажется. Тогда скорых то, не было. Уснул я. Да так крепко, что не почувствовал, как из под головы  пальто вытащили. А уж чемодан взять у такого ротозея-пара пустяков! Проснулся я- ни тебе одежды, ни куска хлеба. А самое главное- документов нет! Ни паспорта, ни комсомольского билета, ни путевки. Пометался по вагону -никто ничего не видел. Да если и видели, кто тебе чего скажет?...Все зеков боятся! Хорошо, что билет до места куплен был. Доехал я до Иркутска -а там -настоящая зима! Снегу -чуть не по колено, А я в одном пиджачишке и шапченке. Ее стянуть или не сумели, или не захотели -уж больно неказистая! Бегу я по Иркутску от вокзала, сам не знаю, куда.
Вижу столовую какую то…и есть хочется , да и мороз гонит. Остановился около дверей- смотрю, где бы присесть. А самого -так и колотит, так и колотит. И полный рот слюны -от запахов. Смотрю -мужик в полушубке сидит, чай пьет. Шапка рядом со стулом валяется. Солидный такой…А на столе кусок хлеба недоеденный лежит. Подошел , присел за стол. А сам-глаз с куска не отвожу  -три дня не ел! Мужик подвинул кусок мне, и говорит;
-погоди, в сухомятку не ешь, я сейчас чаю спрошу…
Принес стакан чаю, да два куска хлеба.
Я и не понял, как хлеб и чай проглотил.! Посмотрел мужик на меня и говорит - из деревни ,что ли?
Я мотаю головой, а сказать ничего не могу. Чувствую - скажу слово- и разревусь! От тепла, от того, что есть еще на свете вот такие люди, как этот мужик! А он говорит -ну, не хочешь, не говори.
С собой я тебя взять не могу. Много  нонче  башибузуков по дорогам бродят. Береженого, Бог бережет. А вот ежели захочешь работу найти, то милости просим к нам на завод…И адрес завода называет, и как туда проехать…
Погрелся я в этой столовой еще маленько, нашел на столе еще горбушку хлеба, и направился завод искать. Долго плутал по каким то улицам. Люди от меня, как от чумного, шарахались.
По виду то я-бродяга- бродягой!  Все- таки добрался. На проходной стал объяснять, кто я, зачем к ним…Как про мужика в полушубке рассказал, засмеялись
 Да Ефимыч это! Мастер наш! Своих в войну потерял. Жалеет всех…
Сбегали, позвали…Без полушубка и шапки он казался совсем добродушным, веселым дедом.  Увидел, заулыбался.
-Молоток, говорит, что к нам хочешь!
Провел меня к себе каморку. Опять чаем напоил, да все  свои приключения рассказать заставил. Прямо по бабьи  головой качал,сокрушался, что не стало в людях сочуствия- последнюю одежу, и ту сперли, анчутки окаянные!
-  Как же нам быть?
Ведь документов то нету?  Что ты умеешь делать? Ладно, возьму тебя с испытательным сроком, да в твое ФЗУ письмо напишу. Если ты все, как есть, рассказал, то отписать должны.  Вот куда тебя жить, пристроить -ума не приложу. В общежитие -опять же –документов нету…А там комендант…ух, и …и он прибавил такое крепкое словцо, которое определило  характер коменданта во всей красе. В этом я потом не однажды убедился.
Пригрелся я, в этой каморке, даже дремать стал уж – Ефимыч что то карандашиком в тетрадке черкает. Где- крякнет, как от досады, где выругается, где заулыбается…Потом я узнал- это он так наряды пишет. Вдруг в дверь каморки ,тихонько так, кто то поскоблился. Словно бы -кошка.
И вошла девчушка. Сама маленькая, а валенки- большущие. Чтобы ходить не мешали, девчушка их еще и загнула. В коричневой клетчатой шали, в телогрейке. Самое то-, девчушку, и не видно -только шаль, телогрейка и валенки. Остановилась  у самой двери -за скобку держится. Тогда и рассмотреть  я ее не сумел.
 Ефимыч отложил карандаш, да рукой так махнул- мол поближе подходи…
Пригласил ее, присесть на стул.
-Ну, рассказывай, как без матери то? Худо?
Знаю, Худо… Ты  че пришла? Угля просить? Охо - хо…че  с вами, бедолагами делать?
Я вот че смекаю, Валентина. Вот ежели ты на постой себе жильца возьмешь, то я тебе  угля - две нормы дам.
И еще дров машину-горбыля с  пилорамы. Вот и красота будет…Ну как, сговоримся?
А   где этот жилец?
Да вот он!
Ефимыч указал рукой на меня. Как увидела она ,кого ей в жильцы определяют, заплакала…
Да что, я какая ни будь,  что ли, что вы мне   парня молодого на постой даете!
Люди же осудят - скажут, сорок дней, как матери нету, а она мужика привела…
Ефимыч строго так ей и говорит -у тебя в избе две комнаты –одну -сдаешь  жильцу, а во второй сама жить будешь. Ему я даю угля , матрац и подушку. Одеяла, правда, нету. А дураков - их всегда много. На них и обижаться нечего, потому как - дураки. А умные - они поймут. Твою избушку и натопить надо, и  гвоздь приколотить. Поможет. Все одно  -мужчинская  хватка. А уж промеж собой - это- как вы сами решите. Силком тебя я, конечно, заставить не могу. Но подумай.Он такой же, как ты -сирота.У тебя хоть крыша над головой есть, а у него -ни кола не двора. Да еще и в дороге обокрали…
 Ну как, сговоримся?
 К вечеру,  выдали мне телогрейку и рукавицы, старый, продавленный матрац и подушку…
Идем мы с девчонкой заснеженной улицей. Она впереди, я –за ней следом .Счастливей меня нету! И не потому, что с девушкой иду -об этом я даже и не думал -рад –радешенек, что фуфайка да рукавицы у меня есть! Что спасть на матраце буду. Вот пришли в дом. А там –холодища собачья! Печку топить надо. Размотала она шаль -оказалась светленькой синеглазой дечонкой -даже возраст определить трудно -можно и тринадцать, и все двадцать дать.
Повернулась она ко мне лицом, и спрашивает:
-Как вас зовут?
Николай
-Вот ваша комната, Николай
Внес  я туда матрац, бросил на пол, и вышел.
-а топор есть ?
Спрашиваю хозяйку.
А у нее в глазах- ужас…
-зачем?
Да пойду, дров наколю, надо же печку топить!
 Кое – как набрал я всяких палок, сучков, дощечек- принес, к печке бросил…
Скоро загудела печка, плита докрасна накалилась. Стало в доме теплее. Еще раз сходил за дровами -а она успела чайник вскипятить.
Сели мы за один стол-чай пить. Угостила  Валя меня сухарем, и горячим чаем из сушеного шиповникого  корня.
Назавтра -привезли нам уголь. Две нормы, как обещал мастер. Пришлось вместе уголь в сарай переносить ведрами .Весь вечер трудились! Оставить нельзя -растащат за ночь…У всех печи топить надо. А как домой зашли, захохотали -все черные, как  негры! Только глаза блестят. Всю воду из чайника вылили- чуть - чуть отмылись!  Подкинули в печку угля, еще чайник вскипятили, Сели чай пить. Только здесь началось у нас знакомство -кто,  откуда… Почти год жил я у Вали на квартире. За это время пришел  на завод ответ из ФЗУ. Стал я по специальности работать. Зарплата по тем временам, приличная. Одежонку купил себе, с продуктами полегче стало.
 Сам не заметил, как влюбился. Вроде бы незаметная, спокойная такая, а в душу крепко вошла. Молодых девчат на заводе много. Многие хотели со мной познакомиться, а мне давно уже никто, кроме Вали не нужен. А сознаться в этом - боюсь!  Летом подремонтировал домишко, калитку поправил.
Все давно уж привыкли, что  я у Вали живу. Никто уж ничего и не спрашивает. Вроде- само собой разумеющееся.  Один я робею.  Даже поцеловать не смею. Вот как припекло! А тут как то -из кино  пришли…Хорошее кино, душевное. Настроение такое было… Насмелился, признался ей в любви. Думал -ну, сейчас попрет!Строгая была. А она заплакала, и призналась, что давно любит меня. Что никого на белом свете у нее нету дороже меня. Вот так мы и нашли друг друга.Сходили мы в ЗАГС,расписались. Спасибо нашему Ефимычу. Золотой души человек был. Много еще приключений у нас с Валентиной было –и  Братскую ГЭС строили, и институты оба закончили, и детей родили и воспитали. Только  те трудные годы для меня- это, как песня… Началась тихо и просто, а вот поди ж ты так и осталась эта песня самой любимой.Сейчас –шумные свадьбы делают, на машины-кукол да кольца…в загсе кольцами обмениваются….А через год -как трудности появятся -разбегаются. Мы же такие трудности пережили ,что нам уж ничего было не страшно. Дед подошел к бабушке. Лицо ее пылало. В этот момент она снова почувствовала себя молодой и любимой.Дед обнял ее и сказал -Я тебя всю жизнь люблю. Спасибо Валя, тебе за жизнь!Спасибо за любовь!


Рецензии
Спасибо, Вам, Нина за удивительную историю! Даже слёзы на глазах.
С уважением,

Наталья Макарова 4   17.01.2018 16:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.