from a dream

А случилось это в один из вечеров декабря, когда то-ли снег ,то-ли слякоть и грязь, когда ноябрь то и дело возвращался что-то забыв, перед уходом, а до того момента, когда взбешенный декабрь выгонит наконец лютой стужей надоедливого соседа, было еще далеко.. Я сидел тогда на диване, прикрывшись пледом, и пил горячий чай.. я слегка озяб ,побывав на улице и порядком промокнув.. и теперь наслаждался теплом пледа и чашки чая в ладонях, я пил медленно, не потому что боялся обжечься, а потому, что хотел растянуть это блаженное состояние тепла, тишины и покоя, которое так редко бывает в современном мире...  Опустились серые сумерки, в доме было тихо, а стало и сумрачно.. тогда в грудь ко мне заскреблась какая-то непонятная тревога, какая имеет обыкновение посещать меня в такие минуты.. у нее вроде бы и не было причин, но она брала свои корни откуда-то из подсознания и рассудку не особо- то подчинялась.. и все бы ничего, но такая тревога разгоняет мозг в направлении долгих воспоминаний, размышлений и самокопаний.. а воспоминания и самокопание- они как наркотик, попробуешь раз, а потом будешь хотеть еще и еще...больше и больше.. Я многое тогда выудил из архива памяти, многое, что хотелось забыть навсегда и многое что хотелось помнить вечно, многое из того что тогда было счастьем, и то что было горем... и все оно мешалось, как коктейль у умелого бармена... и вот уже прекрасные теплые мгновения прошлого, обжигают болью того, что они ушли безвозвратно и... чего греха таить там.. не будет уж таких никогда... Вспомнились парки аллеи и скверы, кои никогда не кончаются, если идти по ним вдвоем с тем, кто твой и кого ты.. вспомнились глаза напротив.. вспомнились годы беззаботного смеха и дерзких мечтаний...   вспомнилось многое.. и все это топливо воспоминаний так разожгло жар в мозгу и груди, такая лютая тоска схватила меня за горло, что захотелось, чтоб не чай у меня плескался в чашке, а добротный виски...и обрушился я в то, что менее всего прощается мужчине, в жалость к себе..и не в первый раз
И тут мои сумеречные думы прервал стук... стук в дверь, робкий, просящий, но вместе с тем сильный и наполненный волей.. так подумалось мне тогда..
Я открыл дверь и увидел старика, всего промокшего и дрожащего на ветру... он опирался на палку, и был таким жалким.. таким замерзшим и одиноким на этом пороге... в сумеречный ненастный вечер декабря.. и только две вороны на голых ветках, недовольно, хрипло каркали, топорщили мокрые перья и разглядывали старика...
Он вкрадчиво попросил приюта и тепла и я не мог его не пустить..  Я предложил ему повесить плащ и шляпу, чтоб те просушились, но он отказался.. угощение тоже вежливо отверг, не отказавшись лишь от бокала подогретого вина.. он взял бокал в руку и сел в предложеное мной кресло...
Он представился странником..просто старым бродягой путешественником без особой цели, которого непогода застигла в пути.. пожаловался что мало кто следует обычаям гостеприимства и принимает уставшего путника в своем доме..
затем наша беседа замерла, он словно бы уснул в кресле.. глядя на меня из под полуприкрытого века.. жутковато, но так бывает.. тут только я заметил, что только этот глаз и был у него, место же другого скрывала тряпичная старая повязка.. он спал.. спал как мертвый..
Я же не стал тревожить покой старого путника и вернулся к прерванным размышлениям глядя в окно..
за окном же происходили перемены вроде бы для декабря обычные, но вместе с тем,слишком уж резкие..дождь сменился снегом, который все усиливался и усиливался... завыл могучий ветер... Я подошел к окну и не поверил глазам... там не было более моего двора, не было соседей... а вместо того были скалы возносящиеся ввысь, были могучие сосны на них и можжевельник, вцепившийся в голые камни корнями... была стальная гладь моря... и снег.. ослепительный снег... 
и пламя вдруг загудело в камине, которого отродясь не было у меня в доме..
и тени удлиннились тотчас заплясав на стене, превращая стоявшую у стены палку в могучее копье...
и голос тогда раздался, тихий но могучий, полный непреклонной воли и мудрости..
- Думам твоим не будет конца и пределов, но недостойны они мужа и воина...нет подвига и чести в жалости к себе.. нет свершения в горьких думах с вином вперемешку.. не проси богов о помощи и жалости и не вини их в своих бедах... не они твоим бедам вина..нет им до тебя никакого дела... заботься о себе сам и том, кто рядом... будь верен в словах, не сыпь их напрасно, позорно для мужа пустословие и оскорбительно, великая сила сокрыта в слове, сдержи его, коль сказал, хотя бы и гибель грозила за то...к свершеньям стремись, для того лишь муж и есть на земле.. стремись к сражению.. пусть будет жизнь твоя битвой во всем.. Живи достойно и кто знает, может статься, однажды удивишь богов, и обратишь себе их внимание... Но не надейся на них, а лишь на себя...Для битвы рождается муж, для достойной жизни и достойной гибели...
И многое-многое говорил мне мой гость.. и дрожь и сила пронзали мое естество.. я глядел на премены в нем... тщедушным старцем он попросился в дом, а ныне стоял предо мной возвышаясь могучий сребробородый муж, на копье он свое опирался вида дивного, и смотрел в самое меня его единственный глаз, а другой был пуст и первозданная чернота плесклась в нем и чудились мне в ней искорки иных времен и миров...   и многие вещи что здесь и не здесь поведал он мне.. об отваге и подвигах времен ушедших..о жизни и смерти и о любви.. и в кубок превратился мой бокал с вином и не отказался я отпить из него... и дивным показался мне тот напиток...запекло невыносимо мне душу от него и поэзия заструилась в моих венах...
Я стоял у окна, глядя на море меж скал фьорда, я знал, что когда-то в былые времена отсюда уходили корабли с  достойными мужами, уходили за знанием, за славой, а верные девы провожали их своими взглядами и затем каждый вечер с тоскою глядели на море, высматривая их паруса... ведь кто знает что ждет их там?.. Но то было давно...
Ныне же все стало иначе и я тому подтверждение...
- Чего же ты хочешь, хозяин в награду, за гостеприимство, за то что не бросил путника в беде, не прогнал с порога, обесчестив себя? какой награды ты желаешь, за то что вел себя достойно..
Я ответил...
-  Ждущего взгляда, гибели славной и доброй песни о том...
А потом он ушел, облаченный в свой плащ покрытый пылью дорог мириада миров..ушел, надвинув поля своей шляпы на лицо.. и ступив за дверь, в слякоть и грязь декабря, стал вновь одиноким старым странником... и только две вороны сорвались с ветки полетели ему вслед..


Рецензии