Священномученик Иларион Троицкий

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких
3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых
15/28.12 – день мученической кончины (1929 г.)
11.07/24.07 – обретение мощей (1998 г.)
27.04/10.05 – день прославления (1999 г.)

Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника.
Его братья – архиепископ Даниил (Троицкий Дмитрий Алексеевич) и священник Алексей Алексеевич Троицкий.

В 1896 году поступил в Тульское Духовное училище и в 1900 году окончил его.
В 1900 году поступил в Тульскую Духовную семинарию.
В 1906 году окончил ее.
В 1906 году поступил в Московскую Духовную академию.
В 1910 году окончил ее со степенью кандидата Богословия. Был признан лучшим по успеваемости студентом Академии за последние пятьдесят лет ее существования.
С 16 августа 1910 года – профессорский стипендиат Московской Духовной академии.

С 16 августа 1911 года по 16 января 1913 года исполнял должность доцента по кафедре Священного Писания Нового Завета.
11 декабря 1912 года защитил магистерскую диссертацию на тему "Очерки из истории догмата о Церкви", признанную выдающимся Богословским трудом.
16 января 1913 года удостоен степени магистра Богословия.
После защиты диссертации Владимир Алексеевич отправился в путешествие в Киев и в Житомир. Здесь он встретился с епископом Прокопием (Титовым), с которым был весьма дружен. Вместе с ним он в этот приезд много раз бывал у архиепископа Антония (Храповицкого), к которому, как многие студенты Духовной академии, и в особенности желавшие принять монашество, относился с большим уважением.

28 марта 1913 года в пустыни Святого Духа Параклита при Свято-Троицкой Сергиевой лавре епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество.
Перед принятием монашества писал своим родственникам: "Простите меня, дорогие мои, за все мои преступления против вас, ведомые и неведомые. Земно кланяюсь вам и прошу забыть все злое мое. Помолитесь за меня, особенно 28 вечером (около девяти часов), когда будет в Параклите мое пострижение в монашество. Иду в путь свой светло и с радостью. Теперь уже томлюсь, – скорее бы загородиться от преследующего меня по пятам мира черными одеждами. Прошу вас всех не отвращаться от меня и впредь своею любовью. Простите!"
11 апреля 1913 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским) был рукоположен во иеродиакона.
2 июня в Свято-Троицкой Сергиевой лавре рукоположен во иеромонаха.
5 июля 1913 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским) возведен в сан архимандрита. Был самым молодым архимандритом в России того времени.

С 30 мая 1913 года по 1 мая 1917 года – доцент, профессор, инспектор Московской Духовной академии (с 5 ноября 1913 года – экстраординарный профессор МДА).

6 мая 1915 года Государем Императором Николаем II награжден орденом святой Анны 2-й степени.

С 1 мая по 10 сентября 1917 года архимандрит Иларион – исполняющий обязанности ректора академии.

С 7 по 14 июля 1917 года по благословению Святейшего Синода в Московской Духовной академии состоялся съезд ученого монашества, на котором присутствовало около семидесяти монахов. На заседаниях съезда обсуждалось положение ученого монашества на учебной и неучебной службе. Было решено создать братство ученых монахов, утверждалась необходимость иметь этому братству свои монастыри и учебные заведения. Обсуждался также вопрос о том, чтобы сделать Духовную академию чисто монашеской с подбором профессоров из числа монашествующих. Горячим сторонником такого рода реформы был епископ Феодор (Поздеевский). Перед его взором предносился идеал строго монашеского, аскетического и строго православного учебного заведения.

С 15 августа 1917 года по 1918 год отец Иларион – член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-18 годов по избранию от Московской Духовной академии.
На Соборе был одним из самых активных защитников идеи восстановления Патриаршества.

Архимандрит Иларион, занимавший до назначения должность инспектора академии и осенью 1917 года переименованный в помощника ректора, не считал для себя возможным занимать эту должность без вотума доверия Совета академии и подал прошение об увольнении. Уволенный Святейшим Синодом 17/30 октября 1917 года, он получил выражение доверия Совета академии почти единогласным избранием на должность помощника ректора академии с оставлением в должности экстраординарного профессора академии по первой кафедре Священного Писания Нового Завета.

Шло уже революционное время. После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь.
10 (23) марта 1919 года отец Иларион был арестован и при аресте обвинен в "агитации против советской власти и произнесении с амвона погромных речей".
В Крестопоклонную неделю архимандрит Иларион был приглашен для Богослужения в церковь при Вознесенской мануфактуре на станции Пушкино. На вечернем Богослужении и за литургией он произнес проповеди. Присутствовавшие на Богослужении коммунисты фабрики обвинили архимандрита Илариона в антисоветской агитации и обратились в ЧК с требованием арестовать и наказать его, старосту Лепехина В.И. и казначея церкви Зайцева А.А.
С 23 марта по 7 июня он содержался в московской Бутырской тюрьме.
Был освобожден по ходатайству преподавательской корпорации Московской Духовной академии.
В заключении по данному делу говорилось: "Рассмотрев доставленный Советом Троицкого посада материал по обв[инению] священника Троицкого в агитации против Советской власти и произнесении погромных речей, нахожу, что заявление коммунистов Вознесенской мануфактуры заслуживает внимания, но факта прямого относительно погромности проповеди, оскорбления советской власти установить мне не удалось, за отсутствием заявителей коммунистов и граждан, присутствующих на допросе. Предлагаю: 1) дело для рассмотрения передать в Следственный Отдел. 2) Троицкого, Лепехина и Зайцева освободить с подпиской о явке по первому требованию МЧК. 3) Сообщить Совету Сергиевского Посада об установлении надзора за гр.гр. Троицким, Лепехиным и Зайцевым и при первой попытке агитации против Советской власти доставить в МЧК. Следователь Е. Коган".

25 мая 1920 года в Москве на Патриаршем Троицком подворье в Сергиевском Крестовом храме архимандрит Иларион Святейшим Патриархом Тихоном со епископами был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.
Епископ Иларион стал одним из ближайших помощников святого Патриарха Тихона по управлению Московской епархией. За твердость в делах веры, за преданность Церкви его именовали в церковных кругах "Иларионом Великим".

В 1921 году он был арестован и два месяца провел в Бутырской тюрьме.
Привлекался Советом Народных судей по делу Коллегии Главмузея по обвинению в преступлении по должности, но был оправдан за недоказанностью преступления. Владыка Иларион был привлечен за просьбу выдать для Богослужения икону Владимирской Божией Матери, изъятой из Сретенского монастыря.

Сообщая о себе, епископ Иларион писал своим близким: "За последний месяц опять осложнение жизни: снова арестовали преосвященного Петра, и опять за его стол сел принимать людей, чающих... преимущественно развода. Нет у меня ни утра, ни вечера... Некогда читать, некогда писать, некогда... даже грешить. Ради третьего, может быть, Господь и устраивает мне такую жизнь".

22 марта 1922 года он был арестован и обвинен при аресте в том, что "принимал близкое участие в делах правления церковного и был органически связан с высшими церковными иерархами, участвовал в деятельности реакционных правителей церкви".
Содержался во внутренней тюрьме ГПУ в Москве.
В заключении начальника VI отделения СОГПУ Рутковского по делу гр-на ТРОИЦКОГО Иллариона Алексеевича говорилось: "...Членом так называемого Синода и Высшего Церковного Совета не состоит, но исполняет отдельные поручения Патриарха и митрополита. Присутствует в патриаршем подворье, где принимает всевозможных ходаков и приезжающих по делам церкви посетителей, ведя с ними деловые переговоры. Кроме того, ТРОИЦКИЙ устраивает в рабочих районах диспуты и, обладая большой эрудицией по богословским вопросам, дискредитирует выступающих против него оппонентов-рабочих. ТРОИЦКИЙ числится епископом Верейским, где по существу должен находиться. Пребывание его в Москве объяснялось громадной пользой, которую он приносит церкви и правителю ея – Патриарху. После издания Тихоном воззвания о недопущении изъятия церковных ценностей Троицкий получил командировку в уезды Московской губернии. Цель поездки Троицким объясняется как пострижение в монашество некоторых лиц, но по агентурным сведениям, командировка носила характер инструктирования и разъяснения способов сопротивления изъятию. В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита..." На основании изложенного Рутковский сделал вывод, что находит "ТРОИЦКОГО И.А. причастным к преступной монархической политике, проводимой Патриархом и митрополитом".
22 июня 1922 года Коллегией ГПУ (судебной) епископ Троицкий обвинен в "антисоветской деятельности".
Приговор: 1 год высылки в Архангельск.

4 июля 1922 года епископ Иларион вместе с этапом заключенных прибыл в Архангельск.
10 июля был освобожден из тюрьмы.
С 10 июля до 24 ноября пребывал в Архангельске. После ежедневной и ежечасной загруженности, после следствия и этапа ссылка показалась неожиданным отпуском. Большой город, почти в центре города дом, в котором хозяева выделили ему отдельную комнату с выходящими на солнечную сторону окнами. Первое время он почти целыми днями ходил по набережной величественной Северной Двины, наслаждаясь свежим воздухом, покоем и свободой и еще тем, что не надо было постоянно усиливаться и принуждать себя к тому, чтобы переделать все необходимое, чего уже нельзя отложить, но для совершения чего уже нет сил.
О живоцерковниках-обновленцах писал из ссылки: «А уж "оживляют" церковь пусть другие; нам с ними не по пути. Интересно, что на съезде для "оживления" только и надумали: 1) жениться архиерею, 2) жениться монахам с оставлением в сане, 3) жениться священнику на вдове, 4) жениться священнику вторично, 5) жениться на свояченице, 6) жениться на двоюродной сестре. Итак, шесть "жениться" – и только! Как просто-то оказывается! Ну что ж! На здоровье! А уж мы лучше по ссылкам поездим, а преклоняться перед наглостью, бессовестностью и глупостью не преклонимся. Дело-то не Божие, а потому разорится рано или поздно. А главная гнусность – сплошная политическая провокация. Всегда наши либералы первыми за городовыми бежали...»
И еще: «В Москве совсем спятили с ума. Соберутся человек тридцать-сорок случайных людей с улицы: "Давайте Живую церковь устроим! Давайте! Готово!" Ну не идиоты? А ведь и Живая церковь состоит из одних аферистов. Говорят, Троицкий Посад прямо в кабак обратили. А сколько безобразий самых гнусных! Я ведь за всем слежу. А что в газетах разных печатается, то и там много любопытного сообщают. Но, конечно, связь с ВЧК дает самозванцам видимость силы. Трусливые люди! А что по провинции делается! Столпотворение! "Смешение языков". Например, за одной службой соборной в одном губернском городе епископ поминает ВЦУ, протодиакон – тоже, второй диакон и певчие – Патриарха. Много еще всякой гадости будет. Так, видно, суждено. Русские пережили и такое унижение и поругание от своих иуд и предателей. Ну, а я надеюсь никогда не вступать в общение с ВЦУ и с разными самозванцами, хотя бы пришлось и много лет по ссылкам кататься...».
И еще: «Теперь можно положительно сказать, что изъятие ценностей было ненужным предприятием. Судя по отчетам, ценностей получено не более, как на двадцать миллионов золотых рублей. Теперь сосчитайте, чего стоит самое изъятие, перевозка, переливка (с угаром и... утечкой). Ведь в иных местах ящики для упаковки стоили столько же, сколько самые ценности. Прибавьте еще расходы по содержанию в тюрьмах тысяч арестованных по этому делу. Расходы на следствия и суды... Боюсь, не пришлось бы переплатить...»
И еще: «У Вас есть "Книга правил". Посмотрите... Вы увидите, что все красные попы и новые архиереи не имеют никакого священного сана и с ними нельзя иметь никакого общения. На этом я и утверждаюсь, что бы ни случилось при нашей "свободе" совести...».

24 ноября 1922 года во время ссылки Владыка был арестован и при аресте обвинен в "контрреволюционной деятельности", заключен в Архангельскую тюрьму.
В рапорте о результатах обыска на квартире епископа Илариона говорилось, что "присутствовавший при обыске митрополит Чичагов [приглашенный как понятой] говорил Троицкому, что это, вероятно, недоразумение, которое выяснится и Вас отец Иларион освободят, на что Троицкий ответил "какое там недоразумение? ""
В заключении по делу говорилось: "За первое время пребывания в месте высылки, подозревался в сношениях с реакционным духовенством центра и др. городов РСФСР, но за отсутствием уличающего материала был освобожден".
С 15 декабря 1922 года продолжал отбывать ссылку в Архангельске.
В конце июня 1923 года возвратился в Москву.

5 июля он отслужил всенощную в храме Сретенского монастыря, где до этого служили обновленцы. Перед началом Богослужения Владыка совершил чин освящения. Обращаясь к духовенству монастыря, призвал их покаяться в обновленчестве и противлении Патриарху, причем принести покаяние принародное: непокаявшихся он не допустит до службы и не разрешит им входить в алтарь. На следующий день, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенском монастыре служил Патриарх. Народу собралось столько, что храм не мог вместить всех, и многие стояли в монастырской ограде, многие плакали. Служба, начавшаяся утром, закончилась только в шесть часов вечера, после того как Патриарх благословил весь народ.

В Москве владыка Иларион патриархом Тихоном был возведен в сан архиепископа.
Он активно включился в церковную жизнь, ревностно боролся с обновленчеством, вел переговоры о возвращении обновленческих приходов в лоно Русской Православной Церкви, разработал чин покаяния при переходе из обновленчества, переосвящал храмы и монастыри.
Вот выдержки из заявления епископов-обновленцев в ГПУ: "Выступления епископа Илариона (гражданина Владимира Алексеевича Троицкого) во время его служения по храмам Москвы носят явно контрреволюционный и погромный характер; в своих речах он ориентируется на самых крайних реакционеров и возбуждает их к активным действиям. В результате его речей в толпе поднимаются разговоры о необходимости восстановления монархии: "одного хозяина нашли, найдем и другого". Приводятся в разговорах цитаты из Апокалипсиса: что вслед за возвращением пастыря должен явиться и князь. Открыто ведутся речи о необходимости погрома евреев и прочее, что первый враг русского народа советская власть, а второй – обновленческое церковное движение. Открыто высказываются ожидания скорого падения власти".
Владыка Иларион в течение нескольких лет неоднократно молился, совершал Богослужения и проповедовал в Свято-Данииловом монастыре.

Он многократно с успехом участвовал в публичных диспутах с обновленцами и атеистами. Зачастую диспуты в Москве проводились между наркомом просвещения Луначарским и главой обновленцев Введенским. Луначарский одерживал верх. Но картина совершенно менялась, когда в диспутах дозволялось участвовать архиепископу Илариону. Владыка держался просто, серьезно, с достоинством, в его речи чувствовалась непоколебимая вера в правоту всего того, что он говорил; он, казалось, лишь делился своими знаниями и опытом. Слушая Архиепископа, присутствовавшие забывали и о наркоме просвещения Луначарском, и о предателе Церкви Введенском. Однажды, желая искусить Архиепископа, Луначарский спросил его:
-Как же так, вы, служители культа, совершенно погрязли в противоречиях. С одной стороны, для вас Священное Писание – это нечто непререкаемое, а с другой, там ведь неоднократно говорится, что несть власти не от Бога. А советскую власть вы не любите. А советскую власть вы ругаете, недовольны ею. Как вы, гражданин Троицкий, ответите на этот вопрос?
-А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? – сказал Архиепископ. – Да, конечно, от Бога! В наказание нам за грехи...

15 ноября 1923 года он был арестован и при аресте обвинен в "распространении ложных слухов и агитации против советской власти под религиозным флагом".
7 декабря комиссией НКВД по административным высылкам осужден по статьям 69, 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.

С января 1924 года – в Кемском концлагере в Архангельской области.
В январе на пересыльном пункте на Поповом острове его застало известие о смерти Ленина. В то время когда в Москве помещали во временный мавзолей гроб с телом Ленина, заключенные по распоряжению лагерного начальства должны были молча стоять пять минут. Владыка Иларион лежал на нарах, когда посреди барака стоял строй заключенных, среди которых были и священнослужители. "Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят", – убеждали его заключенные. Все кончилось, однако, благополучно, а Владыка, обращаясь к духовенству, сказал: "Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество!"

В 1924-25 годах владыка Иларион – в Соловецком лагере особого назначения.
С 5 июля 1925 года по 25 февраля 1926 года – в тюрьме "Коровники" в Ярославле, в одиночной камере. За время заключения ГПУ неоднократно пыталось склонить его к переходу в раскол, для чего его переводили в тюрьму Ярославля, где с ним дважды "беседовали". Но за отказ от сотрудничества с ГПУ и участия в раскольнической деятельности он получил дополнительный срок и был возвращен в Соловецкий лагерь, где пребывал с апреля 1926 года.

После окончания трехлетнего срока заключения в ОГПУ нашли, что "гр. Троицкий находясь в ссылке не прекратил... к.-р. работы. Принимая во внимание, что гр. Троицкий срок наказания отбыл и что он является социально-опасным элементом, потому... заключить в концлагерь на три года". Срок был продлен за "разглашение государственной тайны" (рассказывал о попытке вербовки его агентом ОГПУ) и его несговорчивостью.

19 ноября 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ он был осужден по статьям 69, 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
С 19 ноября оставлен в Соловецком лагере особого назначения.
Пошел новый трехлетний срок, снова пришлось переживать зиму на Соловках вместе с архиереями-друзьями, такими как архиепископ Херсонский Прокопий (Титов).
Среди заключенного духовенства владыка Иларион пользовался исключительным авторитетом, неоднократно выбирался старшим архиереем. Все знавшие его по заключению в Соловках свидетельствовали о его полном монашеском нестяжании, глубокой духовной красоте, подлинном христианском смирении, детской кротости, искренней любви к людям. "Золотое сердце и золотой ум", – говорил о нем архиепископ Евгений (Зернов).
В июле 1926 года владыка Иларион принимал активное участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).

После издания Декларации митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 году архиепископ Иларион не мог принять ее, но не желал порывать с ним общения, боясь церковного раскола. В лагере были недостаточные и противоречивые сведения о происходящем. Владыка надеялся на соборное разрешение этого вопроса и на то, что эти уступки безбожникам временного характера.

14 октября 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР он был осужден по статье 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года ссылки в Казахстан.
Был направлен в распоряжение Кара-Калпакского окружного отдела ОГПУ.
Самое мучительное было в том, что теперь от Белого моря через всю страну до самых южных границ он должен был проехать этапным порядком, многократно останавливаясь на неопределенный срок в пересыльных тюрьмах. По сравнению с тем, что ему предстояло теперь, Соловки были отдыхом. Почти сразу же после отправки на материк его обокрали, и в Ленинградскую тюрьму он прибыл в кишащем паразитами рубище. По дороге заболел сыпным тифом и 19 декабря был помещен в больницу тюрьмы "Кресты" в Ленинграде, где и скончался 28 декабря 1929 года в 4 часа 20 минут утра. Перед смертью был напутствован и причащен келейником митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (Чичагова) иеромонахом Никандром.
Вопреки советским правилам не выдавать тел заключенных, по усиленному ходатайству митрополита Серафима, тело его выдали для погребения с оговоркой не произносить надгробных речей. Хоронили при полном молчании и скрываемом плаче.
Чин отпевания владыки Илариона был совершен святителем Серафимом (Чичаговым) в сослужении духовенства из Москвы и Ленинграда в Воскресенском храме Новодевичьего монастыря Ленинграда, на кладбище которого он и был погребен – недалеко от могилы поэта Некрасова. В гробу владыка Иларион лежал в белом облачении и белой митре митрополита Серафима. Он до неузнаваемости был изможден болезнью и условиями жизни в лагере.

Архиепископ Иларион (Троицкий) был выдающийся ученый и церковный писатель, непревзойденный оратор, богатырь духом и телом, дивной души человек.

24 июля 1998 года были обретены его мощи и перенесены в Казанскую церковь Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, а затем в Московский Сретенский монастырь.

10 мая 1999 года священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) канонизирован Деянием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II как местночтимый святой Московской епархии.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года, причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Литература:
1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 125-134.
2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 146.
3. Из академической жизни// Богословский вестник. 1913. № 4.
4. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 41-46, 166, 294, 494-495, 524-529, 579-580, 618-619, 637, 651, 724, 740-741, 781, 809, 863, 973.
5. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т. 1. С. 71.
6. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 3. С. 211-218.
7. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 20.
8. Кривошеева Н.А. "Блаженны непорочные в путь ходящии"//Москва. 1998. № 1-5.
9. Определение Патриарха Московского и всея Руси о канонизации священномученика архиепископа Илариона (Троицкого, 1886-1929)// ЖМП. 1999. № 6.
10. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 12.
11. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 88-89.
12. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
13. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн. 4. С. 378-445, 475-477.
14. Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001 г. Издание Соловецкого монастыря.
15. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 8.
16. Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 18-19.
17. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 8.
18. Голубцов С.А., протодиак. Стратилаты академические. М., 1999. С. 63-108.
19. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. С. 118, 358, 373, 374, 380, 485, 744, 778, 912.
20. Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области 1917-1987 гг. Том второй. Тула: "Гриф и К", 2003. 248 с. С. 179.
21. Автобиография архиепископа Леонтия Чилийского. Журнал «Русскiй Паломникъ», № 38.
22. http://pstbi.ru
23. http://drevo.pravbeseda.ru
24. http://fond.centro.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.80.
2. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-34970.
3. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-43791.
4. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-43193.


Рецензии