тема Елена Глинская портрет на фоне эпохи

Прежде чем перейти непосредственно к теме моего эссе, мне  следует написать некоторое вступление, в котором я смогу объяснить причину выбора данной темы, мою оценку личности и регентства Елены Глинской при ее малолетнем сыне Иване четвертом (Грозном).Конечно, здесь не обойтись без краткого освещения основных исторических источников, используемых мною в данной работе, а точнее освещения исторических позиций, высказываемые в них авторами. Честно признаюсь, что мое эссе будет возможно весьма субъективным, что не очень хорошо с чисто исторической точки зрения, однако поскольку эта работа в большей степени, направлена на индивидуальное, творческое видение темы, то пристрастность здесь вполне уместна.

Я думаю, что личность Елены Глинской не заслуженно обделена вниманием историков, тем временем, она, на мой взгляд, не только не является тень своего великого сына Ивана Грозного, но и вполне достойна занять место среди великих женщин, правителей Русского государства, на ряду с княгиней Ольгой, Анной Иоановной, императрицей Елизаветой Петровной и Екатериной Великой и т.д.. Елена Глинская, по выражению известной русской исследовательницы Пушкаревой: "несмотря на краткий срок своего регентства, всего пять лет, сумела сделать столько сколько не сумел бы сделать для своей эпохи не каждый мужчина." С этим суждением я вполне согласна и попытаюсь, используя исторические источники, доказать свою точку зрения. Для этого я буду, прежде всего, опираться на исторический труд «История России» Соловьева, который в своем труде так же как и я относится к Елене Глинской достаточно позитивно, что еще более важно, он в своем труде дает самое подробное представление о ее внешней и внутренней политики и о той внутренней и внешней ситуации в которой ей пришлось управлять государством. Если говорить о другом значительном историческом источнике на который я буду опираться, то это монография Скрынникова «Иван Грозный». Данный историк напротив резко негативно относиться к личности Елены Глинской, хотя и признает, что некоторые реформы проведенные в ее правление сыграли положительную роль для укрепления внутренней ситуации в стране, он более подробно, чем Соловьев, описывает внутреннею ситуацию в стране сопровождавшее вступление княгини в права регенства, а так же он более подробно освещает внутренние реформы, проведенные княгиней.Последний исторический источник, который будет здесь упоминаться, это обзорная статья о Елене Глинской из книги Пушкаревой «Знаменитые россиянки». В этой статье даны интересные личные характеристики Елены Глинской как женщины. Я думая, что после такого введения можно перейти к основной части эссе.

Елена Васильевна Глинская (годы жизни 1508 – 1538) происходила из семьи Литовских князей. Род Глинских, по одной из версий, берет свое начало от Мамая, но все же этот брак не приносил не каких политических выгод. Все историки сходятся на том, что Василий пошел на этот союз пленившись красотой юной княжны, а так же польстившись на ее очаровательное поведение. Стоит отметить, что первый брак великого князя был неудачный в плане продолжения рода. Соломония, несмотря на все старания знахарок и лекарей, не смогла принести Василию III наследника, что явилось причиной для расторжения брака и последующего заточения и пострига бывшей великой княгини в монашки под именем Софья. Правда некоторые историки упоминают, что у Софьи, находящейся в монастыре родился сын Георгий , однако такая точка зрения весьма сомнительна. Скрынников подчеркивает недовольство московской боярской аристократии и белозорских монахов союзом великого князя с мало знатной литовской княжной, они считали этот брак блудодеянием, однако, князь все- таки решился на него в 1525 году.Я хочу сразу обратить внимание на разницу в возрасте между супругами в 25 лет, т.е. Василий был на много старше своей жены, возможно читатели посчитают, что такая разница в возрасте для тех времен была вполне нормальным явление, но эта разница в возрасте вкупе с недовольством, опоминавшемся мною выше, послужит одной из причин политического раскола власти, который возникает после смерти Василия III: одна ветвь поддерживала регентство Елены Глинской, вторая ветвь поддерживала власть опекунского совета, более подробно об этом речь пойдет чуть позже. А пока вернемся к нашей великокняжеской чете, можно сказать, что по крайне мере для великого князя, как правителя, и как простого человека этот брак сложился вполне удачно. Василий III женился по любви, доказательством этому служат сохранившиеся любовные письма, написанные лично рукой великого князя своей жене, примечательно, что до этого князья своей рукой нечего не писали.

На мой взгляд то обстоятельство, что Елена Глинская родила Ивана IV («Грозного») только через пять лет после заключение брака в 1530 г., является предвестием начавшегося вырождения династий Рюриковичей о котором говорит Скрынников. Он же упоминает о том, что очень долго ходили слухи, что Иван IV на самом деле не является сыном Василия III, а так же, что знамения, якобы предшествовавшие его рождению, были вписаны в летописи задним числом уже при правлении Ивана «Грозного» и то, что Василий изначально хотел чтобы Елена стала регентшей при своем сыне было так же вписано позже при правлении Ивана «Грозного».Как бы там не было через три года после рождения сына Василий неожиданно заболел и умер в 1533 г. и Ивана «Грозного», через два дня после смерти его отца возвели на великокняжеский престол. Елена Глинская стала регентшей при своем малолетнем сыне, после подавления недовольства опекунского боярского совета. Для подавления сопротивления опекунского совета она, с помощью своего фаворита Оболенского и верных ей бояр, убила обоих братьев Василия III, засадила в тюрьму по обвинению в заговоре своего дядю, хотя по мнению некоторых историков он был и правду виноват в этом, а между Еленой Глинской и младшим братом Василия Андреем Старицким, по мнению Соловьева, произошло недопонимание из-за придворных интриг и в конце концов это заставило Андрея Старицкого поднять бунт в Новгороде против своего племянника, а когда после подавления этого бунта княжескими московскими войсками он поверив, обещанию Оболенского, что великая княгиня на князя Андрея гневаться не будет, если тот сам приедет к ней на поклон, заверит ее в своей верности, приехал Москву на встречу с Еленой Глинской, она как сделал бы любой правитель, посадила его в тюрьму, где он и умер. Правда Елена надеялась, что это послужит уроком для других бунтовщиков. Хотя многие историки, в том числе и Скрынников, считают, что во время пятилетнего регентства Еленой Глинской решением вопросов и принятием всех важных дел в стране фактически занимался только ее фаворит Оболенский. Я думаю, что такой вывод слишком поспешен, да, конечно многие женщины правительницы во многом полагались на своих фаворитов, но это не умоляет их личных заслуг в управлении государством, так же мы видим происходило при регентстве Елены Глинской.

Начнем с ее внешней политики. Она имела два основных направления Западное это взаимоотношения Руси с Литвой и Швецией и Южное это взаимоотношения между Русью Казанским и Крымским ханствами.

Сначала мы рассмотрим взаимоотношения между Русью и Литвой, о них на мой взгляд очень хорошо написал Соловьев, поэтому я кратко освещая этот вопрос, буду опираться на его книгу « История России». Литовский король Сигимузнд III по словам Соловьева ждал, что после смерти Василия III, о которой он кстати довольно долго не знал, Русь погрузится в смуту, и можно будет спокойно оторвать от нее кусок, но ошибся: «Должно было ожидать, что смутами и неудовольствиями во время малолетства московского великого князя прежде всего захотят воспользоваться в Литве. Мы видели, что здесь ошиблись в расчетах на смуты при восшествии на престол Василия и должны были закрепить за сыном Иоанна III не только все приобретения последнего, но даже уступить Смоленск. Срок перемирия исходил, и престарелому Сигизмунду вовсе не хотелось начинать войны с Василием; его паны радные, по обычаю, отправили посланника Клиновского к двоим боярам московским - князю Дмитрию Федоровичу Бельскому и Михаилу Юрьевичу Захарьину - с просьбою уговорить великого князя прежде истечения перемирия отправить к королю великих послов для заключения вечного мира или нового перемирия; если же великий князь не согласится отправить послов своих к королю, то пусть пришлет в Литву гонца с опасною грамотою на послов королевских, как исстари водилось. Клиновский не застал уже в живых Василия, и новое правительство распорядилось, чтоб бояре отправили к панам своего посланника с опасною грамотою на больших послов литовских.» Елена Глинская вместе со своими доверенными лицами предполагала, что после смерти Василия и восшествия на престол Ивана Литва решит, что Русь ослаблена, поэтому она приказала следующее – параллельно с отправлением с просьбой о грамоте на больших послов она послала доверенного человека сына боярского Заболотского с известием о смерти Василия и восшествии на престол его сына Ивана и с вопросом собирается ли Сигизмунд послать больших послов с условием перемирия или нет. Сигизмунд же попытался надавить на Елену Глинскую, он прислал ей ответ, что если великий князь сам пришлет больших послов на Литву, то они будут считаться братьями. Такой обмен депешами привел к тому, что до истечения перемирия Литовский король и Русский князь не о чем не договорились, а только выясняли кто сильней и в результате в 1534 году началась русско – литовская война. Первый этап войны для Русского государства был не удачным из-за внутренних противоречий раздиравших правительство, а так же из-за того, что русским приходилось воевать на два фронта, основные русские войска стояли под Серпуховом и отражали нападения войск Крымского хана.Второй этап войны для Русского государства был более удачным, в связи с тем, что Елена Глинская и ее соратники смогли, наконец то, сосредоточить всю полноту власти в своих руках, за счет чего устранились противоречия в правительстве и в армии в целом.Сигизмунд не ожидал, что: «Не такой войны ждали в Литве, где надеялись на внутренние смуты и совершенное бессилие правительства в малолетство сына Василиева. Сигизмунд обманулся в своих расчетах точно так же, как обманулся брат его Александр по смерти Иоанна III, и хотел прекратить бесполезную борьбу.»И после долгих споров в 1537 году Россия и Литва заключили мирный договор на пять лет, по нему за Россией оставался Смоленск, а так же новые города Себеж и Заволочье, за Литвой остался Гомель.

Теперь кратко рассмотрим взаимоотношения между Россией, Казанским и Крымским ханствами. В Крымском и Казанском ханствах начались противоречия между двумя сторонами, одна из сторон стремилась к добрососедским отношениям с Россией, а другая сторона стремилась объединить оба ханства в одно, что не могло устраивать Русь.

«Таковы были важнейшие внешние отношения в правление Елены. Кроме того, в 1537 году заключен был мирный договор с Швециею, по которому Густав Ваза обязался не помогать ни Литве, ни Ливонскому ордену в войне с Москвою; утверждена была взаимная свободная торговля и выдача беглецов с обеих сторон. Подтверждены прежние договоры с Ливониею. Продолжались сношения с Империею - неизвестно, впрочем, в чем они состояли. По отношениям к Польше поддерживалась пересылками приязнь молдавского воеводы Петра Степановича, врага Сигизмундова. Султан турецкий по-прежнему присылал грека в Москву для закупки разных товаров.»

Важнейшими внутренними задачами в правление Елены Глинской стали возрождение порушенных войной городов, а так же постройка новых городов и укрепление старых. Так же в правление Елены Глинской отмечалось массовая миграция литовской аристократии в пограничные российские города, за счет этого увеличилось общее численность население, что говорит об высоком уровне на Руси. Еще одной важной заслугой во внутренней политике явилось проведение денежной реформы, в результате которой как пишет Скрынников: «Радикальное средство для устранения кризиса денежного обращения нашли лишь в правление Елены Глинской, когда власти изъяли из обращения старую разновесную монету, и перечеканивали ее по единому образцу. Основной денежной единицей стала серебряная новгородская деньга, получившая наименование «копейка» — на «новгородке» чеканили изображение всадника с копьем (на старой московской деньге чеканили всадника с саблей). Полновесная новгородская «копейка» вытеснила легкую московскую «сабляницу».»

Несомненно Елена Глинская была чрезвычайно энергичной правительницей и сделала за свое краткое пятилетнее правление, по выражению Пушкаревой столько сколько сможет сделать не каждый мужчина, у нее было еще много различных планов, но к сожалению 3 апреля 1538 года она скончалась. Некоторые современники Елены Глинской, в частности Герберштейн, и некоторые современные историки, ссылаясь на него, утверждают, что ее отравили бояре, однако точных данных об этом нет.


Рецензии