Дары и благодать

Джонатан Эдвардс пишет в книге «Божья ли это работа?» (раздел 3, пункт 3.1 «Не слишком доверяйте сильным впечатлениям ума») о различии даров и благодати. Благодать – это то, чем мы спасаемся, и она неизмеримо важнее даров. Эдвардс различает два способа воздействия Духа Святого – обычный благодатный и необычный чудесный. Чудеса и особые дары обычно даются в большем объеме в период становления и незрелости. Любовь и благодать – превосходнейший путь по сравнению с дарами (1Кор., гл.12-14). Истинная духовность и обретение вечной жизни связаны с благодатью. Назначение даров, если я правильно понял его мысль, – скорее служебное и прикладное, помогать в освящении, доступе к благодати и возрастанию в ней. В этой связи совершенно новым было для меня понимание 1Кор.13:8-11, предложенное Эдвардсом. Обычно считается, что этот стих говорит о будущих небесных реалиях, но Эдвардс говорит, что здесь сказано о церкви на земле, которая прошла начальный, младенческий, незрелый этап своего становления. Он даже конкретизирует и пишет о «церкви в последние века существования мира». Приведу два абзаца, в которых Эдвардс развивает эту мысль.

«В Послании к Ефесянам (Еф. 4:11-13) апостол показывает, что все чудесные дары даются ради обычной освящающей работы Духа. Они ни на что не годны, если не достигают этой цели, и не только не послужат во благо всех, кого они не освящают, но, напротив, усугубят их нищету. Апостол говорит, что это превосходнейший путь, которым Бог сообщает церкви Свой Дух во все века; это величайшая слава церкви. Именно эта слава больше всего уподобляет земную церковь церкви небесной, ибо на небе способность пророчествовать, умение говорить на многих языках и все прочие чудесные дары прекращаются. На небе этим путем Бог дает лишь милосердие и божественную любовь, которая «никогда не перестает». Таким образом, слава приближающегося тысячелетия не требует обладания этими сверхъестественными дарами. В тот день церковь земная почти полностью уподобится совершенной церкви небесной, и я верю, что она уподобится ей и в этом: сверхъестественные дары исчезнут. Они станут похожими на свет звезд и луны, которые поглотятся светом солнца божественной любви. Апостол говорит об этих дарах как о детской забаве в сравнении с воздействием Духа, приносящего божественную любовь. Они даны церкви только для того, чтобы помочь ей пройти период своего детства. Когда она обретет полное водительство и когда утвердятся все обычные средства обретения благодати, дары начнут исчезать по мере того, как церковь будет взрослеть и набираться мужества. Апостол Павел так объясняет это: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по- младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11), — то есть речь идет о том младенческом, о котором он рассказывает в трех предыдущих стихах.

Кто-то может решить, что апостол думает о небесной церкви, предсказывая, что пророчества и откровения прекратятся и исчезнут, когда эта церковь достигнет зрелости, однако это не так. Он имеет в виду церковь, которая приходит в зрелое состояние в этом мире, потому что говорит о той зрелости, когда дары прекратятся, а вера, надежда и любовь останутся. Он проводит различия между тем, что остается, и тем, что исчезает (8-й стих). Не будет чудесных даров, но вера, надежда и любовь останутся. Поэтому надо думать, что он говорит о земной церкви, и особенно о церкви в последние века существования мира. Членам коринфской церкви надо было это услышать по двум основным причинам: во-первых, потому что он уже говорил им, что они находятся в состоянии младенчества (3:2), и, во-вторых, потому что, по-видимому, эта церковь больше, чем все остальные, изобиловала чудесными дарами. Однако, когда наступит славное тысячелетие церкви, свет станет столь сильным, что можно будет говорить о созерцании «лицем к лицу» (13:12; см. также: Ис.24:23 и 35:1-7)».

27.12.2017


Рецензии