История с картиной

               

   Моя  супруга  Аня  купила как-то в киоске  Росс печать, что возле нашего центрального станичного рынка,  иллюстрированный журнал из серии «50 Художников. Шедевры русской живописи». Продавщица сказала, что будут поступать ещё  журналы этой серии  и дополнительно  вручила  бесплатно, как видно для повышения стимула к дальнейшим покупкам, небольшую картинку в  рамке  формата А5 - «Рожь» Шишкина.  В дальнейшем я или Аня покупали последующие номера журналов  посвященных отдельным художникам, читали, любовались иллюстрациями, а картинку «Рожь»  положили на верх шифоньера, где она лежала до поры до времени.  Потом,  после  ремонта в квартире, когда уже установили заказанную новую мебель в прихожую, я  поставил у входной двери на тумбочку с полочками  эту картинку.   Картинка  эта  возбудила во мне  яркие воспоминания далёкого уже детства, которые  попробую изложить.

  Это было  в  1954 году. Мне было тогда 4 года. Мама работала комендантом  общежития  железнодорожного училища в городе Кургане, на территории которого мы жили в маленькой деревянной избушке. К избушке прилепились ещё несколько подобных  жилищ. Папа работал  художником в  городской  художественной мастерской, которая располагалась на территории училища, окнами выходящую на улицу Ленина. Там работали и другие  городские художники, и  2 столяра.  Днём папа и мама работали на своей работе, а меня утром родители отводили в детский садик,  который был неподалёку от нашего дома у железной  дороги по которой передвигались паровозы  с зелёными пассажирскими вагонами или со светло-коричневыми товарными. 
  По вечерам мы снова были вместе, а ещё у нас была молодая собачка Берта, породы — немецкая  овчарка. Папа не только был художником  на своей работе, он и дома оставался им. Смастерил для меня маленькую лошадку на подставке с колёсиками, раскрасил её масляными красками. На   неё я потом взбирался верхом. Лошадка была с уздечкой, закреплённая обойными гвоздиками , с кожаными ушками.  Папа  детство своё провёл в сельской местности и любил животных, особенно лошадей.  Силуэты маленьких лошадок он вырезал ножницами из бересты или плотной бумаги. Силуэт он как бы  видел  и  обрезал лишнее. Потом выставлял лошадок на стол, немного раздвинув их ноги. И вот на столе уже целый табун лошадей.
   К нам домой заходили гости:  знакомые, папины сотрудники, родственники.
По случаю  праздника или Дня рождения родители закупали съестные продукты, приглашали гостей.   Ставили на стол приготовленные продукты,  бутылку водки, вино.   Все тесно садились за стол. Произносили тосты, выпивали.
- А теперь мой сын расскажет  стихотворение! - говорил  папа ставя меня на табуретку.  И я читал наизусть  стихи  Агнии Барто, что мы разучивали в садике. Потом гости хвалили меня, а кто-нибудь из гостей угощал меня маленькой шоколадкой.  Потом  уже немного  захмелевшие  гости и родители начинали петь песни. Особенно любимая песня была из кинофильма  «Кубанские казаки»
«Каким ты был». Пели и другие песни, а кто слов не знал, заглядывал в песенник. Сборники песен издавались в ту пору.
  Как-то в августе к нам в дом папа привёл гостя. Это был мужчина ростом выше папы. Выглядел он солидно: был в новом тёмном костюме, синяя рубашка в полоску,  тёмно-красный галстук в полоску, на ногах новые чёрные туфли. Из его нагрудного кармана пиджака  выглядывал колпачок авторучки с блестящим зажимом. Он  был похож на важного начальника. Мама не особенно удивилась приходу нового человека. У папы было много друзей. Берта которая сидела на своём коврике у входной двери, громко залаяла, увидев незнакомца.
- Фу, Берта! Место! - крикнул папа, - Вы не бойтесь, проходите. Собака вас не тронет она дрессированная и меня слушается.
Берта  вопросительно взглянула на папу. Если бы она умела говорить, она сказала бы: «Хозяин, кого ты привёл? Это плохой человек. Он плохо пахнет. Скажи — фас! Я  укушу его за ногу».  Берта нехотя улеглась на свой коврик. Поглядывая на незнакомца она скалила зубы и глухо ворчала.
- Помоем руки под умывальником и сядем за стол. Лида, приготовь, пожалуйста, еду,- сказал папа, забирая у незнакомца сетку-авоську. Он вынул из неё селёдку, завернутую в оберточную бумагу, колбасу, хлеб, бутылку водки, всё это поставил на стол.
- Садитесь сюда, вам будет лучше видеть картину,- сказал папа гостю, усаживая его за стол у окна. Сам он сел на табуретку на противоположной стороне стола, спиной к картине висевшей на стене.

  Картина эта была копией известного художника 19-го века Ивана Шишкина «Рожь». Папа писал её с цветной иллюстрации журнала «Огонёк», купив его в киоске.
 Весь процесс создания картины я видел своими глазами. После своей основной работы в художественной мастерской, вечерами он работал над картиной. Сначала разбил карандашом иллюстрацию на клеточки, пронумеровав их по вертикали и по горизонтали.   Натянул загрунтованный холст на подрамник в 2 раза больше иллюстрации, закрепил его маленькими гвоздиками с обратной стороны. Затем  разбил на увеличенные в 2 раза клеточки холст,. закрепил подрамник на прямой спинке большого деревянного стула. Карандашом по клеточкам наметил рисунок картины.  Наконец, выдавив из тюбиков на палитру нужные масляные  краски, отлив из бутылки в баночку масла для живописи, разложив нужные  кисти, - папа приступил к написанию картины.    Писал он её, как  говорил - для души.  Сначала сделал фоновый подмалёвок, затем уточнял детали, потом наносил последние штрихи: цветы на переднем плане, спелые колосья ржи, ласточку летящую низко над дорогой, двух путников идущих по извилистой дороге вдали среди ржи. Потом когда просохли краски на картине, папа сделал простую коричневую раму, вставил в неё картину, закрепил,  приделал сзади верёвочку, вбил в стену гвоздь и с помощью верёвочки повесил картину.
   Картина  ярко освещалась солнечным светом из единственного  окна полутёмной комнаты. Снаружи в окне при дневном свете можно было видеть картину, всё остальное было в сумраке. Чтобы сократить расстояние с улицы Станционной до улицы Ленина  прохожие  отодрали доски в заборе училища  и ходили по диагонали с улицы  на улицу.  Около нашего дома ходили прохожие по протоптанной тропе. Они могли видеть картину в окне.
   Я  часто засматривался на картину. На ночь засыпая в своей детской кровати я представлял себя в картине идущим по просёлочной дороге. В небе стая птиц с длинными крыльями , могучие сосны стоят неподалеку, ласточки со щебетом проносятся  у самой земли. Тепло, даже немного жарко. Слегка колышутся спелые колосья ржи от лёгкого ветра. Встречаю двух крестьян, идущих мне навстречу: один в белой рубахе в красной, валяной из овечьей шерсти, шляпе в форме усеченного конуса с  не широкими полями, правой рукой он придерживает вилы на правом плече;  другой  поменьше ростом был в  желтой рубахе в простой серой валяной шапке нёс он на правом плече  мешок, придерживая его правой рукой. Пройдя мимо крестьян и идя дальше вижу открывающийся простор родной земли, и  на горизонте грозовые тучи.
  Как  писал  поэт Некрасов в своём стихотворении:
              Всё рожь кругом, как степь живая,
              Ни замков, ни морей, ни гор…
              Спасибо сторона родная,
              За твой  врачующий простор!
 
- Выпьем за встречу, закусим, -  предложил гость, разлив водку  по  стопкам. Выпили, закусили.
- Так вы интересуетесь искусством?  Хорошо, я расскажу о своей работе, -сказал папа. Было видно, что он робеет перед гостем и чувствует себя  не хозяином положения.
- А  вы, где работаете? - спросила мама гостя, стоя неподалёку.
- Где я работаю?..   В  ОРСе (Отдел рабочего снабжения).
- В  ОРСе  работает муж моей сестры — Фролов.  Может знаете?
- Фролов… Нет. Не знаю. Я недавно  там устроился, меня никто не знает и я никого не знаю... Хозяйка,  выпейте с нами за компанию,- сказал гость подавая маме наполненную водкой стопку.
- Спасибо, я водку не пью.
- Выпей, Лида, уваж  человека,- сказал папа. Стало заметно, что он и до прихода домой где-то уже принял алкоголя. Мама поднесла стопку ко рту, прикоснулась губами к  прозрачной жидкости, сильно поморщилась.
- Нет. Не могу. Извините.
Она поставила стопку на стол и отошла к печке  вглубь комнаты.  Мама была в простом полушерстяном синем платье с вырезом на груди. На её шее была желтая цепочка с застёгивающимся сзади карабинчиком, на цепочке висел медальон, только он не был виден под платьем.   
  Медальон мне мама показывала раньше.  Он был небольшой, желтенький овальной формы.  На передней стенке виднелся заправленный внутрь  прозрачный камушек. Медальон раскрывался как створки раковины. На двух сторонах створок под прижатыми рамками были небольшие портретные фотографии молодоженов - мамы и папы.
- А вы кем работаете, по какой специальности?- спросил папа.
- По коммерческой,- неопределённо ответил гость, - да вы пейте, селёдочкой солёненькой закусывайте, колбаской.
 Взяв кусочек колбасы, он кинул Берте. Берта быстро взглянула на летящий в неё кусочек и снова перевела взгляд на незнакомца. Кусочек ударившись об пол покатился куда-то в сторону. Берта громко гавкнула, вскочила на ноги.
- Фу, Берта. Лежать!-приказал папа. Берта снова легла, но глухо ворчала и скалила зубы глядя на незнакомца.
- Злая у вас собачка,-сказал гость.
- Она не злая, детей любит. Просто чужих не уважает.
С Бертой мы играли около дома. Я с соседскими мальчиками играл в пятнашки. Бегали друг за другом.  Галящий догоняя, хлопал ладонью кого-нибудь и тот кого задели становился галящим.  Берта бегала среди нас виляя хвостом и тыкалась своим чёрным носом в кого-нибудь.
 - Берта тоже с нами играет,- кричал я ударяя ее ладошкой.  И мы убегали от Берты, а она нас ловила. Потом я кидал палку, кричал — апорт! Берта стремительно кидалась за палкой и приносила её в зубах. Делала она всё это с большим удовольствием, виляя хвостом.
- Да умная собака,- продолжал папа, - раз как-то я вышел из дома и дверь не закрыл за собой. Прихожу обратно, вижу: сидит на табуретке  незнакомый паренёк. Собака сидит у двери. Я говорю: «Что тебе здесь нужно?!»  А он: «Дверь была  открыта. Никого не было. Собаку сразу не заметил. Зашел из любопытства. Хотел выйти — собака не пускает.»
- Я велел показать, что у него в карманах, потом отпустил. Напомнил ему пословицу: «Любопытной Варваре, нос в дверях оторвали.» Да  у нас  и красть нечего.
 Я залез папе на колени, чтобы лучше рассмотреть «дядю».  Гость правой рукой вилкой доставал из тарелки кусочек колбасы. Из рукава его  рубашки на вытянутой руке я заметил часть синей  татуировки. 
- Дядя, ты принёс мне шоколадку?- спросил я. «Дядя» быстро взглянул на меня и отвёл взгляд в сторону.
- Вова, сынок, У нас тут свои взрослые разговоры. Пойди поиграй лучше в свои игрушки,- сказал папа и дотронулся своими губами до моей макушки и пригладил рукой  волосики. Потом он ссадил меня со своих колен и я пошел играть в игрушки.
 На полу стояла  тарная картонная коробка с игрушками. Там были книжки- раскладушки, кубики, пирамидка с цветными деревянными колечками, маленькая юла, но самая интересная игрушка была - заводная лошадка с жокеем в коляске. Игрушка  называлась: «Цирковой выезд».  Я завёл лошадку ключиком. Лошадка перебирая ногами побежала не прямо, а по кругу. Впоследствии  я разобрал лошадку. Интересно было узнать,  как устроен механизм.  Интерес к технике был у меня больше и я впоследствии  стал инженером-механиком. Стал технарем, а не гуманитарием. 
- Так вы интересуетесь искусством?  Сам я  художник-реалист. Пишу картины, рисую - как в жизни, реально.  Другие направления в живописи: как сюрреализм Сальвадора Дали, абстракционизм  Пабло Пикассо, Кандинского не признаю.
      
- Да, да, я совершенно с вами согласен,- сказал гость подливая папе в стопку водки.
- У нас, в Омском  Художественном училище, которое я закончил  ещё до войны, были художники, которые увлекались этими течениями в искусстве. Писали картины,  играя цветовыми сочетаниями и ломаными прямыми линиями. Потом, на общем собрании,  их преподаватели заклеймили, как последователей художников загнивающего  буржуазного строя. Потом выступил ректор училища и объявил об отчислении из училища группы этих абстракционистов. Одного из них  он оставил  в училище сказав ему: « Ведь ты умеешь рисовать  академически правильно и хорошо. Зачем тебе этот абстракционизм?  Этим занимаются  те, кто не умеет рисовать, у кого нет способности к этому, кто пытается скрыть своё неумение пустыми фразами об  искусстве не понимая истины!»
 -Да, да. Я совершенно с вами согласен,- сказал гость подливая папе в стопку водки.   
- А вы, что не пьёте?- спросил папа, заметив у гостя недопитую стопку водки.
- Я больной. Мне нельзя, врачи запретили,-ответил гость,- а вы пейте, пейте, селёдочкой закусывайте.
  На вид , незнакомец не походил на больного, скорее морщинистое лицо отца говорило, что он  нездоров.  В дальнейшем  отец рассказывал, что ему нравится художник Шишкин. Говорил о своей работе. Гость  подливал и подливал ему водки. Гость говорил только: «Да… Да... Я совершенно с вами согласен.» Больше он ничего не говорил кроме этого.  Наконец  у папы  стал заплетаться язык и гость понял, что хозяин  дошёл до нужного ему состояния.
- Ну и какую цену вы предлагаете за эту картину?-спросил гость папу.
- Какую цену?.. Слушай, друг! Ты хороший человек и лучше всех меня понимаешь и ценишь. Я дарю тебе эту картину! - Неожиданно  сказал папа.
- Вася, ты что?! - почти вскрикнула мама.
- Он мой друг! Я так решил и так будет.
Гость сказал, что ему нужно срочно уходить. Он обошел стол, снял картину с гвоздя и загораживая ею свои ноги от Берты стал боком продвигаться к выходу.
 Я кинулся к отцу и стал дёргать за его широкие брюки.   
- Папа! Не отдавай картину! Не отдавай картину!- слёзы сразу навернулись на глаза. Напрасно взрослые думают, что маленькие дети глупые и ничего не понимают и не переживают в душе. Но отец стоял и глядел на всё остекленевшими глазами.  Неожиданно первые капли дождя забарабанили по оконному стеклу.
- Дождь. Картина может испортиться. Друг, может ты переждёшь дождь или переночуешь у нас?
- Нет, пойду. У вас собака.
- Да я лягу на пол, а ты на мою кровать. Я загорожу собой собаку.
- Нет, пойду, мне срочно нужно, некогда.
- Лида, дай простынь завернуть картину.
- Не дам, она казённая, мне её дали на временное пользование.
- Дай!
- Вот видите большой чёрный квадратный штамп училища в углу простыни,-сказала мама, достав простынь из сундука. -Если не вернёте завтра, у меня будут неприятности. Начальство заругает, деньги за простынь вычтут из зарплаты, могут ещё оштрафовать.   
- Не беспокойтесь, хозяйка, обязательно верну!
- Если друг, боишься собаку, то занеси мне простынь на работу в мастерскую. Двери её выходят на улицу Ленина, сама она на территории училища.  Если меня не увидишь, передай кому-нибудь  из художников скажи, что это Макееву.
- Ладно, не беспокойтесь принесу!
Папа завернул картину в простынь, перевязал всё шпагатом и вручил «другу».
  Выпьем - на посошок, - предложил папа гостю показывая поллитровку в которой   была ещё  четверть недопитой водки.
  Надо сказать, что водку в ту пору выпускали с простой этикеткой. В зелёной рамке на этикетке было написано, что водка крепостью 50 градусов.
- Нет,  не буду, это всё дарю вам,-  великодушно сказал гость.
  Папа запечатал бутылку пробкой и поставил её за дедушкин сундук. Сундук этот достался по наследству моему отцу от его отца. Когда я родился, дедушка уже умер. Сундук был большой, его могли переносить два человека за боковые ручки. Сундук был дощатый зеленого цвета , обитый в ромбик железными полосами. Верхняя крышка закрывалась на внутренний замок большим железным ключом. Там хранилась  разная одежда,  на самом дне лежала дедушкина одежда, довольно добротная,с запахом нафталина, но уже вышедшая из моды.
 Потом  мы пошли провожать гостя. Гость нёс через сени картину. Папа придерживал  Берту за ошейник. Я шёл сзади. Мама осталась в комнате. 
- До свидания, друг! - Сказал папа провожая гостя на улицу.  «Друг» что-то буркнул в ответ и левой рукой подняв картину выше головы, а правой поддерживая снизу, закрываясь картиной от дождя, быстро не оглядываясь пошёл прочь. Собака Берта низко опустив хвост, громко гавкнула два раза вслед уходящему незнакомцу. Вскоре  незнакомец скрылся за пеленой моросящего дождя и мы все вернулись в комнату.
  Когда вошли в  дом  отцу стало плохо. Он сказал: «Лида, дай какую-нибудь посудину меня сейчас вырвет».  Мама схватила таз, поднесла папе. Папу стало рвать. Мама давала попить ему воды из ковшика, папу снова рвало. 
- Эх, Вася, Вася!..  Ладно, ложись спать, завтра поговорим.
На следующее утро  мама спросила папу — знает ли он, где живёт его друг? 
- А он мне об этом и не говорил, - ответил папа.
- Так… Будем надеяться, что  простынь он принесёт.
Вечером после работы,  когда мы снова были все вместе, мама спросила: «Принёс ли твой друг простынь?».
- Нет, не принёс.
- Я так и думала.
- А выглядел он вполне прилично. Хороший костюм…
- Что костюм?.. Когда он был у нас,  несмотря на запах одеколона, вблизи   от него пахло немытым телом.  Вероятно он уголовник и его ищет милиция. Он  не пошёл в  общественную баню, чтобы скрыть свои наколки на теле. Кого-нибудь ограбил, купил новый костюм, а старый выбросил. Я звонила по служебному телефону на работу Саше Фролову. Спросила его - кто поступал к ним на работу в последнее время? Он сказал, что в последнее время никого на работу не принимали. Врал этот твой друг, что работает в  Росе!
- Какой он мне друг.  Мы познакомились  с ним в пивной, что сразу за забором училища по улице Коли Мяготина.  Я  пил бочковое пиво стоя, за одним из высоких круглых столов. Ко мне подошел представительный мужчина.  Спросил -не художник ли я. Он сказал, что интересуется искусством. Купил для меня ещё кружку пива. Я пригласил его домой показать свою картину. Потом он купил водки и закуски и мы пошли  домой.
- А зачем ты не посоветовавшись со мной решил продать картину?
- Я и не думал ничего продавать. Сам не пойму, что на меня  нашло.
- Вася, послушай меня. Я тебя люблю и уважаю за твоё трудолюбие и талант художника.  Но не видно результата твоего трудолюбия и таланта. Ты же не один живёшь. У тебя семья, ребёнок. Подумай.
 Сама мама в свободное время занималась вышиванием. По канве на пяльцах   цветными нитками  мулине, вышивала на занавесках цветы, а также другие рисунки  на наволочках. Мама заботилась, чтобы дома было чисто и уютно. 
 
- Вася, послушай, что я думаю, - сказала мама на следующее утро. - Этот твой «коммерсант»  наверняка не живёт в Кургане, а приезжает только воровать и грабить здесь. Картину он с собой не будет брать в поезд. Картина громоздкая и привлечёт к нему внимание.  А  он боится внимания других. Значит, он продаст картину через комиссионный магазин. Сходи в магазин, может она ещё там?
- Хорошо, я так и сделаю. Прямо сейчас и пойду туда.
 
Мама работала комендантом, у неё была большая связка ключей от разных помещений. В основном следила за чистотой и порядком в помещениях, мыла полы в помещениях,  выдавала постельное бельё учащимся.  Я ходил с ней и видел, чем она занимается. Переходя из барака в барак мы увидели отца идущего  к нам из комиссионного магазина, он шел с пустыми руками.
- Нет там картины?- спросила мама.
- Не совсем так, сейчас расскажу:
  Когда пришел в комиссионный магазин, то через продавцов вызвал заведующего. Честно объяснил ситуацию, высказал сожаление об утерянной картине.
- Пройдёмте в  подсобное помещение, -предложил заведующий.
В подсобном помещении у стены стояли прислонённые друг к другу картины в рамах чередующихся картонными прокладками.
= Посмотрите, может и ваша картина,- здесь, сказал он
Я посмотрел. Узнал картины своих знакомых художников, когда ещё был  у них в гостях.  Наконец, увидел знакомую коричневую рамку, вынул картину. Это была моя копия картины Шишкина «Рожь».   Заведующий спросил у меня моё имя и отчество. Потом сказал: « Видите ли, Василий Андреевич, я понимаю, что это ваша картина, но просто так вам дать её не могу. Мужчина который принёс  картину, продал её нам по предварительной цене без запроса на после продажную стоимость. Он сказал, что срочно уезжает из Кургана и не вернётся обратно. Поэтому  он не дал своего адреса.  Мы   извещаем клиента по телефону или по почте  о продаже принесённой вещи. Потом выдаем  остальные  деньги за минусом наших комиссионных  услуг.  Действуем строго в соответствии с нормативными документами. У нас не частная лавочка, а государственное учреждение.   Если будете брать картину, то заплатите за предварительную стоимость,  плюс после продажную. У нас всё задокументировано. Можете посмотреть бумаги. Будете брать?» 
- А за сколько вы купили картину?- спросил я.  ( Сумма была примерно равна двум моим месячным  зарплатам). - У меня таких денег нет. Живём только от зарплаты до зарплаты, деньги не копятся. Купить не могу.
- Ничего себе!- воскликнула мама.- Да на эти деньги можно было купить тебе новый костюм , а мне новое крепдешиновое платье с цветочками, что я видела в магазине. Ты посмотри в чём мы ходим: у тебя брюки старые и запачканы внизу масляной краской. Я в своём синем платье и зимой и летом одним цветом. Мне уже на работу в нём стыдно ходить. Этот «коммерсант», что был у нас, неужели не видел как мы живём?! Сколько вечеров ты потратил, работая над этой картиной? А этот «коммерсант» за один вечер заработал столько, что ты за все вечера не заработал! А  ты — друг, друг!
- На что ты намекаешь? Чтобы я грабил своего друга-художника? Да пусть лучше меня снова обворуют, чем я пойду воровать, грабить и обманывать кого-то!
- А спросил у заведующего про простынь в которую была завёрнута картина?
- Да спросил. Он сказал, что  мужчина принёс её завёрнутую в упаковочный картон. Вероятно простынь промокла и он переложил картину в сухое. Простынь вероятно выбросил.
- Эх, начальник мой, завхоз Зоммер,  у нас строгий, заругает, подвела я его. За простынь придётся заплатить
- Заведующий ещё сказал, что моя картина ему понравилась . Предложил,  если я что напишу маслом  и захочу продать, то лучше продать ему в комиссионный магазин, а не кому-нибудь другому.  Это будет выгодней мне.   
- Вася, послушай меня. Кончай свои выпивоны. Не ходи по пивнушкам. Там  не найдёшь истинных друзей. Сейчас  не твои студенческие годы  гули - по гули, пирушки, девочки. Ты уже отец , подумай  о семье.
  Мама знала о прошлом папы лучше чем я. Видел в папином фотоальбоме фотографии разных молодых женщин. На  одной фотографии  в форме виньетки по периметру было написано: «Не забуду  1939г  грусть  Васе  от Вали». Кто такая Валя папа не рассказывал, считал это глубоко личным делом.
Была вероятно большая любовь и жизнь пошла бы по другому руслу, но война  разрушила все планы,  разметала людей далеко друг от друга.  Старший брат  отца, Георгий, погиб в битве с фашистами под Сталинградом. Мне потом  отец показывал письмо с Сталинградского фронта Георгия, которое он хранил в  старом потёртом светло-коричневом бумажнике своего отца. Георгий писал, что  жив, здоров  роет окопы. Передавал приветы родственникам. На письме стоял штамп «Проверено военной цензурой».   
- Ты прости меня, Лида, брошу пить, буду работать,  заработаю и на платье  и на костюм. Пойдём вместе потом по магазинам и  купим что понравится.
- А  я, когда у меня будет новое платье, старое использую на половую тряпку.
- Да… На водку и на закуску ушло в разы меньше денег, чем я потратил на краски, холст подрамник раму и другие материалы. А картину я ещё лучше напишу.  Хорошо, что картина не пропала, а её купит тот кто ценит искусство, живопись. Таких я уважаю.
  Отец как-то не очень ценил свой труд, хотя упорно работал. Когда надо было срочно сделать работу - написать лозунги на праздничную демонстрацию, писал их всю ночь, расстелив на полу длинную красную материю.       
  На стене в нашем доме сиротливо торчал гвоздь вбитый папой для картины. Вскоре произошли события которые почти стёрли из памяти и этот гвоздь и историю с картиной. Нас переселили во второй барак  училища. Домишко в котором мы жили снесли бульдозером, как и другие прилепившиеся рядом. Этот «Шанхайчик» мозолил глаза начальству.  Во втором бараке, что выходил окнами на улицу Коли Мяготина мы пережили холодную зиму  1954-1955 годов. Круглая печь в основном грела соседей за стеной, а меньшая её часть была в нашей большой комнате, хотя папа много топил печь углём, тепла не было.
  Собака Берта жила у нас дома. Папа вечерами ходил с ней гулять, пристегивая карабинчиком поводок к ошейнику.  Весной, когда растаял снег и подсохла земля, Берта днем была на улице недалеко от крыльца нашего барака. Когда возвращались домой с папой из садика, Берта, лежавшая и скучавшая у крыльца, увидев нас, радостно повизгивая неслась к нам виляя хвостом. Лизала нам руки, а папу, подпрыгивая  пыталась  лизнуть в лицо.
 Когда в очередной раз возвращались из садика. Соседка сообщила нам, что  Берту украли. Она видела, как  один мужчина подманивал чем-то Берту, другой  неожиданно накинул на неё сзади прочный мешок. Схватив мешок, похитители быстро пролезли в дыру в заборе.  За забором стоял грузовик. На грузовике воры уехали в неизвестном направлении.  Похищение вероятно было заранее подготовлено. Воры  возможно знали и кличку собаки. Местные дети знали Берту, гладили её.  Берту, как и отца,  подвела излишняя доверчивость к людям.
 
  Потом  когда мы  построили свой дом в посёлке Рябково  (ныне  район Кургана) папа писал много картин на заказ и по моей просьбе. Некоторые картины: «Иван -Царевич на Сером Волке», «Алёнушка» - художника Виктора Васнецова,  «Грачи прилетели» - художника Саврасова, отец  продал через комиссионный магазин.  Другие картины: «Охотники на привале»-художника Перова, «Девятый вал»-художника Азовского, «Три богатыря», «Витязь   на распутье» - художника Виктора Кузнецова, «Утро в сосновом лесу» - художника Шишкина, отец писал дома по заказу.
  Репродукции с картин знаменитых художников  папа брал из журнала «Огонёк», который мы выписывали по почте.  В середине, на развороте каждого журнала была цветная репродукция картины знаменитого художника. Мы разгибали скрепки, вынимали репродукцию и складывали отдельно. Потом,   папа подшил все репродукции в отдельный альбом.      
  Картину Ивана Шишкина «Дождь в дубовом лесу»,  отец не продавал по моей просьбе, да и он сам очень любил творчество этого художника. Картина провисела на стене несколько десятилетий и погибла во время пожара в кооперативной квартире купленной  в Кургане после продажи  дома в Рябково. Там сгорели ещё несколько работ отца: мой портрет, большой натюрморт написанный на картоне и другие работы.  Уцелела лишь картина Шишкина «Корабельная  роща». Когда я приехал в Курган во внеочередной отпуск для помощи в ремонте квартиры, папа прочистил закопчённую картину, покрасил раму бронзой. Сейчас эта  картина находится в семье моей дочери Лиды в Кургане.
   Отец был истинным  художником, творческой натурой. Он и на отдыхе, например, в Крыму со своим этюдником ходил, писал этюды: море, горы, природу.  Отец, когда работал с красками, не курил, чтобы пепел от папиросы  не упал и не испортил краску, а если немного уставал, делал перекур в стороне от рабочего  места. Когда  работал, то что-нибудь напевал негромко.  Он  и на баяне играл.  Особенно ему нравился вальс «На сопках  Маньчжурии» и «Амурские волны».    Другие мелодии разучивал, подбирая  мелодию на слух.  Каждый год, после переезда своей семьи на Кубань,  я  приезжал в отпуск к родителям в Курган.
Отец, хотя и был на пенсии, активно работал. Дома стояли законченные  и не законченные портреты передовиков производства. Работу эту он делал  в технике «сухая кисть». Пожалуй никто из художников   в Курганской области не исполнял   портреты  с таким мастерством в этой манере как отец. Портреты, сделанные с небольших фотографий, были большие. Люди изображенные на них были как живые.  Портретов  отец писал в этой технике много и довольно быстро. Передовиков производства раньше было много, не сравнить с нынешним временем.   В другой раз приезжал, отец писал большой портрет генерала для музея. Генерал в блиндаже,  стоя  рассматривал  слегка упершись на стол руками карту. Положение рук, пальцы рук  отец писал с меня,  я ему позировал.   На баяне он выучился  играть и играл как профессионал.         
  К сожалению  отец не стал трезвенником,  у него случались срывы. Алкоголь  творил с ним злые шутки  был случай, когда он терял  зарплату, а скорее всего её у него украли в автобусе. Потом до следующей получки мы строго экономили продукты питания. Мама говорила мне: « Вырастешь, не пей, а то вы с отцом меня быстро в гроб загоните.»
- Нет, мама,- отвечал я,- не буду пить я тебя люблю.  Придерживаюсь этого обещания до сих пор. Правда, в жизни трудно быть абсолютным  трезвенником.  Живёшь среди людей и вынужден соблюдать традиции и обычаи.    
     Мама пошла в торговлю работать. Сначала она   в хлебный магазине работала простой продавщицей, потом она училась на курсах повышения квалификации. Стала товароведом. Работала в разных магазинах: торговала то тканями, то метизами. Из младшего продавца доросла до старшего, потом  стала заведующей магазином. Работала усердно, добросовестно, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности.  Дома, когда я ещё жил в Кургане мама рассказала про случай произошедший на её работе.  Она уже перед пенсией работала заведующей магазина одежды , что  был в крытом павильоне центрального городского рынка.  Молодая продавщица во время работы  крикнула моей матери: «Лидия Федотовна! Вон тот мужчина одел у нас чёрную куртку и не заплатил за неё! . Этот мужчина уже быстро удалялся к выходу из павильона. Мама кинулась за ним с криком: «Мужчина в чёрной куртке, вы почему не заплатили за куртку?!»
Этот мужчина бросился бежать прочь. Мама за ним, как была в чёрном форменном халате с белым воротничком, бежала за ним по улице и кричала, чтобы  он отдал куртку. Прохожие озирались на крик. Пробежав квартал    мужчина остановился,  заметив впереди идущего милиционера. Снял куртку,  сказав  матери: « Пришил бы я тебя ножичком тётка, да народ кругом. На!  Забирай свою куртку!» Бросил её маме, потом быстро перебежал улицу и скрылся в толпе людей.  После выхода на пенсию, и по состоянию здоровья  она некоторое время не работала. Но не долго сидела дома, снова пошла работать в магазин торгующий хлебом . Стала простым  продавцом - с чего начинала к тому и пришла вновь.
  Думаю: «Откуда берутся плохие, нечестные, эгоистичные люди?» Отец, мать были честные порядочные люди. Работали не жалея себя, работали как они говорили, для детей и внуков. Но благодарны ли им дети и внуки? 
  Я видел как работают отец и мать, как зарабатываются деньги и хотел  быть  не иждивенцем , а полезным членом семьи. После школы работал и учился на вечернем отделении института. Мой младший брат после школы пытался потупить в архитектурный институт, но получив на экзаменах двойку выбыл из конкурса. После армии он некоторое время работал на заводе художником. Но ему не понравился заводской порядок, проходная, рабочая дисциплина. Ушёл с завода. Пристал к группе шабашников-строителей. Поступать снова в институт даже не пытался. Не хотел учиться, а хотел жениться. Женился одновременно со мной. У меня за плечами уже была армия, рабочие специальности, институт, работал конструктором в ПКБ. У него только школа, кое-какие художественные познания полученные от отца. Но художественной школы, академизма как у отца у него не было. Работу делал как-то аляповато.     Отец  как-то пригласил меня с ним выпить за компанию. Я  отказался, сказав ему, что не буду пить и ему не советую. Он даже немного обиделся на меня. Тогда он пригласил брата. Брат охотно сел за стол.  При недостатке квалификации и оплата труда у брата была соответствующая, да ещё своя семья, родившийся сын. Брат занимал денег у добрых родителей, а отдавать долги было нечем.   Да еще брату захотелось машину иметь. Добрый папа дал ему денег на «Жигули». Так и в дальнейшем брат тянул деньги у родителей, а потом и сын его тянул у бабушки «денежки».
 В последние годы жизни родителей у них было горькое разочарование в сыне , во внуке, вложивших в них столько любви, заботы и средств. Когда я приехал в очередной отпуск  к родителям. Отец был дома, недавно он перенес очередной  инсульт.  Он сказал мне, что после возвращения из больницы  не обнаружил своего этюдника,  который был сделан по его заказу. Этюдник был сделан со складывающимися  легкими дюралюминиевыми телескопическими ножками, с удобным широким ремнём, чтобы носить на плече. Внутри  этюдника находились все принадлежности для  писания этюдов на природе.  Отец не мог уже заниматься творчеством.  Отнялась  и не работала рука,  плохо ходил.  Он  сказал мне, что это мой брат забрал его.
- Хотя я и не могу писать этюды, но запах красок будит во мне хорошие воспоминания,-сказал отец.
- Ты почему взял у отца без спроса этюдник?- Спросил я потом у брата.
- Зачем он ему. Он всё равно уже не рисует, не пишет. А мне он нужен.
- Он краски хочет нюхать, у него от этого  улучшается настроение.
- Незачем ему нюхать!
- Ты, отдай отцу этюдник  он не твой, и ты обязан вернуть ему его вещь и извиниться!       
Брат так и не вернул этюдник, тем самым показав неуважение к отцу и ко мне.
 Папа умер в сентябре 1993-го года, на 79-ом  году жизни.
После смерти отца, брат, а особенно внук продолжали тянуть деньги из пенсии матери.
-Баба, дай денег!- уже требовал подросший внук.
- Вадя, денег мало, за квартиру нужно платить, ведь я живу не у вас, а у Лиды.
- А, ты Лидку больше любишь чем меня. Ты злая, жадная!
- Я всех вас одинаково люблю. Ну хорошо, немного я тебе дам.
 Незадолго до смерти матери я приехал в отпуск ухаживать за ней. Это было в ноябре  2012-го года. Она уже лежала и не могла ходить. Сознание у неё временами терялось. Не могла ничего нормально кушать. От пищи её рвало.
 Давал ей прописанные лекарства: церукал и настойку семян лимонника, гуталакс. Ходил в аптеку покупал памперсы. Потом пришёл врач, взял кровь для анализа. Кровь была коричневого цвета. Я понял, что дела плохи. Потом мне нужно было возвращаться из отпуска на работу.  Я уже собрался, чтобы  отправиться на вокзал.
- Вова… Володя! -Услышал я мамин голос,- подойди ко мне. Я подошел.
- Наклонись я тебя поцелую. Я наклонился и сама она с усилием приподняла голову с подушки. Мы поцеловались. Из рубашки у мамы выпал медальон и повис на цепочке. Это был медальон который я ещё видел в 1954-ом году. Медальон был потёртый и покрытие с него местами сошло. Я раскрыл медальон. Из двух створок  по прежнему глядели на меня молодые мама и папа.
- В следующем году я обязательно приеду. Ты только держись,  мама! - Сказал я на прощание.
   Мама умерла в декабре 2012- го года на 86-ом году жизни , в больнице. Дочь Лида посещала больницу, когда маме сделали переливание крови. Мать почувствовала себя хорошо, появилась у неё надежда на выздоровление, но вечером у неё  открылось внутреннее  кровотечение и она умерла. 
 
 Брат вышел на пенсию подрабатывает работая сторожем. Машина у него износилась, на новую у него нет денег. Сын его работает слесарем по ремонту автомобилей. Денег у них всё не хватает, занимают у других, но стараются не отдавать долги.
 Дочь Лидия имеет высшее педагогическое образование. Преподавала русский язык и литературу, но в связи с политическими и экономическими событиями в нашей стране её сократили. Но она не падала духом. Устроилась работать контролёром, проверять электросчётчики в  «Энергосбыт».  Сейчас работает на инженерной должности на компьютере. Освоила несколько компьютерных программ. Мой зять  Евгений пошел работать в милицию. Закончил заочно институт по полицейской-юридической специальности. Первую медаль имеет за задержание преступника, есть и другие медали. Есть рост по службе, сейчас он майор полиции. Два сына, мои внуки, могут гордиться своим отцом.   
   Мой сын, Владимир, закончил военное инженерное училище в  Санкт-Петербурге. В Армии дослужился до капитана.  Попал под сокращение, в связи с политическими и экономическими событиями в стране. Сейчас он  работает по своей специальности  как энергетик, директором  основанной им фирмы в Санкт-Петербурге  «Энерголюкс». Активный общественник. Он координатор отряда волонтёров общественной организации «Питер-поиск» - ищут пропавших детей. В связи с этим не раз выступал по местному телевидению. Постоянный участник военно-спортивных игр и соревнований.  Женат, в семье растёт дочь - моя внучка. Моя тёща, Ядвига Михайловна, которой исполнилось 96 лет в этом году, часть своей пенсии переводит через супругу в помощь внуку и внучке.   
               

Апрель — май  2017г.                В.В.Макеев.


Рецензии