Счастливые годы

В дни юбилея столетия Октября по ТВ, да и сейчас уже после юбилея то и дело можно услышать, как якобы плохо жилось в советское время. Твердят, что: и продукты-то были лишь в Москве,   и одежду-то купить было  нельзя. Целоваться запрещали дружинники, за водкой стояли очереди. Пробиться на сцену без блата никто не мог, а образование, хоть и твердили, что бесплатное, как и медицина, но и за то и другое надо было выкладывать кругленькие суммы, иначе не будет ни учёбы, ни здоровья.
Я - москвичка коренная. «Дитя войны», как сейчас говорят. В 1945 году мне было 6 лет. К шести годам я себя ощущала уже взрослой так как с этих лет уже помогала маме тем, что ходила в магазин и на рынок, до которого надо было доехать на трамвае. Это сейчас одну шестилетнюю девочку страшно выпустить из дома без родителей, тем более опасно дать ей деньги на продукты. Её сегодня или напугают, или отнимут деньги, а могут и изнасиловать.

В моём детстве некого было бояться, люди были другие. Через год я пошла в школу, куда меня никто не записывал из взрослых. Я сама с подругами из нашего двора пришла в школу и принесла документы, чтобы меня приняли. До 14 лет я из Москвы выезжала только в пионерский лагерь, где детей кормили и поэтому ,есть ли в магазинах области продукты я не знала. Но вот в 14 лет я отправилась в путешествие по Владимирской области, по Мещёре вместе со своими друзьями. Там мы постоянно покупали продукты, которые нам было надо в пути. Я не помню, чтобы хоть в каком-то даже захудалом сельпо не было хлеба, крупы, сахара, соли. Всё было , господа, желающие побольше наврать на СССР!

Модных джинсов, действительно, купить было нельзя, порой даже в Москве. Но вот когда у меня разорвались в пути по Мещёре босоножки, мы в каком-то селе или колхозе купили тапочки, сразу в первом же магазине.

Да, на улицах Москвы и не только Москвы запрещали дружинники откровенно целоваться, разнузданно одеваться, орать песни во дворе во всю мочь после 11 вечера. На мой взгляд  - это замечательно! Любишь ты парня? Почему об этом надо доложить всем, когда это касается лишь вас двоих? Хочешь показать свои обновки любимому, так идите домой и делайте, что хотите. А после 11 вечера люди после работы отдыхают, уважай, не только себя.

Телеведущие любят задавать состоявшимся артистам вопросы, как они попали на сцену. Ни один из настоящих артистов не хаял советскую власть в связи с их популярностью, не говорил, что им мешали. Наоборот, многие рассказывали , как из детских самодеятельных кружков их нашли настоящие мастера и пригласили работать. На эту тему есть даже художественный фильм «Приходите завтра», основанный на подлинной, жизненной истории главной героини фильма и актрисы Екатерины Савиной. Да, можно было попасть по блату и на сцену, и в любой вуз и в советское время. Но это было исключением из правил, а не правило, как теперь, когда всё решают деньги. А уж о деньгах врачам и сёстрам в СССР даже смешно говорить рядом с официальными прейскурантами за каждый «чих» сегодня. Врача, уходя из больницы, больной благодарил коробкой конфет, цветами. Разве это взятка? Медсестре родственники  доплачивали за уход за тяжелобольным, да это прекрасно. Её труд очень тяжёлый, а зарплата была маленькой. Сегодня взятка врачу порой решает жить ли больному или нет, особенно , если мало мест в клинике. Этого в СССР не было и не могло быть.  У нас существовала общечеловеческая мораль, у нас часто звучало слово «аморально», через которое настоящие советские люди не хотели переступать.

 


Рецензии