Советские клубы

Сегодня мы слово «клуб» слышим в сочетании со словом «стриптиз» или «элитный». Клубы эти собирают молодёжь на «тусовки», т.е. на танцы, пьянство, наркотики. А стриптизёрши в них демонстрируют своё тело, возбуждая похоть присутствующих мужчин. В некоторых из них, так как сейчас много частных заведений, имеются плюс комнаты «свиданий», за которые хозяева взимают ещё одну плату, кроме денег за вход. Чаще эти клубы принимают гостей по ночам, потому и называются ночными клубами. У таких клубов дежурят машины, чтобы «разогретых» посетителей клуба отвезти к кому-нибудь на квартиру, ради секса индивидуального или группового. Я не понимаю, зачем государство позволяет развращать в этих заведения молодёжь, превращая её в дебилов. Это надо кому-то, чтобы они были с 15-17 лет больными, наркоманами, проститутками, пьяницами? Что городским властям так проще управлять порядком? Почему государство смотрит на эту гадость сквозь пальцы?

И, конечно же, мне вспоминаются советские клубы, не имеющие ничего общего с этими. Сегодня на советские клубы похожи лишь клубы для ветеранов, где старики встречаются на лекциях, смотрят спектакли, поют в хорах, обсуждают книги.

Сразу после  Октябрьской революции правительство поставило себе задачу: поднять уровень культуры народа. Для этого начали создавать библиотеки, клубы, школы.  Всем этим сначала заведовал Пролеткульт, затем Наркомпрос, а ещё позже Министерство культуры и Министерство образования. Пролеткульт начал с библиотек, самодеятельности и «ликбезов». Появились театральные коллективы и прочие  кружки. Практически в каждом маленьком городке был свой клуб, а когда появились колхозы и совхозы, то в них в каждом обязательно были клубы, а там избы-читальни, музыкальные и театральные коллективы. Любая школа тоже организовывала кружки самодеятельности. Советская власть планировала развитие интеллектуальное и спортивное молодёжи. Стране нужны были сильные, здоровые, грамотные люди. Кроме клубов повсеместно росли спортивные площадки, всевозможные вышки для прыжков в воду, возникали места сборов учлётов, где учили молодых водить самолёты. И при этом ни в одном из этих заведений не брали плату с тех, кто туда пришёл.

Самодеятельность развивалась повсеместно – в школах, ПТУ, техникумах, вузах, на заводах, фабриках, в любом НИИ были свои коллективы. Появились в 20-30-ые годы ТРАМы( Театры рабочей молодёжи), ТРЭМы( Театрально режиссёрские экспериментальные мастерские). В них росли наши будущие знаменитые артисты на весь СССР. Вспомним старый советский фильм «Музыкальная история», где описана почти полностью подлинная судьба Сергея Яковлевича Лемешева. Знаменитый тенор, прославивший нашу страну на весь мир, пришёл на сцену по профсоюзной путёвке автопарка, где он пел в оперной студии, организованной при этом предприятии. И таких примеров можно привести массу. Например,  ведущая  актриса МХАТ Ия Савина, попала на сцену из самодеятельности МГУ, как и Владимир Высоцкий и многие другие.

Вспомним ещё один советский фильм «Королевская регата». Он рассказывает о том, что студенты технического вуза кроме занятий в институте занимаются академической греблей. Стране нужны были не только умные и грамотные инженеры, но и здоровые, сильные, дружные. Их воспитывал не только институт, но и спорт в понятиях товарищества, взаимопомощи и стремлению к победе везде: будь то наука или спорт.

В СССР молодёжью занимались обычные клубы и спортивные, существовали разные спортивные школы, музыкальные, художественные. При этом не ждали , когда он или она явятся в школу, а специальные экспедиции разъезжали по стране , отыскивая одарённых детей. Сколько ребят таким образом попало в Суриковскую школу в Москве, в школы при консерваториях больших городов . Страна планировала свои таланты.

Сейчас бледной копией от этих поисков дарований возникли на телевидении разные конкурсы: «Дети –голос», «Синяя птица», «Щелкунчик». Но в них участвуют те, кто сам , вернее, у кого родители постарались продвинуть своих чад на эти конкурсы. При этом надо иметь ввиду, что для такого участия в конкурсах надо иметь огромное количество денег, чего не надо было совсем в СССР.  Эмиссары культуры приезжали в какую-нибудь таёжную деревушку и находили в ней Фросю Бурлакову, настоящий талант, о котором может судить каждый, кто видел фильм «Приходите завтра», он подлинный, взят из жизни актрисы Екатерины Савиной.

Очень много было в СССР такого, о чём тоскует душа тех, кто прожил большую часть жизни в Советском Союзе и среди этих потерь не последняя потеря – развитие молодёжи, её досуг.

 


Рецензии