О нацизме. 2. Корни

     Ещё до войны, а в послевоенное время тем более, многомудрые философы настойчиво искали исходные идеологические начала, так сказать, корни,  из которых пророс  нацизм. Искали недолго, корни нашлись. Ими оказались идеи мятежного философа Фридриха Ницше.

      Действительно, Ницше, не являясь нацистом, выдвигал в своих философских работах неординарные идеи, часть из которых была созвучна мечтаниям Гитлера и его окружения.   

     Кроме Ницше многомудрые философы к «корням» нацизма отнесли и некоторые идеи Шпенглера, Шопенгауера, Юнга и даже Платона. Но, конечно, главным «корнем» был всё-таки полусумасшедший Ницше.

      Действительно, с психикой  у Ницше  были нелады. Свои основные труды он писал, испытывая серьёзное психическое расстройство.  А зимой 1889 года в Турине прямо на оживлённой улице он забился в тяжёлом приступе умопомешательства.  После него  больной  прожил, так и не приходя  в сознание, ещё 11 лет и умер 25 августа 1900 года.

    Конечно, для многих на Западе, а для послевоенных немцев в особенности, было выгодно  представить бесноватых гитлеровцев  как последователей учения  психически больного человека, но такая идея не катит.

     Во-первых, нацистские бонзы (а о штурмовиках нечего и говорить)  были недостаточно образованы для того, чтобы не только изучать, но и просто читать труды Ницше.  Даже такую немудрённую книгу как  «Миф ХХ века», написанную  главным идеологом гитлеровцев  Розенбергом (окончил Московское высшее техническое училище, МВТУ, получив специальность инженера-архитектора) нацисты осилить не смогли, называв её путанной, непонятной и нечитабельной.

     Во-вторых, нацистам никакие идеологические «корни» были не нужны. Им для проведения своей политики достаточно было простейшего постулата: «Пусть немцам будет хорошо». Это потом они с подачи Розенберга будут использовать отдельные высказывания Ницше и других реакционных философов в своих выступлениях, как одобрение нацистской деятельности.  Будут использовать, но отнюдь не как  «корни», а как подпорки своей политики.

      Поскольку нацисты со временем стали почитать Ницше как своего предтечу, то резонно будет рассмотреть основные взгляды этого философа. Автор не потому взялся за эту задачу, что он такой умный, что он изучил труды Ницше. Вовсе нет. Несмотря на своё высшее образование (техническое), он так и не смог до конца прочитать ни одной книги Ницше. А потому взялся за это дело, что взгляды Ницше доступно изложены в книге С.Ф.Одуева  «Реакционная сущность ницшеанства», которую автор и использовал для популярного изложения данного вопроса.

      Что же это за взгляды?

      Аристократ по духу и воспитанию, Ницше не мог смирится с тем, что христианская мораль проповедует равенство бедных и богатых перед богом, братство между людьми, восхваляет такие добродетели как милосердие, любовь к ближнему, справедливость. Он негодует по поводу того, что буржуазное общество, хотя и лицемерно, но официально декларирует равенство всех граждан перед законом. Всё это очень раздражает Ницше. Он считает, что при подобном либерализме общества и особенно при широком распространении среди трудящихся учения о социализме, "чернь" низвергнет аристократов.

     Никакого равноправия! Наоборот, нужно еще более ужесточить жизненные условия "плебеев", свести их положение до уровня рабов.! Каждому своё! А поэтому, долой мораль слабых, долой низменное искусство.

      О людях труда он всегда говорит с брезгливостью, с барской надменностью. Народ для него - "людская сволочь", "сброд", «чернь», "стадное животное", "базарные мухи". Ницше пишет: «жизнь - это кладезь радости, но там, где также пьёт чернь, там все колодцы отравлены. Ко всему чистому я благосклонен, но я не желаю видеть рыла с оскаленными зубами и жажду нечистых»..

     Активный сторонник и защитник приходящего в упадок капиталистического строя, Ницше ищет пути и способы предотвращения его гибели. В своих основных философских сочинениях - "По ту сторону добра и зла", "Так говорил Заратустра", "Генеалогия морали", "Сумерки кумиров", "Антихрист", "Воля к власти" - он с откровенным цинизмом, и в то же время вдохновенно и образно развертывает свою человеконенавистническую систему взглядов и идей, суть которых кратко можно изложить в нескольких пунктах.

     ОТРИЦАНИЕ ПРОГРЕССА
     Общественный прогресс отсутствует, т.е. общество не развивается.  «Прогресс", - иронизирует Ницше.  - Не надо впадать в ошибку! Время бежит. вперед, - а нам бы хотелось верить, что и все, что в нем, бежит также вперед, что развитие есть развитие поступательное... такова видимость, соблазняющая самых рассудительных.”

      По Ницше мировой процесс не носит характера поступательного движения, безграничного восхождения вверх, а представляет собой замкнутый круг, при движении по которому человеческое общество нескончаемое количество раз проходит через одни и те же формы бытия.

        Эта идея «вечного возвращения», являясь основой учения Ницше, служит для обоснования положения о невозможности возникновения нового, прогрессивного, для доказательства бесперспективности попыток революционного изменения существующего строя. Человечество может вернуться к феодальным и рабовладельческим отношениям, но не может переступить за капитализм т.е. никакого отрицания отрицания.

      ВОЛЯ К ВЛАСТИ
      Ницще утверждает, что движущей силой мировых событий является не противоборство нового и старого, не борьба противоположностей, а стремление отдельных личностей и социальных групп общества к господству, к власти. Именно воля к власти является наиболее очевидным, не нуждающимся в каких либо доказательствах фактом, когда речь идет о динамике исторических процессов, уверяет Ницше. И в природе и в обществе сильный всегда давит слабого. Если не хочешь быть подневольным - повелевай. Эксплуатация не может быть ни плохой ни хорошей, она естественна и неотделима от всего живущего как основная органическая функция, как следствие истинного стремления к власти.

      Благородные обладают большей волей и властью, чем «плебеи», но последние, тем не менее, опасны для господ, так как, испытывая зависть и ненависть ко всему, что сильнее, выше и лучше их, они объединяются и, руководствуясь «стадным инстинктом», восстают против «сильных». Таким образом, если верить Ницше, историю можно представить как борьбу двух типов воли к власти: воли к власти «сильных» (господ) и воли к власти «слабых» (рабов). Если не принять мер, то при определенных условиях «слабые» могут победить «сильных». Это будет концом человечества.

       Чтобы такого не произошло, следует волю к власти господствующего класса, который, по мнению Ницше слишком мягко, либерально управляет массами, разжечь до всепоглощающих размеров, волю же к власти "плебеев” - заглушить, раздавить. Это возможно в том случае, если у власти окажутся сильные, безжалостные люди, не стесняющие себя в средствах для обеспечения своего господства над "слабыми”. Любая тирания, жестокость, любой самый дикий произвол являются "законными” средствами удержания в узде трудящиеся масс. "Подчинение людям, могучим и возбуждающим к себе страх тиранам и предводителям, - говорит Ницше, - никогда не кажется столь тягостным, как подчинение неизвестным и неинтересным личностям, которыми оказываются все крупные величины индустриального мира."

        Аристократы должны всегда помнить, что они являются господами земли, что для их блага трудятся миллионы людей. Здоровой, хорошей аристократией Ницше считает ту, которая "со спокойной совестью принимает жертву бесконечного количества людей, которые ради неё должны быть придавлены, принижены до положения несовершенных людей, рабов, орудий.”

       Учение  «о воле к власти»  нашло своё наиболее полное воплощение в идеологии и практике нцизма, так как оправдывало использование им грубой силы для решения социальных проблем и как нельзя лучше соответствовало бредовым мечтам фашистских руководителей о мировом господстве.

     МИФ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
     Спасти человечество от деградации и гибели может только сверхчеловек. Он есть продолжение человека как рода, вершина его эволюции. Произойдет сверхчеловек из среды "избранного народа", который получится в результате синтеза благородных аристократов и буржуа.

      Сверхчеловек - это "белокурая бестия”, злое демоническое существо, начисто лишенное таких предрассудков как сострадание, милосердие, совесть. Чтобы выполнить свою задачу, общество этих бестий, по-рыцарски благородная в отношениях друг с другом, должно быть беспощадно к «нечистым».

       Вне пределов своего общества они «возвращаются к невинной совести хищного зверя, ведя позади себя ужасную свиту убийств, пожаров, насилий, пыток, уходя от них с гордостью и душевным равновесием, как будто бы совершена простая шалость, убеждённые, что теперь поэты будут петь и славить их деяния. В этих благородных людях нельзя не узнать хищное животное пышной светло-русой расы, с наслаждением блуждающей за добычей и победой».

   Итак, Ницше не скупится на поэтические краски, воспевая "белокурую бестию", варвара арийского происхождения, поскольку в нём он видит идеал для грядущей аристократии.

      Ницшеанский миф о "белокурой бестии" не выдерживает научной критики. Тем не мене-е этот миф оказался в руках нацистов действенным инструментом для растления миллионов людей для при вития им низменной мысли о превосходстве человека-зверя над обычными людьми,  для воспитания из молодёжи армии насильников  и  убийц.

      РАСИЗМ
      Не любой народ может выделить элиту.  Человеческие расы не равны. Есть сильные расы - ‘‘расы господ" и слабые - "расы рабов'. Всех «цветных» Ницше безоговорочно относит к неполноценным расам  и считает их лучшими "рабами" по сравнению с «рабами», имеющими белый цвет кожи, так как последние уже испорчены либеральными уступками правящего класса и развращены демократизмом общества.

    "Раса рабов" никогда не даст сверхчеловека, он может выйти только из "расы господ", это объясняется тем, что у "слабых" развит инстинкт к повиновению, а у "сильных" - инстинкт к господству, наличие инстинкта к господству и обеспечивает "расе господ" знатность, аристократизм, придает им благородную поступь и осанку, предопределяет "могучие физиологические страсти, цветущее, богатое, клокочущее через край здоровье и то, чем оно обусловливается, - войну, приключения, охоту, танцы, воинские игры и вообще все сильное, свободное, весёлое".

      Для сохранения чистоты "высшей расы" немаловажную роль играет высокая материальная обеспеченность. "Богатство,- говорит Ницше, - необходимо создаёт аристократию расы, ибо оно доставляет возможность выбирать самых красивых женщин, оплачивать лучших учителей, оно даёт человеку чистоту, время для физических упражнений и прежде всего избавляет его от отупляющего физического труда".

   Сверхчеловек выделится из "расы господ" не произвольно, а в результате искуственного отбора. Для этого в брак должны вступать лишь индивиды совершенные как в физическом отношении, так и в нравственном. Если индивид в чём либо несовершенен, ему следует довольствоваться внебрачными связями и не иметь детей. Для канализации избытка половой энергии мужчин следует поощрять проституцию. "Надо удовлетворять страсть так,- рекомендует Ницше, - чтобы от этого не страдала раса, то есть так, чтобы вовсе не было выбора и чтобы всё только спаривалось и всё рождало детей, вымирание известного сорта людей так же желательно, как и продолжений рода других...

     « Жениться следует только для того, 1) чтобы достигнуть с помощью этого высшего развития; 2) чтобы оставить потомству плоды своей человечности. Вне этих случаев следует удовлетворяться конкубинатом и не оставлять потомства... Браки должны быть реже! Пройдитесь по большим городам и спросите себя, следует ли этим людям оставлять после себя потомство?! к проституции нечего относится сентиментально... Улучшению расы можно приносить жертвы..."

     Откровеннее не скажешь! в связи с этим С.Ф.Одуев в своей  работе ’’Реакционная сущность ницшеанства” замечает; "цитата смахивает на выписку из инструкции о разведении животных, но она полнее, чем пространные трактаты "ученых" раскрывает тайну расизма вообще, его ницшеанской разновидности в особенности» .

       Какие расы сильные, а какие слабые? По Ницше высшей расой безусловно является нордическая, или по другому северная арийская раса, т.е. германцы. Именно немцы должны повелевать судьбами Европы, "Великая Германия" должна стать во главе "Соединённых штатов Европы".

     Эта часть ницшеанской философии наиболее субъективна. Ницше не утруждает себя никакими доказательствами, а призывает верить ему на слово. Помимо этого он делает преднамеренную ошибку, заменяя биологическую сущность понятия «раса» социальной.

       Но правящие классы в этом вопросе и не являются поборниками истины. Их устраивает любая наукообразная ложь, помогающая им обосновать своё право на угнетение народов. "Я весьма хорошо знаю,- говорил Гитлер, - что в научном смысле не существует ничего подобного расам. Я как политик нуждаюсь в концепции, которая дает возможность опровергнуть прежние исторические основы и поставить на их место совершенно новый, антиисторический порядок и даты ему интеллектуальный базис".

         Расизм Ницше явился очень удобным "интеллектуальным" прикрытием политики фашистов, направленной на физическое уничтожение миллионов "неполноценных” как в самой Германии, так и в оккупированных немцами странах.

     КУЛЬТ ВОЙНЫ 
     Объединение Европы под эгидой Германии не будет стихийным, добровольным процессом. Объединение произойдет в результате большой войны или серии больших войн между европейскими государствами.

       Война есть естественное выражение биологической природы человека, прекрасное проявление "воли к власти”, лучший способ для культивирования "высшей” породы. Ницше воспевает войну потому  что "сильнейшая и высшая воля к жизни находит своё выражение не в жалкой борьбе за существование, а в воле к битве, к власти и превосходству". Без войны человечество добреет, изнашивается, мельчает, стареет, морально умирает.

        Ницше прославляет войну, так как войны "очищают расу от «больных» "слабых". В ходе войн "высшие" расы насильственно утверждают своё господство над "низшими", освобождают их от излишка населения, оставляя только ту её часть, которая необходима (разумеется, как объект эксплуатации), и тем самым "оздоровляют” человечество, повышают жизнеспособность всего общественного организма".

       Реакционность и человеконенавистническая сущность этого раздела философии Ницше, являющегося конечным результатом "теории” воли к власти, настолько очевидна, что не нуждается в пояснениях.

      Таким образом, даже из краткого рассмотрения основных положений ницшеанства бесспорно следует, что Ницше - наиболее преданный, категоричный и красноречивый сторонник капитализма, что его учение предназначено исключительно для «теоретического» обоснования естественности насилия со стороны правящего класса по отношению к трудящимся массам, что предложенная им модель общества является восторженной одой рафинированному рабству.
 
       Совсем немного не дожил Ницше до того времени, когда его идеи начали пользоваться известностью. Уже в конце 90х годов 19 века имя Ницше стало популярным. Его произведения выпускаются значительными тиражами во многих странах Европы, вокруг них разгораются жаркие споры. Очень шумно обсуждается основной вопрос; признавать или не признавать Ницше? Уж слишком экстравагантны и откровенны его взгляды. Не являются ли они ущербным плодом больной психики?

       Однако вопрос о признание или непризнании Ницше был решен временем. В начале 20го века капитализм, исчерпав возможности «свободного предпринимательства», перерос в империализм, и «несвоевременная философия», как называл её сам Ницше, обрела исключительно своевременное звучание.

      Всего лишь через 33 года после смерти Ницше, с приходом к власти Гитлера и его клики, ницшеанство из спорной философской концепции превратилось в конкретный, руководящий принцип, определяющий не только моральную, но и политическую жизнь крупного государства центральной Европы.

     Германский фашизм, провозгласив себя наследником Ницше, воспринял ницшеанство в его прямом смысле без стыдливых оговорок, без либеральных прикрас и начал непосредственное, практическое осуществление ницшевских идей в своей государственной политике. Фашистские идеологи, понимая, что основные положения ницшеанской философии построены на весьма шаткой теоретической основе, голословно, из рекламных соображений поднимали своего кумира до уровня крупнейших классиков буржуазной философии, Но они не только возвеличивали Ницше. Они еще упрощали и подправляли его идеи, чтобы придать им более современный вид и приспособить их на службу практическим интересам национал-социализма.

      Помимо ницшеанства идеологические эксперты фашизма в поисках нужных им идей припадали и к другим ещё более сомнительным источникам.  Среди них следует отметить пангерманизм, теорию о жизненном пространстве, учение о естественных границах, евгенику.


Рецензии