Любимые книги

Позвали давеча меня в библиотеку. С читателями встретиться, рассказики свои почитать. Я себя писателем не считаю, но окружающие думают иначе и это мне очень льстит. Так что на встречу я с радостью согласился. Но меня предупредили, что моим графоманством дело не ограничится. Я должен буду немного рассказать о любимых писателях и их книгах. Я думал, что никаких трудностей не будет. Поделиться с людьми впечатлением от любимых книг, ну что может быть сложного? Оказалось -я ошибался.
Я стоял на против книжного шкафа, теребил бороду и не мог выбрать. Как из сотни прекрасных алмазов выбрать самый-самый. Вроде нашёл его, взял в руки, но тут твой взгляд падает на другой, не менее прекрасный алмаз, и рука непроизвольно тянется за ним. И так до тех пор, пока вся сотня искрящихся камешков не окажется в твоих ладонях. Но ведь не могу я взять с собой сотню книг. А уж рассказывать я про них, вообще, месяц буду. Кто меня месяц слушать будет? Значит, надо сделать над собой усилие и остановить выбор на трёх, ну, максимум, четырёх книгах.
  - Для тебя эта встреча важна? - Спросил я себя.
  - Конечно важна!  - Возмутился я в ответ. - Как будто ты не знаешь.
 Я на свое возмущение внимание не обратил и продолжил:
  - А раз важна, то первым делом тебе нужен талантливый рассказчик. И не абы какой, а с большой буквы Ры. Такой, чтобы любого словом заворожить мог.
  - Так это-же Довлатов! - Радостно воскликнул я. - Уж кто действительно умеет рассказывать истории, так это Сергей Донатович.
 Я взял с полки книгу. На обложке был нарисован усато-носатый дядька и над ним висело название: "Заповедник". Дядька смотрел на меня грустными глазами. То, что надо! "Заповедник" - это, на мой взгляд, одно из лучших произведений Довлатова. Хотя, многим моим знакомым Довлатов не нравится, и я понимаю почему. Они ищут в его произведениях то, что привыкли видеть в литературе. Драматургию, захватывающий сюжет, высокий слог, борьбу противоположностей. У Довлатова же, этого нет. Вернее, есть, но оно не выпячивается наружу. Довлатов ничему не учит, ни к чему не призывает, он просто рассказывает историю. Беседует с читателем на равных. Словно и не писатель он вовсе, а хороший товарищ, сидящий рядом с тобой за кухонным столом и рассказывающий о том, что с ним приключилось. Взять тот же "Заповедник", повесть, кстати, автобиографическую. Банальная, казалось бы, история. Семидесятые года прошлого века. Главный герой повести - Борис Алиханов, Ленинградский интеллигент, писатель, безуспешно пытающийся добиться признания на литературном поприще. Свои неудачи он, как водится, топит в алкоголе. Жена, устав от нищеты и пьянства, подаёт на развод. Главный герой, пытаясь найти в своей жизни островок стабильности, устраивается экскурсоводом в Пушкинский музей в Михайловском. Там он начинает зарабатывать деньги, завязывает с выпивкой и обретает какое-никакое равновесие. Входит в колею, так сказать. Но тут приезжает жена и сообщает, что хочет уехать в Америку и увезти их дочь. Всё равновесие летит в тартарары.
Главный герой алкоголик и неудачник. Вечно сомневающийся и создающий проблемы. Что же тут интересного? Но благодаря смелой самоиронии автора, благодаря его доброте и умению подмечать волшебные вещи даже в бытовой рутине, у читателя складывается теплое и светлое отношение к главному герою. Читатель идёт по повести плечом к плечу с Бобом Алихановым и ищет выход из сложного лабиринта проблем.
  - Хорошо. - Я положил в портфель томик Довлатова.  - С первым определились. Осталось выбрать ещё парочку.
  - А может одним обойдёмся? - С робкой надеждой спросил я. - Я ведь про Сергея Донатовича часами могу рассказывать.
 Я строго посмотрел на себя и твёрдо сказал:
  - Не надо. Если ты слушателей заинтересуешь, то тебя ещё на одну встречу позовут. Вот тогда и рассказывай про своего любимчика сколько душе угодно. Сейчас наша задача показать, что ты личность разносторонняя и круг твоих интересов бесконечен как вселенная. О, кстати, ты фантастику любишь?
  - Конечно люблю. - Ответил я, поражаясь своей мудрости и проницательности.
  - Замечательно. - Мои пальцы пробежали по корешкам книг, как по клавишам пианино. - Кого же выбрать? 
  - Давай Казанцева! Или нет, лучше Снегова! А ещё лучше - Станислова Лема!
  - Да погоди ты. Тут ведь главное читателя не спугнуть. Нельзя их сразу в фантастическую пучину кидать. Нужно что-то светлое, интригующее, но с глубоким смыслом.
 Пальцы скользили по книгам, словно подбирая нужную ноту.
  - Вот!
  - Клиффорд Саймак. - В слух прочёл я. - “Всякая плоть - трава“
 История от том, как в маленьком, ничем не примечательном городке начинают происходить странные события. Сначала его жители оказываются отрезанными от всего мира гигантским куполом, а затем... Уверен, что вы много раз смотрели и читали про контакт с высшим разумом. Уверяю вас, что вариант предложенный Саймаком вам даже в голову не приходил. Ну а концовка этой истории не оставит равнодушными даже самых прожжённых циников.
 Я положил в портфель и эту книгу
  - Теперь требуется отлакировать это дело каким-нибудь известным, общепризнанным классиком. Достоевский или Толстой? Кого выбираешь?
  - Булгакова. 
  - И где тут оригинальность?  - Презрительно фыркнул я. - Да сейчас только самый распоследний двоечник пятиклассник не восхищается “Мастером и Маргаритой"
  - А кто тебе сказал, что это будет “Мастер и Маргарита“? У Михаила Афанасьевича есть много других, не менее прекрасных, произведений. Например, вот это.
 Я бережно снял с полки зачитанную книгу. На потрепанной обложке было написано: "Белая гвардия"
Роман о кровавых событиях 1918 года. О том, как беспощадное колесо гражданской войны крушит и давит всё что с детства казалось вечным, прочным и нерушимым. И ты должен сделать выбор, от которого будет зависеть не только твоя жизнь, но и жизнь твоих родных и близких. Написан роман очень по булгаковски. Мягкость, душевность и теплота граничат с откровенным врачебным цинизмом. И от этого контраста мороз идет по коже. Рассказать о это романе невозможно, его надо прочесть и пережить.
Третья книга отправилась в портфель.
  - Ну вот, вроде бы, и всё.
  - Подожди. Ты же сказал, что можно четыре.
 Я подошёл к журнальному столику, на котором лежала книга Георгия Николаевича Данелии "Тостуемый пьет до дна". Я только вчера закончил читать её. Впечатления от прочитанного переполняют меня, а тут представился такой шанс поделится ими. Столько света, доброты, любви и лёгкой грусти собранных под одной обложкой я ещё не встречал. Книга состоит из коротких рассказов, которые словно бабушкино лоскутное одеяло окутывают тебя, согревают и оберегают от холода и жестокости окружающего мира.
  - Хороший выбор. - Одобрительно кивнул я. - Берём. 
 Я подошёл к зеркалу, поправил галстук, пригласил вечно растрёпанную бороду и глядя себе в глаза сказал:
  - И вот ещё что, дружище...  Ты бы прекращал сам с собой разговаривать. Шизофренией попахивает.
  - Да я ведь не постоянно. - Начал оправдываться я. - Так, иногда...
  - Ну ладно. - Я покровительственно улыбнулся. - Иногда можно. Мне, честно признаться, тоже нравится перекинуться иногда парой слов с таким приятным собеседником.
  Я подхватил портфель и вышел на улицу. В портфеле что-то еле слышно шуршало. Может быть забытый там целлофановый пакет, а может это книги тихонько перешёптывались, обсуждая неожиданное путешествие.
 


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Считайте , что я тоже присутствовала на Вашей встрече с читателями и не потеряла время даром! Спасибо за интересный рассказ! С уважением,

Алла Сторожева   13.08.2020 21:52     Заявить о нарушении