Чистое лицо

(из рассказа знакомого)
Вынужден констатировать: в настоящее время об успешности человека судят по символам его благополучия – наличию дома, квартиры, машины, а еще лучше – счетов в банках. Мне как русскому человеку весьма странно это слышать. Тем более, когда не говорится, где он все это взял, как взял – а может, украл у народа или обманул своих близких?
С точки зрения уже пожилого человека о людях хочется судить не по толщине кошелька, а по количеству и глубине извилин. Жалок, на мой взгляд, тот, кто за свою работу не только получает зарплату, но еще и оттопыривает карман для поощрения. И разглагольствует при этом о других: «Ну, и чего они в жизни добились? А у меня и квартира, и машина, и дача, и еще кое-что на старость есть!»
Таким невдомек, что сеющий в плоть пожнет тление. Да еще и вдобавок, по наблюдениям, такие люди после выхода на пенсию плохо кончают. С ними не только их бывшие подчиненные, но и соседи перестают даже здороваться. Вот он – конечный результат «успешности». Но не об этом я хотел в этот раз рассказать своим читателям, а вот о чем.
То, что какие-нибудь 30 - 40 лет назад было обыденным делом, стало сегодня предметом отдельного разговора. За годы моей жизни мне случалось не раз бывать и в больницах, и в поликлиниках. Иной раз в очереди у кабинета наслушаешься такого, что и бумага не вытерпит: и взяточница, и хапуга, да к ней без сумки и на прием не попадешь… И как разительны и приятны бывают перемены, когда главный врач с уже серебряными волосами очень вежливо и корректно обращается со своими пациентами! Потому что раньше врач своим честным служением всегда внушал людям уважение и добрые чувства.
Так вот, однажды мой «семейный» врач назначила мне уколы. А так как ФАПа у нас нет, то приходилось ездить на процедуры в поликлинику. Вот там-то я и познакомился с медсестрой Верой Васильевной. Это была женщина уже в годах, приятной внешности. Но самой удивительной особенностью ее внешности были глаза. Они были настолько ясными и чистыми, что, глядя в них, казалось, что будто видишь самого себя.
Вера Васильевна отнеслась ко мне очень терпеливо и внимательно. А когда стала делать укол, то я даже его и не почувствовал, хотя эта процедура мне знакома, и я всякий раз зажмуривал глаза и ждал чего-то страшного.
Наученный горьким опытом хождения по больницам, я захотел отблагодарить ее. Но когда Вера Васильевна увидела в моих руках «благодарность», она, несмотря на возраст, буквально отпрыгнула от меня. Ее лицо побагровело от негодования, и она с гневом произнесла: «Что Вы меня позорите, неужели я Вам что-то плохое сделала?» И продолжила: «Если я еще раз такое увижу, то больше ко мне не приходите».
Потом мы с Верой Васильевной подружились, и по окончании лечения я преподнес ей несколько гвоздик. Прощаясь с ней, я подумал: а ведь, возможно, она ничего не слышала об одной весьма древней истории. А именно – о разговоре Александра Македонского с Диогеном, который, восторгаясь своим могуществом, пришел к Диогену со словами: «Я – царь Александр Македонский. Проси у меня, что хочешь!» И каково же было его удивление, когда живущий в бочке человек, питающийся подаянием, ответил: «Отойди и не заслоняй мне солнце». Вот оно – величие человека! И Александр, вернувшись к воинам, изрек: «Если бы я не был Македонским, то я бы хотел быть Диогеном». Да и не только он… Давно известно: не называй своим ничего, кроме своей души.
Как же такие встречи радуют нас! Казалось бы, эти люди совсем незаметны, но они добросовестно делают свое дело. И таких среди нас немало, просто они не на виду. Пожалуй, придется признать: чем дальше от столицы, тем люди чище душой…
Да, и еще: эту женщину можно часто увидеть в храме. Видимо, правильно: жизнь – служение, а не наслаждение.


Рецензии