Десятый сноп

       Во время летних каникул  мы помогали  маме   и на своём огороде,  и на колхозном поле.  В жаркие дни, в те далёкие годы, колхозники в поле  вручную жали рожь.  Я помню, как летом  в один  их таких жарких дней, мама взяла меня с собой на колхозное поле.  Босиком по жниве  идти было очень колко. Она посадила меня  себе на плечи и  несла до своей полосы.
  С двумя серпами в руках , сидя наверху,  я впервые увидела   огромное,  блестящее  золотом поле.
 А дрожащее над бескрайнем полем марево, виднелось  вдали  горизонта     каким  - то  чудом.
  Под нещадно палящим  солнцем,     мы  без воды, без еды   пока  не сядет  солнце, серпами    жали  в  пышущим жаром поле,  колхозную рожь.
   Перевяслами перевязывали  каждый сноп.     Укладывали снопы  " колодцами" по всей сжатой полосе.    Десятый сноп  был   нашим  заработком.  Мы его увязывали не перевяслом -  (поясок из соломы), а верёвкой.   Со свисающими зрелыми колосьями, сноп получался большой и красивый. И когда  солнце уже  садилось, по этой же колючей жниве мы возвращались домой.  Но теперь вместо меня,  на спине у мамы  был  этот тяжёлый " десятый сноп"    У меня были  исколоты  и руки , и ноги,  но от усталости, боли я уже ни чувствовала. Шла и пела  песню  "Широка страна моя родная».  Ржаные снопы  мы у себя во дворе  молотили цепами на току – (утрамбованной земле).    У нас была своя небольшая ручная    мельница, так называемый "жёрнов." Это два круглых камня с отверстиями и рукояткой.      Ссыпая по горстке зерно на камни  и  вращая их  рукояткой    получали муку.     Мука ручейком  стекала в деревянную  посуду.  Из этой муки  в русской печке пеклись  самые вкусные  ржаные  лепёшки.
 И  ещё мне запомнилось, как мы каждое лето, ходили  рано утром в "криушинские горы " по ягоды.


 
     По ягоды

Сухое, жаркое лето.
Вышли из дома с рассветом
Девчонки - большой ватагой
По ягоды - к дальним оврагам.

Ржаное, огромное поле
Колышется в дымке как море!
Не видно уже Василёвки,
Привязаны к банкам верёвки.

По ягодке собираем -
Спелую выбираем:
Красную землянику,
Розовую клубнику.
Вот и закрылось дно
Дальше пойдёт само.

В полдень- обратный путь
Вместе горланим песни!
Устали, жара и пусть  -
С песнями интересней!


               
                -  2 -


Рецензии