Дым от пожара

Этот рассказ записан со слов участницы событий. Бывшая учительница, а в настоящее время пенсионерка, живет в одной из наших деревень. И болеет душой за свою малую родину и за судьбу других таких же скромных уголков нашего общего дома - необъятной России…
Раньше эта деревня была окружена полями, а вдоль реки находились покосы, которые почему-то называли кулигами. Теперь трава на сено никому не нужна, и покосы зарастают бурьяном.
Правду сказать, в большинстве наших деревень не только корову – овцу не сыщешь, да и петуха не услышишь. А ведь раньше деревня жила полнокровной жизнью. Сейчас же она превратилась в населенный пункт со всеми вытекающими из этого последствиями. И то, что произошло в данной конкретной деревне, рано или поздно должно было произойти. Похожие случаи могут произойти где угодно, да, видимо, и происходят.
Весна в этом году выдалась на редкость сухая и ветреная. И уже в конце апреля, когда огородники вскапывали гряды, приходилось поливать их, чтобы семена не высохли и дали всходы.
На майские праздники народонаселение деревни, как всегда, возросло. Вместе со взрослыми приехала ребятня, охочая до развлечений. И как уж тут получилось: то ли захотели детки покурить тайком от родителей, то ли костер развели – история, как говорится, умалчивает. В результате произошло возгорание травы, а сухость и ветер способствовали быстрому распространению огня.
О случившемся бывшая учительница узнала от прибежавшего в деревню мальчика. Она тут же поспешила по домам оповещать людей и звать на помощь, потому что такую беду можно победить только всем миром.
Кто-то из односельчан действительно быстро собрался и побежал на место возгорания. Но были и такие, кто продолжил праздновать, отговорившись: не мое, мол, это дело, пусть пожарных вызывают.
А в одном из дворов учительнице пришлось выслушать целую лекцию. Пожилой москвич, живущий в деревне недавно - лет пять, высказался довольно оригинально:
- Нина Ивановна (так звали учительницу), вот Вы говорите – пожар. Да, это страшно. Но со мной произошло событие страшнее – у меня украли родину.
Раньше я знал: вот моя речка, мой лес, моя школа, мой завод. Где все это сейчас? И кто я теперь на самом деле? Раньше я знал: житель деревни. А сейчас – владелец участка со строением. Когда я слышу по радио или телевидению рассуждения чиновников о работе «в содружестве с бизнесом», мне хочется крикнуть в ответ словами Левши из одноименной повести Лескова: «Передайте царице, что не надо ружья кирпичом чистить, они стрелять не будут»…
Не дослушав не ко времени произносимую речь, Нина Ивановна побежала оповещать о пожаре других жителей деревни. Без добровольцев было не справиться: приехавшая на тушение пожарная машина оказалась без воды, а в пруду, выкопанном силами местной администрации, воды отродясь не было.
Но, на счастье, рядом протекала речка, к которой можно было подъехать. Вот так - сообща, усилиями жителей и пожарных, удалось справиться с огненной стихией. Правда, не без потерь. У некоторых добровольных огнеборцев, затаптывавших огонь, прогорели подошвы обуви, а кто-то пожертвовал телогрейкой.
После этого в деревне было много разговоров на тему пожарной безопасности. Люди говорили, что каждой деревне необходим пожарный сарай со всем инструментом, вспоминали, что раньше в любой деревне был пожарный пруд с водой и на видном месте висел рельс для оповещения о пожаре.
Казалось бы, пора что-то делать? Ан, нет, поговорили – и хватит. Вот и ждут с опаской жители почти опустевших деревень, что весной такое снова может повториться.
А в сердце пожилой учительницы после того случая закралось сомнение: а может, он в чем-то и прав, тот москвич?


Рецензии