Феномен русской тоски

Анализируя поэтику ярчайших произведений русских поэтов и писателей, можно столкнуться с таким интересным явлением, как феномен русской тоски. Дефиниций у слова "тоска" множество и в этом вся соль.  Это и уныние,  грусть, хандра - ну, чем не Онегин? Это и скорбь, горе,  печаль - почти все творчество Цветаевой, немного Ахматовой, Бродского,  Мережковского.
Но также тоску можно трактовать, как внутреннюю пустоту,  незаполненность, опустошенность. И здесь уже наблюдается некий экзистенциальный кризис... Человек,  не в силах унять боль от недопонимания смысла собственной жизни,  своего существования и ценности жизни, опускается в омут глухой черной тоски, которая выступает не только, как эмоциональный фон,  но и в качестве основы мироощущения.
 Практически все поэты Серебряного века наделены экзистенциальным сознанием,  в силу чего их стихи становятся не просто откровением,  а настоящей исповедью. Тоска не просто главный концепт их творчества, она отражается в самом сознании русских поэтов,  являясь главной доминантой их новой ипостаси -  поэта-проводника сложной всепоглощающей черной тоски.
"Тосковать" - это и скучать по ком-то. Человек тоскует при разлуке и вдали от любимых. У символистов,  например у Блока,  тоска по другой реальности,  по другому миру - недосягаемому,  но очень притягательному. Тоска от невозможности переступить грань и открыть для себя нечто совершенно новое. Тоска как безысходность,  безнадега - гимн пессимизма и пассивной созерцательности окружающего мира...
Тоска - это важная часть русской культуры,  русской ментальности. Без нее не было бы половины величайших произведений,  так как тоска навеки сплелась с мироощущением русского человека.


Рецензии