На уборке урожая

Когда-то в советские годы нас посылали работать на колхозные поля. Недалеко от города Миасс по направлению на юг от Старого города находился совхоз Черновской. Вот там мы, учащиеся из миасского педучилища, и отрабатывали  по месяцу в каждую осень. Девчонки работали на полях (убирали картошку), а мы, парни, должны были на совхозных лошадях с телегами подвозить им питьевую воду в сорока литровых бидонах. И алюминиевую кружку оставляли при каждом бидоне. Мы скооперировались с Мишей Ильиным, с моим земляком и другом ещё со школьных лет на прииске Тыелга. Я вполне владел ситуацией в части запрячь лошадь, расслабить подпругу и напоить коня в ручье или озерце. Этому меня научил мой дед. Поэтому мы с Мишей довольно легко управлялись со своей повозкой.
  Девчонки выезжали на машинах, и назад их забирали с полей и везли в старый совхозный клуб, подготовленный для жилья (нары в два этажа и солома на них). Спали, понятное дело, не раздеваясь, а прямо в обуви и рабочих телогрейках. Это было уникально. Примерно триста пятьдесят человек девчонок и пятнадцать парней. Хохмили ночами... Утром снова раньше всех девчонки уезжали в поля, а мы, парни, шли запрягать своих лошадей в такие повозки, какую я выставил на фото, заливали в колодце воду в шесть бачков, ставили их на телегу и ехали в поля следом за девушками. Повозок нам организовали где-то шесть или семь. И вот мы едем километра три-четыре и в полях расставляем бачки, чтобы девушки могли пить во время работы. Полностью разгрузив свои телеги, мы ехали на другие поля и набирали морковь или репу, мыли овощи в ручье и везли сладкие дары нашим девчонкам.
Обед нам привозили на поле местные поварихи, выдавали алюминиевую посуду, с которой мы подходили к машине, с кузова которой нам наливали супы, потом давали второе и третье. Кормили отменно! Можно было брать добавку. Все наедались от пуза... Потом лежали и травили анекдоты на краю поля. Чудесные были времена! Стихи эти родились  позднее и вошли в мой первый поэтический сборник "Берёзовый лог", выпущенный в Москве в 1977 году.


* * *

Хорошо на картофельном поле
Поразмять после лета бока,
Увлечённо о чём-нибудь споря,
Клубни брать за рога как быка...

В синий полдень в берёзовой чаще,
Подобравшись к весёлой братве,
Со своей обжигающей чашкой
Растянуться на мягкой траве;

Последить за шмелём полусонным,
За округой, что залили сплошь:
По-сентябрьски рыжее солнце
и по-майски
зелёная рожь;

Под спокойным кружением птицы
в жизнь взглянуть,
что там ждёт впереди?
На коленях девчонки забыться
С васильковым венком на груди.


*   *   *

Ехали мы, ехали,
ухали и эхали,
а иные ухари
эхали и ухали.

- Ах, какие хахали
едут... - девки ахали.
- С нам, что же,
плохо ли? -
вслед нам бабы охали...

выезжая за поле,
ни одной не сцапали,
ни одной не выбрали
и коней не выпрягли.

За леском не эхо ли,
да не в наше ухо ли,
говорит “проехали”,
говорит “проухали!..”


Рецензии