Морфи и Фишер. Первое приближение

Этюды о великих. Эскизно

Партия Пол Морфи – Консультанты

Играна в ложе Парижской оперы в 1858 году.

Партия длилась 17 ходов.

Из них Пол Морфи сделал:

Три хода пешками
Один ход чернопольным слоном
Один ход королевским конём
Два хода ферзевым конём
Три хода белопольным слоном
Один ход королём
Один ход ферзевой ладьёй
Два хода королевской ладьёй
Три хода ферзём
Итого: 4 + 2х2 + 3х3 = 4+4+9 = 17

Симметрии Пола Морфи в партии с Консультантами:

Вывод двух пешек по центру
Вывод двух коней к центру
Вывод двух слонов на поля g5 и b5.
Взятие пешкой d4:e5 (симметрия доски по диагонали)

Создание сильных угроз Полом Морфи

Ход конём Kf3 – угроза забрать пешку у5
Ход пешкой d2-d4!! – усиление угрозы выиграть пешку на е5
Пешечное взятие в центре d4: е5 – угроза после размена ферзей выиграть центральную пешку с созданием угроз «коневой вилки».
Ход Сс4 – угроза матом на f7
Ход Фb3 – угроза матом после С:f7+ на e6  и взятия пешки на b7
Ход К:b5 – угроза «коневой вилкой» на c7
Ход 0-0-0 (длинная рокировка!) с угрозой взятия коня на d7 и угроза в случае длинной рокировки чёрных поставить мат путём Ca6+ и Фb7
Ход Лd1 – угроза выиграть фигуру на d7
Ход C:d7 со «слоновой вилкой на» e8 и e6 – угроза выиграть ферзя
Жертва ферзя Фb8 с угрозой мата ладьёй на d8 (реализована) или угроза выиграть ферзя.
Таким образом, четыре хода с угрозой поставить форсировано мат
Шесть ходов с угрозой получить материальное преимущество, при этом три – с «вилками». Две «коневых» и одна «слоновая».
Ход Фb3 – это тоже «вилка», только типичная ферзевая, сочетающая две угрозы – по вертикали – пешке, и по диагонали – мат в два хода.
В ответ на этот поток угроз Консультанты только один раз создали угрозу поставить шах с разменом ферзей ценой стратегической потери своей пешки.

Логическая формула начала партии Морфи-Консультанты

Пешка – пешка, конь – пешка, пешка – слон, пешка бьёт!
Из семи первых перемещений пять совершены пешками!

Первопричина разгрома позиции Консультантов

Обычно комментаторы не уделяют внимания следующему моменту:
Пол Морфи выводит Коня в центр, а Консультанты выводят слона на фланг.
Возможно, именно в этом заключается главный порок построения чёрных, получивших ранее стеснённую позицию чернопольного слона.

Потрясающая простота и кристальная ясность

Рассмотрим ситуацию освобождения диагонали для чернопольного слона и вертикали для матующей ладьи.
Первоначально финальному мату препятствуют конь на f6, ферзь на е7, ладья на d7.
Морфи получает шанс на успех такой атаки после хода чёрного ферзя на е6.
Теперь Морфи сначала освобождает диагональ для слона, беря ладью слоном, а затем освобождает вертикаль для ладьи, отвлекая коня жертвой ферзя.
Поразительная прозрачность плана белых завораживает зрителя!
Это действительно классическая музыка атаки!
На доске остаются только две белых фигуры, атакующие позицию чёрного короля.
Это – «последние из могикан».
Не будь матующего хода – и белым впору сдаваться!
Белые максимально используют энергию взаимодействия ладьи и слона!
Соединение ладейной вертикали и слоновой диагонали поражает простотой и совершенством.
Ладья использует свою вертикаль на всю глубину, по максимуму.
Слон из пяти полей своей диагонали использует четыре!
При этом слон встал на эту ударную позицию одним-единственным ходом.
Ладья также встала на позицию решающей атаки единственным ходом.
Ход слона, ход ладьи и матовый финал обеспечен!!
Можно ли двигаться более эффективно?
Грандиозная лаконичность!

Прикол от Морфи

Рокировка – свадьба короля.
Королевская ладья любит своего Короля, но он выбирает «другую».
Тем не менее, влюблённая занимает место «законной жены»!
Но ею движет жажда мести.
Она теперь желает изменить мужу с его соперником.
И она готова умереть с избранником в один день и час, бросив отказавшего ей ранее супруга.
Мировой сюжет!
Достоин балета в стиле блистательного танца «Ботафого».

За сколько ходов?

Цель игры – уничтожение короля неприятеля – мат достигнута за 17 ходов?
Но это - фиксация неизбежного - занимает семнадцать ходов.
Можно было смело сдаться и не дожидаясь семнадцатого хода белых.
Форсированный мат уже содержится в положении фигур!
Значит шестнадцать ходов?
Но чёрные, обнаружив угрозу мгновенной жертвы ферзя, могли смело сдаваться после пятнадцатого хода, не досматривая «кино».
Но ведь и взятие слоном ладьи с вилкой ферзю и королю очевидно «отражается» исключительно взятием конём, с неизбежным форсированным Матовым Финалом.
Значит, сделав четырнадцатый ход ферзем на е6 чёрные могли тут же рассчитать очевидный вариант и пожать партнеру руку!
То есть партия была полностью выиграна уже после четырнадцатого хода белых?
Или раньше?
Ход «последней» ладьи на d1 очевиден, ясен и прост.
Не брать ладьей с d8 на d7, очевидно нельзя!
Значит, форсированный вариант начинается с тринадцатого хода?
На мой взгляд – раньше!
Сделав ход пешкой на b5, чёрные уже подписали своему королю смертный приговор.
После жертвы коня на b5 спасения у чёрных уже не было.
Хуже у них было уже после хода слоном на g4.
Но полностью безнадёжно стало именно после b7-b5??
То есть партия по существу была выиграна в десять ходов.
Следующие семь ходов только раскрывают оппонентам весь реальный ужас их положения.

Пол Морфи превосходил современников в мгновенном далёком и точном расчёте  позиций.
Равных себе он не обнаружил. и впал в величайшее уныние.
Его бортовому процессору было чудовищно скучно.
Ему, по существу, не с кем было играть.
Оставшись в этой песочнице в полном одиночестве, он этого одиночества не выдержал.
И кто из нас знает, как он себя поведёт, оставшись один на один со Вселенной, на абсолютно необитаемом острове.

Шахматы абсолютно беспощадны к тому, кто превосходит современников в счёте.
Составляющая Игры – реальная ситуация равноправного поединка.
Без равносильного соперника полноценная Игра невозможна и просто теряет именно то, чего совсем не ищут компьютеры – Смысл!
Фишеру довелось противостоять не только сильнейшим шахматным мозгам, но и наисовершеннейшей машине подавления Личности.
И Фишер нашёл в этой Игре против Системы потрясающий вариант.
Он сознательно создал ситуацию гарантированного проигрыша и Система расслабилась.
На два игровых дня.
Фишеру этих двух дней хватило!
И «внезапно» счёт превратился из «минус один»  в «плюс один»!!
Система переоценила возможности выигрыша у этой совершенной счётной машины.
Фишер на пути к своей цели уступил Ларсену первую доску в Матче Века,
Проиграл партию на межзональном, проиграл партию Спасскому и на вторую игру просто не явился.
И всё это были неочевидные ходы против Системы!
На Тайманове, Ларсене и Петросяне он проверил свои возможности пересчитывать конкурентов, при этом два матча «достал» со счётом 6:0 и с Тиграном показал серию из четырёх побед кряду.
А потом, чтобы избежать вполне предсказуемой ликвидации встал в «минус два».
И Система ему «поверила» и расслабилась.
Подлинная история этого невероятного поединка до сих пор не написана!
Но главное отличие Фишера от Морфи всё же просматривается.
Морфи играл исключительно против людей.
Фишеру пришлось бороться против феноменальной Системы.
Эта дополнительная опция продлила его дни, но принципиально не изменила «конфигурации» одиночества гения.
В конце концов, одиночество от того, что смог переиграть Систему, становится только глубже и сильнее.
«Сильнее всех» переводится как «играть не с кем»!
А человек только тогда человек, когда он – по Шиллеру – играет!
Пушкин прав!
Что наша жизнь, если не Игра?
Играть не с кем!
И ты так одинок!


Рецензии