Мир прикосновений

                Хороший колокол звенит даже
                от лёгкого прикосновения.
                Вьетнамская поговорка



               Нежное прикосновение к душе оставляет глубокие следы.
Святое Писание, как подтверждение данным словам, изобилует примерами исцеления  больной женщины, слепого, умершего одним лишь прикосновением. Возможно поэтому "жажда прикосновений – важнейшее из основных желаний", – как написал Януш Леон Вишневский?               
Мир прикосновений дарован каждому от рождения для познания, как самого себя, так и окружающей среды.
Каков он, мир, обнимающий дитя во чреве матери со всех сторон? Мягкий, тёплый как мамина ладонь? Хрупкий, как одуванчик? Холодный, с острыми, режущими гранями? Какой мир родители предоставляют ребёнку для построения его новой жизни? Счастливый, беззаботный? Или пекущий, резкий, оглушающий и страшный?
В мультфильме "Котёнок по имени Гав" Кот учил малыша уму-разуму:
- Котёнка с таким именем во дворе ждут одни неприятности!
- Они меня ждут, эти неприятности? Я пошёл!
                У слепого или слабо видящего мир сосредоточен на кончиках пальцев. Если он не решится протянуть руку и потрогать обследуемый предмет, он никогда не познает его, для него предмет не будет существовать, как данность. На ум приходит удивительная притча о трёх слепых мудрецах, изучающих слона с разных сторон. Один обследовал хвост, другой хобот, третий – ногу. Все трое так и не пришли к общему знаменателю: каков на самом деле слон.
                Чтобы понять и принять многогранность мира, маленькому человеку необходимо играть, играя, прикасаться и к шелковистой шёрстке кошки, и папиной щетине, и шершавой наждачной бумаге. С помощью взрослого в игровой форме понимание ребёнка облегчат сравнения: влажный нос и воздух, сухой старик и кашель, скользкий человек и карась, гладкая кожа и дорога, колючий ёж и характер, холодный взгляд и снег, горячий чай и лоб… что расширяет кругозор и словарный запас, учит анализировать и сравнивать. Что нужно от взрослого? – терпеливый, ежедневный труд и готовность прийти ребёнку на помощь, успокоив и ответив на все вопросы.
              Взрослый знает, и в этом его преимущество, что кипятком можно ошпариться, ножом – порезаться, с высоты – упасть, током бьёт. Откуда? – На собственном опыте! Ребёнок неопытен, но в нём живёт неутомимый исследователь нового и запретного. Из лучших побуждений мама/папа неустанно твердят: «Не суй пальцы в розетку! Не играй с огнём! Не лезь в лужу! Не беги через дорогу!» и т.д. Запреты и ограничения со всех сторон. И главный ограничитель – взрослый. Из ребёнка может вырасти или неслух и бунтарь, или трусишка и истерик. Не обращать внимания? В таком случае, из потенциально ласкового малыша, которого поили-кормили-одевали, но обделяли душевным теплом, лишая внимания, предоставляя самому себе, вырастает пугливый зверёк. Для него мир огромен и страшен.
Алёша, переходя с бабушкой магистраль, оставил её руку и побежал догонять подружку Машеньку. Ничего с детьми не случилось, они удачно перебежали дорогу. Догнав детей, бабушка с горечью произнесла:
- Как же так! Ты оставил меня одну посреди машин! Мне было так страшно! - На обратом пути из рощи первое, что сделал малыш, крепко взял бабушку за руку.
Задача взрослого – найти золотую середину между «можно» и «нельзя». Вести переговоры с ребёнком задача не из простых. В отношениях «взрослый-ребёнок» должно соблюдаться правило ведущий-ведомый. Находясь рядом с малышом, на первое место выходят такие качества, как дипломатия и самодисциплина. Мамы/папы не рождаются сразу взрослыми родителями, а тем более, дипломатами. Учатся! И ребёнок учится! Как добиться послушания и что проще: приказать, прикрикнуть, ущипнуть, наградить подзатыльником или оставаться спокойным и уравновешенным, когда малыш кричит и требует желаемое полчаса? Час? Два? У кого терпения больше? Кто сломается первым? Во главу угла выходит доверительный контакт с ребёнком: визуальный, тактильный, эмоциональный. Если ребёнок верит взрослому, то будет слышать и слушать его. Если нет, включается механизм манипулирования.
Яркий пример покорного ребёнка с подавленными, не воплощёнными в жизнь желаниями, –  девушка Юля, 28 лет, высокообразованная, учтивая, но пугающая нелюдимостью и необщительностью, наглухо закрытая, как от посетителей, так и от сотрудников по работе. В разговоре она никогда не поднимала глаза и никому не позволяла притрагиваться к ней, резко вздрагивая и отшатываясь, если это случалось. Как будто о ней написал Элиас Канетти: "Человеку страшнее всего прикосновение неизвестного".
Почему? Вследствие чего? Что произошло с Юлей и когда?
Может, тоже, что и с Алексеем, 3,5 лет, знающего, что такое болеть и плакать, но не знающего, что такое – смеяться, сотканного из сплошных фобий, боящимся всех и вся? Его пугали открытое и замкнутое пространство, солнечный и лунный свет, закрытые и раскрытые шторы, текущая вода, падающие снежинки. Гостей он встречал исключительно с автоматом наперевес. Оружие было игрушечное, но страх и агрессия малыша были подлинными. Лёша, не доверяя бабушке, подвергал сомнению даже слова в стихах.
– Осеннее солнце балует, листву в обе щёчки целует, – читала бабушка.
– Нет! Так не бывает! – кричал мальчик. – Солнце может целовать только меня!
 На прогулке в парке бабушка обратила внимание Алёши на листья, окрашенные в разные цвета, чем удивила малыша. Моменты удивления, восхищения, потрясения значительны для ребёнка. Это открытие, познание нового. Один шажок – и мир ожил, стал понятней, ближе.  Стрелка детского «нет!» дрогнула, и это была первая победа. Когда на очередной прогулке бабушка мальчику показала блестящую спинку муравья и добавила:
– Вот и его солнце целует! – он согласно кивал головой.
– Что ты делаешь, бабушка? Зачем? Не надо! – испуганно повторял Алексей, когда та смеялась в голос.
– Мне смешно и весело! Поэтому смеюсь!
– А как смеяться?
– Очень просто: ха-ха-ха.
И совсем не просто было выдавить смех из себя мальчику. Он учился! Его первые «ха-ха» были не потому, что его что-то рассмешило, а потому, что он учил их произносить! Они были похожи, скорее, на кашель, чем на смех! Счастье пришло незаметно, когда в доме зазвенел заливистый звонкий колокольчик детского смеха.

В один из дней бабушка с внуком поехали в город. Что явилось серьёзным испытанием для мальчика и новым шагом на пути к исцелению. Городской шум и без того пугал его, но от неожиданного снега Алексей запаниковал, когда почувствовал снежинки на лице. Бабушка присела рядом и, заглядывая в глаза, сказала:
– Каждая снежинка любит тебя.
– Неправда! Они колются! – плакал малыш.
– Каждая снежинка целует тебя. И от любви к тебе тает, – успокаивала бабушка.
Алёша улыбнулся, взял бабушку за руку, закрыл глаза и запрокинул голову к небу. Так они и шли, держась за руки: бабушка и улыбающийся ребёнок с запрокинутой к небу головой, лица которого легко касались снежинки.
Далеко не сразу, шаг за шагом военный арсенал вытеснил мягкий маленький ёжик Жёлтая Иголочка, который тоже всего боялся, поэтому очень хорошо понимал страхи мальчика, но бесстрашно шёл в тёмный лес и отпаивал большого страшного, простуженного волка чаем с малиной. Приносил малышу фрукты на спинке, учил не бояться мыть руки, затем ножки, начиная со ступней, постепенно доходя до коленок. Разучивал стихи и поговорки, учился держать мел и ручку. Главное, что у ёжика мальчик учился радоваться и побеждать страхи. И знает только Алёша, что рассказывал ему ёжик, когда лежал рядом, охраняя сон. И есть в том великая тайна исцеления, когда маленький мальчик доверился ещё более маленькой игрушке.
     Родители Алексея оформили визу. Момент прощания, как точка невозврата в прошлое. Последний взгляд ребёнка. Поворот головы. У края бордюра. Шаг - и две любящие души разделят границы. В глазах мальчика - трагедия. Как не кинуться вслед?! Как не рыдать от страха перед расставанием?! Как суметь удержать себя в руках, а чувства в узде?! Как... Бабушка улыбнулась и сказала:
- Дорогой! Ты идёшь через дорогу не один! - и он крепко взял за руки маму и папу. 
Роль родителей – быть для своего ребёнка защитником, опорой, готовым каждое мгновение откликнуться на смех или плач, не остаться безразличным, быть круглосуточно заинтересованным в жизни ребёнка. Не отмахиваться, быть добрым и внимательным другом, а не придирчивым и назидательным педагогом, читающим многочасовые морали. Не остаться чёрствым и глухим, экономя на похвале, ласковых словах и прикосновениях.
                Нехватка времени, терпения, усталость – непозволительная роскошь, когда совсем рядом со взрослым сердцем, бьётся маленькое доверчивое сердечко. Кому повезёт услышать своего ребёнка, тому откроется необъятный мир детства, который давным-давно был и его родным домом, в который так старательно, взрослея, многие закрывают двери.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.