Злодейское убийство монахини Еликониды

О нем сообщил «Саратовский духовный вестник» 6 февраля 1911 года. «27-е сентября 1910 года было тяжелым днем в жизни Вольского Владимирского женского монастыря. В этот день, около 2-х часов пополудни, была зверски убита восьми десятилетняя старица, монахиня Еликонида», - так начинается статья в еженедельном журнале.
Эта женщина, девица Екатерина Николаева, крестьянка из села Богородское тогда Самарской губернии, вместе с односельчанками Анной Дмитриевой и Дарьей Фроловой основали иноческую обитель в Вольске. Они добрались до города на Волге в 1856 году. Соборный протоиерей отец Петр Бибиков помог им не только получить разрешение на основании обители, но уговори местные власти подарить женщинам участок земли, на котором в 1858 году и открылся монастырь.
А до этого, как написано в «Саратовском духовном вестнике», Екатерина Николаева «в числе уже шести монахинь, целое лето жила здесь под открытым небом, вместе с другими плела своими руками плетневую изгородь вокруг обители, заботилась о постройке келий, для увеличения скудных средств ходила на полевые работы к окрестным землевладельцам… ». Отмечается, что Николаева вела строго монашеский образ жизни, «отличалась необыкновенным добродушием, кротостью и смирением, к другим всегда относилась с любовно и почтением…»
Кто же тот злодей, поднявший руку на беззащитную праведницу? Это известный в городе рецидивист, сапожник Николай Смирнов. В тот день монахиня Еликонида вышла в монастырский сад набрать валежника для топки печек. Смирнов ломом пробил голову женщины, снял с нею башмаки и бросился бежать. Лишь через какое-то время монахини оказались на месте преступления. Вызванный врач «констатировал проломление черепа, кровоистечение в мозг и полную безнадежность. Через три часа, как заблаговестили к вечерне, монахиня Еликонида скончалась».
29 сентября тело усопшей с крестным ходом перенесли в монастырский храм и совершили
заупокойное всенощное бдение. А в день погребения - заупокойную литургию и отпевание.
Перед  отпеванием священник сказал: «Раба Божия монахиня Еликонида, почтенная старица, с самого основания, более полувека, жила и подвизалась в обители. С юных лет она оставила Mир со всеми его прелестями и затворилась в иноческой кельи, праведно прошла трудный иноческий путь жизни и переселилась в небесные обители мученической кончиной. Этими путем перешли туда и многие святые…
Такою смертно скончались апостолы, мученики, умер и Сам Иисус Христос, убиен был. Твердо веруем, что и она получить вечное блаженство… Сейчас мы приступим к совершению молитв, которыми Святая. Церковь напутствует умерших иноков в жизнь загробную; из них мы научимся, как суетно и тщетно все земное и какая награда ожидает праведников в светлых райских обителях, и будем, как можно, усерднее молиться о рабе Божией новопреставленной убиенной монахине Еликониде, что бы сподобил ее Господь радостного воскресения и вечного спасения».
     Монахиню погребли рядом со схимонахиней Дорофей (Дарьей Фроловой) с северной стороны храма, около притвора. «Прекратилась ее праведная жизнь на земле, - заканчивается статья, - но, да не оскудеет в обители тот дух истинного монашества, которым была проникнута усопшая».
Какое же наказание понес убийца? Газета «Саратовский листок» 19 января 1911 года сообщила: «Мещанинъ Николай Ивановъ Смирновъ за изнасилованiе и убiйство престаре;лой монашенки вольскаго монастыря приговоренъ окружным судомъ к 12 годамъ каторги». Как видно, наказание не столь уж и сурово.
Любопытна и другая информация из зала суда. В ней сообщается, что крестьянка Вольского уезда Акулина Боронова убила мужа. На престольный праздник Рождества Богородицы они вдвоем зашли к знакомой, и выпили у нее винца. А дальше подсудимая показала: «Когда пришли домой, муж, как всегда, стал меня бить… Я от него вырвалась и побежала на двор, он за мной: «Убью», - кричит. Я схватила попавшееся под руку березовое полено, обернулась, и, скрепя сердце, ударила его по голове. Потом еще». И убежала к соседям. Свидетели дружно встали на защиту женщины: «Покойный, как только отделился от отца, стал сильно пить, всячески издевался над женой, - остриг ей косы, часто бил ее, выгонял с детишками на мороз…». А также заявили, что муж приводил домой любовницу, а домочадцев выгонял на мороз.
После большой речи защитника Зубова подсудимая упала на пол перед присяжными заседателями и умоляла помиловать ее. Корреспондент сообщил далее: «Перед присяжными заседателями появляется ее мальчик и также просит простить «мамку».
Присяжные все же признали Боронову виновной, но заслуживающей снисхождения. Поэтому и отправили в тюрьму на 4 месяца. Такие вот истории случались в не такую уж и давнюю старину...


Рецензии