Вольский спаситель Ивана Грозного

Речь идет о Дмитрии Федоровиче Богословском. Нет, конечно, он не спасал жестокого царя Ивана. Но свой след в истории государства российского оставил…
Он родился в 1870 году в Вольске. Лишь недавно удалось выяснить, что его отец, Федор Алексеевич, в тот момент служил помощником смотрителя и учителем в духовном православном училище. И при этом являлся студентом семинарии. Позже, чтобы дать сыну хорошее образование, Богословские переехали в Саратов. Там глава семейства преподавал в различных учебных заведениях. Вплоть до революций 1917 года. После его познания в области православия оказались ни кому не нужными. Так или иначе, но Дмитрий окончил духовную семинарию. И перебрался в Петербург, поступив в Академию художеств, где занимался в мастерской Ильи Репина. Звание художника он получил за картину «Странички истории пугачевского бунта». Но решил посвятить себя реставрации, выдвинув принцип: «Основная задача реставрирования заключается в том, чтобы сохранить данное художественное произведение, данную картину в том виде, как она есть в данный момент, остановив дальнейшее её разрушение».
Кто убивал царя и его сына
Многим ли теперь известно, что полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» было сильно изрезано, практически убито. Один из трех ударов Абрама Балашова, иконописца и старообрядца, пришелся на лицо Грозного: от середины виска, пересекая ухо, до плеча. Второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича. Третий – повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. Это произошло в начале 1913 года.
17 января автор полотна Илья Ефимович Репин заново переписал голову Ивана Грозного. Попечитель Третьяковской галереи Игорь Грабарь пришел в ужас от увиденного: «Голова Грозного была совершенно новая, только что свеже написанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть». Игорь Эммануилович, сам бывший живописцем, керосином протер ватой все прописанные места. И от недавней живописи Репина не осталось и следа: вновь засияла живопись 1884 года. Из Эрмитажа срочно вызвали реставратора Дмитрия Федоровича Богословского.
Не вырубишь и топором
Не зря говорят, что написанное пером не вырубишь и топором. Газеты того времени уделили реставрации изрезанного полотна максимум внимания. И сообщали о всех этапах работ. 25 января газета «Раннее утро» сообщила: «Вчера с утренним поездом Николаевской жел. дороги приехал из Петербурга в Москву известный художник-реставратор Д. Ф. Богословский, который взял на себя ответственный труд по реставрированию изрезанной А. А. Балашовым знаменитой картины И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын». Вчера же г. Богословский был в Третьяковской галерее и начал подготовительные работы. Искалеченный холст снят с подрамника и растянут на специально изготовленной доске. В виду того, что краски на картине страшно засохли и затвердели, г. Богословский прежде всего намерен особым составом размягчить их, сделать грунт эластичным. Затем уже под разорванные места будет подводиться новое полотно. После дублирования останется самая трудная часть работы - загрунтовка. Реставрация потребует, по всей вероятности, 3 - 4 недель кропотливой работы».
До отъезда из Петербурга реставратор встретился с Репиным. Чтобы обсудить способы реставрации картины. Илья Ефимович остался доволен: «Теперь я совершенно спокоен и верю в полнейшее исправление картины».
20 февраля «Русское слово» порадовало: «Механическия повреждения совершенно уничтожены, от них не осталось и следа. Остались лишь пробелы на тех местах, где краска от силы удара отвалилась. Исполняющий обязанности попечителя Третьяковской галереи И. С. Остроухов… сообщает, что И.Е. прибудет в Москву в середине февраля для завершения работ по реставрации».
А убийцей признали Репина
Тем временем началась самая настоящая травля Репина. 13 февраля раннее «Раннее утро» поведало о диспуте по поводу полотна Ильи Ефимовича, на котором он присутствовал вместе с Богословским. Максимилиан Волошин заявил: «Творчество Репина остается натуралистическим. А натурализм при изображении ужасного только повторяет несчастные случаи, копируя их. Не Репин - жертва Балашова, а Балашов - жертва репинской картины. За 30 лет картина Репина принесла много вреда. И надо докончить дело, начатое Балашовым, не в смысле физического уничтожения картины, конечно. Ей не место в национальной картинной галерее!»
Художник, конечно, не смолчал: «Я не потерял времени, слушая автора. Человек образованный, интересный лектор, много знаний... но... тенденциозность, которой нельзя перенести. Я удивляюсь, как может образованный человек повторять весь слышанный вздор. Неправда, что говорят о картине. Наоборот, я наслушался столько хорошего о ней и странно мне, что русские люди хотят довершить деяние этого глупца Балашова».
Уже 10 марта иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры» на обложке напечатал большую фотографию отреставрированной части полотна. И сообщил: «Картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», пострадавшая… от руки безумца А. А. Балашова, снова восстановлена самим автором. Как известно, сначала картина была реставрирована художником-реставратором Д. Ф. Богословским, а потом по пострадавшим местам прошелся кистью знаменитый художник».
По фамилии и взгляды
Д. Богословский участвовал также в реставрации картины В. И. Сурикова, других бесценных полотен. 3 января 1934 года его арестовали вместе с группой художников и искусствоведов, выступивших против сноса храмов и памятников старины. Одно из обвинений звучало так: «Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков».
Дмитрий Федорович не скрывал на следствии своих взглядов. Безусловно, сказалось и его воспитание, и духовное образование: «Никогда не терпел и не терплю насилия, т. е. то, что я вижу при современном строе... Большевики уничтожают всё связанное с прошлым, в том числе и памятники старины, чем лишают подрастающее поколение воспитания героикой и пафосом старины, необходимого для привития чувства национальной гордости... Без такого чувства ни одна нация не может существовать и прогрессировать». На суде, видимо, учли заслуги Богословского: три года ссылки в Северный край условно. В марте его освободили. Еще три года он работал заведующим реставрационными мастерскими Исторического музея. А затем уволился по состоянию здоровья. Скончался он в 1939 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.


Рецензии