Киев задержал вольчанина Епифанова

Этому карандашному рисунку красоваться бы в картинной галерее краеведческого музея. Так нет: уже много лет портрет вольского купца обитает в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве. Под инвентарным № г – 816 значится: «Портрет Тихона Зиновьевича Епифанова. Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш (28,7 ; 21,1 см). (2.ІХ 1857). Справа внизу карандашом надпись: «Т. Шевченко 57».
В августе 1857 года освобожденный Александром II от солдатчины Шевченко добрался до Астрахани. Но не сразу увиделся с давним знакомым Александром Александровичем Сапожниковым, наследником вольских купцов. В своем дневнике «Кобзарь» тогда написал: «Не будь Александр Александрович Сапожников бриллиантовой звездой астраханского горизонта и безмездным астраханским метрдотелем, я зашел бы к нему, как к старому знакомому, но эти великолепные его недостатки меня остановили». Но Тарас Григорьевич все же «возобновил старое знакомство» с Александром Александровичем: «Это уже был не шалун-школьник в детской курточке, которого я видел последний раз в 1842 году; это уже был мужчина, муж и, наконец, отец прекрасного дитяти, а сверх всего этого, я встретил в нем простого, высокоблагороднейшего, доброго человека. Черта, характеризующая семейство Сапожниковых».
Ученики Карла Брюллова
Купец предложил Шевченко, с которым брал уроки живописи в 1842 году у знаменитого
 художника Карла Павловича Брюллова, путешествовать вместе с ним на пароходе «Князь Пожарский». И тот с радостью согласился и даже подарил Сапожникову на именины портрет его тещи Екатерины Никифоровны Козаченко: «Портрет сделан в один сеанс белым и черным карандашами довольно аляповато, но не лишен экспрессии». А следом последовали другие портреты. Т. Шевченко 2 сентября записал в своем дневнике: «Ночью против города Волжска (место центральной конторы дома Сапожниковых) пароход на несколько часов остановился. А. А. сошел на берег и в скором времени возвратился на пароход с своим главным управляющим Тихоном Зиновьевичем Эпифановым. Белый с черными бровями, свежий, удивительно красивый старик, с прекрасными манерами, и тени не напоминающими русского купца».
Вы, конечно, догадались, что Шевченко назвал наш город Волжском, так как он еще не обрел в своем названии смягчающий «Ь». Ну и в фамилии купца начальную «Е» заменил на «Э». Как говорится, как слышится, так и пишется. Именно так и предлагал делать  незабываемый реформатор Никита Хрущев в 1964 году. Поэт и живописец, естественно исполнил портрет колоритного Тихона Епифанова.
Существует версия, что Александр Александрович, стесняясь прямо предложить Шевченко деньги, уговорил разыграть в лотерею его картины. И они, само собой, достались А. А. Сапожникову. Надо сказать, что спутники Шевченко всячески помогали ему. И Тарас Григорьевич не остался в долгу: «Я нарисовал белым и черным карандашом, довольно удачно, портрет Михайла Петровича Комаровского, будущего капитана будущего парохода А. Сапожникова, за то, что он подарил мне свои бархатные теплые сапоги».
Ошибка Тараса Шевченко
Запечатлел художник на бумаге и домашнего доктора Сапожниковых: «Поутру начал рисовать портрет Е. А. Панченка, домашнего медика А. Сапожникова. Не успел сделать контуры, как позвали завтракать. После завтрака пошел я в капитанскую светелку с твердым намерением продолжать начатый портрет, как начал открываться из-за горы город Чебоксары… Когда скрылися от нас живописные грязные Чебоксары, я снова принялся за портрет. Но принялся вяло, неохотно. Принялся для того, чтобы его кончить, и кончил, разумеется, скверно». Не станем спорить с Шевченко по поводу достоинств его портретного рисунка. Но на одну ошибку укажем. Не зря говорят: «Семь раз отмерь…». Игорь Николаевич Кривченков, хотя он и не историк по образованию, но собрал едва - ли не самую внушительную в городе электронную библиотеку старинной литературы: адрес – календари, путеводители, Памятные книги различных губерний и т.п. А еще у него чутье на ошибки. А их в паутине Интернета гуляет – множество. Покопался он в своих кондуитах, и нашел ошибку. У кого бы, вы думаете? У самого автора дневниковых записей. Панченко величали Елисеем Харлампиевичем, а ни как не Александровичем. По окончании Петербургской медико-хирургической академии  стал служил по морскому ведомству, на Каспийском море и в Астрахани. На момент знакомства с Шевченко медицинским инспектором Астраханского порта. И это зафиксировано в Российских медицинских списках с 1844 по 1877 годы.
От Астрахани до Киева
Все 4 портрета от Сапожникова перекочевали в харьковскую Галерею картин Т. Г. Шевченко, а затем в Киев, чудом не сгорели в огне второй мировой войны. Когда находились в Харькове. Сколько полотен сгубили фашисты, сколько вывезли в Германию. Впервые все 4 портрета были опубликованы в газете «Советское искусство» в марте 1949 года. Но вернемся с Т. Епифанову его предкам и потомкам. 17 сентября 1857 года вышел Указ Преосвященного епископа Саратовского и Царицынского Иоанникия, позволяющий  попечителю Единоверческой церкви Тихону Епифанову пригласить для освящения колокольни и церкви единоверческого священника архимандрита Спасо - Преображенского монастыря Самарской епархии Иоасафа. Говорят, звон большого колокола церкви был слышен в Балакове. Существует легенда, что под крышей городского головы Василия Епифановича Епифанова водилось множество голубей. Недовольные им вольчане наловили голубей, привязали к ним по пучку пакли, подожгли и отпустили. Последствия шутки оказались печальными. Сильный пожар, известный как «епифановский», уничтожил всю деревянную центральную часть Вольска – 392 дома. Это случилось в 1792 году. Драматические события имели и положительную сторону: первым в губернии Вольск получил «легулярный» план застройки. По законам классицизма, господствующего в то время, план имел строгие геометрические очертания. В 1797 году в Вольске уже было восемь улиц, где все еще преобладали деревянные постройки, но среди них встречались и каменные здания.
В журнале «Родина» в 1991 году Надежда Епифанова поделилась опытом составления своей родословной: «Я знала, что мой дедушка - Александр Зиновьевич Епифанов родился в городе Вольске. В Историческом архиве Москвы сохранились материалы, свидетельствующие, что в 1883 году он окончил Императорское Московское Техническое училище с правом ношения знака отличия и удостоен звания инженера-механика. Там же я узнала, что у него были родные братья - Степан и Тихон. Они родились в Вольске в семье купца Зиновия Тихоновича Епифанова, получили хорошее воспитание и образование. Дедушка стал талантливым математиком, имел научные труды, преподавал в гимназиях, в 1892 году был произведён в чин статского советника, являлся кавалером 5-ти орденов, в том числе - Святого Владимира».
Как видно, Епифановы оставили свой след в истории не только Вольска, но и России…


Рецензии